12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Шаленкова52
Россия, Иваново

Повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дистанционного обучения


М.К. Шаленкова


ОГБПОУ Ивановский колледж сферы услуг, Россия г. Иваново,


E-mail: marina22.11@mail.ru


В настоящее время образование является основополагающим, так как от его эффективности зависит развитие человечества. В постиндустриальном обществе главным фактором развития служит человеческий капитал, высокообразованные люди, способные обучаться и умеющие решать не стандартные задачи, а так же способные подходить к работе творчески, проявлять инициативу. Сегодня процесс обучение переходит на новые уровни, так например, дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – это способ получения знаний на расстоянии, когда преподаватель и студент физически находятся в различных местах, а основной объем учебного материала передается с помощью различных электронных технологий.

Дистанционное образование могут получить люди различных возрастов, уровня образования, а также с ограничениями в здоровье. Важным аспектом является то, что обучающийся может практически в любое время связаться с преподавателем и обсудить сложные или непонятные моменты.

Технологии дистанционного обучения — информационные технология, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Электронный образовательный ресурс является основным компонентом информационной образовательной среды, который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения.

Применение данных ресурсов в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать следующие задачи:

формирование навыков обучающихся самостоятельно организовывать свое когнетивное развитие;

организация индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося;

организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Формы дистанционного обучения:

1.On-line общение – это общение по средствам Интернет. Существует множество ресурсов, по средствам которых, происходит дистанционное общение, например, почта, телефон, но On-line общение наиболее удобно. Отметим преимущества On-line общение:

Общение может происходить при помощи приборов имеющих выход в интернет (мобильный телефон, компьютер, планшет, ноутбук, телевизоры Internet и так далее). Общение может проходить в режиме онлайн (службы мгновенных сообщений (Internet Relay Chat и Instant Messaging Service и так далее)) и оффлайн (почтовые системы E-mail, Gmail, контакт и так далее). Служба Internet Relay Chat (Чат) является первым средством для онлайнового общения, предоставляет огромный выбор каналов (тем) для общения. Чат - это текстовый диалог в реальном масштабе времени. Следствием развития чата оказалась служба моментальных сообщений (Instant Messaging Service, IMS). IMS – это технология, предоставляющая коммуникации в сетях Интернет. Instant Messaging Service, это не только текстовых сообщений, но и передача звуковых сигналов, картинок, видео и файлов.

Телефонное общение благодаря новейшим информационным технологиям, при помощи сети Интернет и программы Skype, ZOOM Cloud Meetings, Прямой эфир в Инстаграм и так далее можно отправить не только звуковой, но и видеосигнал. Эти программы очень удобны и просты в использовании для проведения онлайн-конференций, вебинаров, онлайн-тренировок, обучения

On-line сообщения можно написать сразу для всех пользователей интернет ресурсов, например, на стене своего блога, на своей страничке, на сайте [2; с. 103-106].

2.Создание веб-сайт позволит сделать обучение более открытым обществу, на страничках сайте становится реально размещения непосредственной образовательной деятельности педагога, деятельности обучающихся, фотографии практических и работ, проверочные и контрольные работы, необходимые материалы, темы занятий и задания на дом.

3. On-line конференции – это формат взаимодействия участников образовательного процесса. Во время проведения мероприятия на странице On-line конференции публикуются ответы участников, и все посетители могут с ними ознакомиться. 4.Мастер-классы On-line – это видеоурок даваемый экспертом в данном виде искусства, науки или ремесла. 5.Сетевые конкурсы, олимпиады – это соревнование по средствам сети Интернет с целью выявления лучшей работы или участника [3; 208-210].

Дистанционно происходит не только обучение, но и воспитание. Студента активно принимают участие в онлайн-волонтерстве на платформах: IT-волонтер, ProCharity,Todogood и так далее, участвуют в акциях «Георгиевская ленточка», «Парад победы», «Салют победы», подготавливают видео поздравление ветеранам.

Виртуальное волонтерство (онлайн-волонтерство или цифровое волонтерство) – тип волонтёрской, неоплачиваемой, безвозмездной деятельности (сознательная помочь нуждающимся людям), которая происходит дистанционно при помощи Интернет ресурсов.

Виртуальное волонтерство, как и традиционное, основано на человеческом сочувствии, желании помочь, поддержать или на стремлении сделать собственный взнос, а также готовность поделиться своим временем и навыками. Данный вид волонтерской деятельности близок особенно тем, чей профессиональный опыт или стиль жизни связан с интернет-средой, тем, у кого есть проблемы с передвижением или тем, кто не может пожертвовать своим временем, а также людям с ограниченными физическими возможностями [5].

Виртуальное волонтерство:

1. Не требует вашего физического присутствия.

2.Не исключает волонтерство в реальной жизни, а расширяет его границы.

3.Помогать можно, когда вам это удобно, и посвятить этому столько времени и усилий, сколько захотите.

4. Мотивирует помогать тех, кто ранее не имел опыта волонтерской деятельности (но зато хорошо разбирается в цифровых технологиях, свободно владеет структурами и возможностями сети).

5. Деятельность для некоммерческих организаций, кампаний и других активных лиц, которые стремятся внести свой вклад во что-то.

Использование новых технологий для достижения целей волонтерства может предоставить им не только эффективные ресурсы, но также дает возможность войти в контакт с поддерживающими их заинтересованными людьми.

Область деятельности виртуальных волонтеров: корректировка и написание статей, буклетов, объявлений, разработка веб-страниц, создание видео и так далее.

По целям проекта: сбор средств, поиск новых идей, репетиторство, иллюстрации проблемы, оказание психологической помощи нуждающимся.
Преимущества дистанционного образования:

1. доступность, не нужно покидать свой дом, нести денежные расходы на дорогу и проживание;

2. подготовка к жизни в условиях информационного общества, усвоение информационных технологий;

3. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  материала с индивидуальной скоростью усвоения;

4. открытость обручения;

5. развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.

6. избегание психологических барьеров, связанных с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.
Недостатки дистанционного образования:

1. развивающая среда становиться уже, так как педагогические условия данной среды ограничиваются только изложением учебной информации. При традиционном обучении педагог учитывает психологическое состояние обучающегося, создает эмоциональный комфорт, стимулирует, мотивирует, поддерживает его;

2.ограничение условий для развития нестандартного мышления, креативности

3. невозможность отследить здоровьесберегающие условия проведения учебных занятий: режима дня, работы и отдыха, предупреждение переутомления, эргономические условия (нормы и правилам размещения компьютерного и периферийного оборудования, умение правильно выбрать необходимую мебель для реализации учебного процесса). Так же длительное проведение обучающегося за компьютером ухудшает как физического, так и психологическое здоровье;

4. так же нет возможности отследить санитарно-гигиенические условия образовательного процесса: температура, влажность, освещение помещения в котором протекает учебный процесс. Выполнение санитарно-гигиенических требований способствует нормальному протеканию физиологических процессов, что отражается на эффективности познавательных процессов: памяти, воображении и так далее;

5.неосуществимость социального развития и культуры общения обучающихся.

На основание вышеизложенного можно сделать вывод, что только комплексное использование традиционного, инновационного и дистанционного обучение способствуют формированию разносторонне развитой личности.


Литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование / Л.И. Божович. – Питер, 2008. – 386с.

Грибков Д.Н. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности: учебно-метод. пособие/ Д.Н. Грибков. – М.: Литера, 2010. – 127 с.

Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. – М.: Логос, 2001. – 356с.

Ожерельева Е.А. Об отношений понятий информационное пространство. Информационное поле, информационная среда и семантическое окружение / Т.А. Ожерельева// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №10-2. – М., 2015. – С.21-24

Сайт Электронная библиотека МГППУ: [Сайт]. – Электронные данные. Режим доступа: URL: http://psychlib.ru/mgppu.ru (дата просмотра 08.05.2020).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.