12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Elena25



Развитие речевого дыхания.

Что такое наша речь? Это поток звуков образующихся в речевом аппарате человека при участии дыхания образующую воздушную струю, возникающую в легких. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, выразительности словарного ряда, громкости и плавности речи. Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания. Именно поэтому, специалист логопед в первую очередь обследует, то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы у ребенка осуществляются вдохи и выдохи.

Речевое дыхание взрослых отличается от дыхания детей. У детей дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Дети пользуются верхним – грудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух, в процессе речевого высказывания нередко добирают воздух почти перед каждым словом.

Нарушение речевого дыхания у дошкольников :
1.Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей.
2.Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "проглатывает” конец слова или фразы.
3.Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с куклой пой -(вдох) – дем гулять).
4.Торопливое произнесение фраз, без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
5.Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо.
6.Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное  дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Предлагаем упражнения, которые помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки ( Можно их вначале прижимать ладошками ). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык лежит на нижней губе. Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Цель игр: обучение плавному выдоху, активизация губных мышц.

СНЕГОПАД

Сделайте снежки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно сдует её.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

ФУТБОЛ

Из кусочка ваты скатайте шарик - это мяч. На столе на небольшом расстоянии расположите два кубика или карандаша – это ворота. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

ЛИСТОПАД

Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья; дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев0. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони.

БАБОЧКА

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке прикрепите нитку. Бабочек на нитках держите на уровне ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полетели на облачко.

Там твои детки –

На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

КОРАБЛИК

Пуская бумажный кораблик по тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок,

Кораблик гони

До Волги-реки!

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш ли катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

ШТОРМ В СТАКАНЕ

Для этой игры необходимы трубочка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется один конец трубочки, другой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку. Чтобы вода забурлила. Следите за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

КОНФЕТТИ

Дуть на конфетти, рассыпанное на листе картона, так чтобы оно не разлеталось, а перемещалось.

ОДУВАНЧИК

Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.