12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прохоренкова Марина Юрьевна277
Россия, Смоленская обл., Смоленск
2

Развитие речевого дыхания у дошкольников


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска


Консультация

«Развитие речевого дыхания у дошкольников»



Составитель: учитель-логопед

Прохоренкова М.Ю.


Смоленск, 2021


Речевое  дыхание – возможность выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. От развития речевого дыхания во много зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационную выразительность. Уделяя внимание  постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

  • недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
  • нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
  • неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
  • из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Причины нарушения речевого дыхания

  • общая ослабленность
  • аденоидные разращения
  • сердечно-сосудистые заболевания
  • нарушения речи, такие как дизартрия, ринолалия, разные формы поражения голоса

Признаки нарушения речевого дыхания у детей

  • слабый вдох и выдох
  • неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха
  • неумелое распределение дыхания по словам
  • торопливое произношение фраз
  • неравномерный толчкообразный выдох
  • слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя

Как правильно дышать?

При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

  • короткий вдох через нос;
  • плавный выдох, воздух выходит через рот;
  • выдох осуществляется до конца;
  • после каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Упражнения для развития дыхания

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Вар  1. Педагог (родитель) пускает мыльные пузыри, а дети дуют на них и не дают им упасть.

Вар 2. Дети сами пускают мыльные пузыри.

«Птичка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. По сигналу: «Полетели!» ребенок дует на фигурку. Продвигать птичку можно только на одном выдохе. (Аналогично можно сделать бабочек, пчелок, паучков)

 «Одуванчик»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игру можно проводят на улице родители. Сорвав одуванчик, ребенок дует, чтобы слетели все пушинки.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Купите ребенку вертушку. Необходимо целенаправленно дуть так, чтоб «вертелись» цветочки на вертушке.

«Кораблики»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

В большой таз с водой опускаем кораблики (или другие игрушки для игр в воде). Взрослый предлагает детям покататься на кораблике. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф».

«Бантики»
         Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Перед началом игры к каждому бантику необходимо  привязать нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепить к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натягиваем так, чтобы бантики висели на уровне лица стоящего ребенка. Вместо бантиков можно брать любые предметы согласно изучаемой лексической теме (времена года: листья, капли, снежинки, бабочки; животные, птицы и т.д.)

Ребенок встает возле бантиков и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

          «Буря»
          Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
         Оборудование: стаканы с водой, трубочки для коктейля.

Перед началом игры необходимо подготовить стаканы с водой и трубочки. Педагог предлагает сделать бурю в стакане. Показывает, как можно подуть в трубочку, чтоб вода начала бурлить. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
         «Воздушный шар»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар.

Ход игры:

Вар 1. Попросите ребенка надуть шарить (сколько сможет).

Вар 2. Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Вар 3. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
           Вар 4. С подгруппой детей можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

           «Сделай пену»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
         Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку.

«Задуй свечу»

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свеча.

Ход игры: Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

         «Посвистим»
          Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных или свисток.
          Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей.

«Музыканты»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
         Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Выберете те из них, на которых легче играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

Выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

«Песня пузырька»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
         Оборудование: чистый стеклянный пузырёк.

Ход игры: Педагог дает ребенку пузырёк и предлагает игру.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает ребенку сделать так же. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь.

«Подуй на полоску»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).
          Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).


Список источников

    1. Буйко В. Чудо-обучайка. – Екатеринбург.: «ЛИТУР», 2005.
    2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
    3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-rechevogo-dyhaniya-u-doshkolnikov.html (дата обращения:  22.08.21)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.