Развитие речи
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Кисть руки – орган речи.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» — не что иное, как массаж в игре. В игре «Сорока-ворона» каждый пальчик нужно взять за кончик и слегка сжать. Большой пальчик не только сжать, но и слегка «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Почему игра называется «ладушки»? Да потому что она налаживает работу детского организма. Происхождение слова «ладонь» — центр наладки.
Неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой. Так что, если ладошка начнет раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь.
Этапы разучивания пальчиковых игр
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкам ребёнка.
З. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
В своей работе я широко использую пальчиковую гимнастику. Был проведен проект «Ладушки- ладошки». Цель которого, выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества с применением пальчиковой гимнастики, пропаганда педагогических знаний среди родителей. Родители приняли активное участие в реализации проекта. Мне удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями