Развитие речи детей раннего возраста раннего дошкольного возраста средствами сенсорных игр
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста средствами простых сенсорных игр
Ильгова-Борт Ирина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мелитопольский государственный университет»
Аннотация. В статье были сформулированы определения сенсорной чувствительности, сенсорного воспитания, игровой деятельности, дидактических игр. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи сенсорного воспитания детей раннего возраста и использования в воспитательной и обучающей работе игровой деятельности. Была создана «Программа дополнительного образования по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста».
Ключевые слова: дошкольники, дети дошкольного возраста, сенсорная чувствительность, сенсорное воспитание, игра, игровая форма, дидактические игры.
Постановка проблемы. Сегодня внимание специалистов сосредоточено на различных аспектах развития детей раннего возраста, их обучения и воспитания. Одним из важных аспектов, которому специалисты уделяют особое внимание, является сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание играет важную роль в создании качественной основы для развития ребенка, лучшей адаптации к окружающему миру, разнообразия эмоциональных и познавательных процессов.
Одним из методов, используемых в дошкольном образовании, являются дидактические игры. Дидактические игры способствуют развитию и совершенствованию различных сенсорных способностей детей, таких как цветовое восприятие, восприятие массы, восприятие формы, зрительное и слуховое восприятие.
В отличие от дидактических занятий, дидактическая игра включает в себя сразу два аспекта: обучение и игру. В процессе дидактической игры педагог как учитель и участник игры играет с детьми, одновременно обучая их, а дети учатся, играя. Поэтому вопрос об использовании дидактических игр в сенсорном воспитании является актуальным.
Анализ последних исследований. Значительный вклад в исследования вопросов влияния дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста внесли А.П. Усова, А.В. Запорожец, Е.Г. Пырюгина, Е.И. Тихеева, Н.А. Ветрягина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и много иных отечественных ученых. Зарубежные исследователи, такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие, тоже обозревали сенсорное развитие как один из базовых элементов дошкольного учения.
Формулирование целей статьи. Цель нашего исследования –теоретически определить и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий, обеспечивающих использование дидактических игр в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
Изложение основного материала исследования.
Исследование влияния игровых средств на процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста было проведено в ГКУ ЗО «Детский сад № 24 "Ласточка"» г. Мелитополя на основе следующей гипотезы.
Гипотеза исследования: сенсорное воспитание детей раннего возраста идет более эффективно, если в воспитательной и обучающей работе использовать игровые средства [4, с. 33].
Методики исследования. Диагностический материал по сенсорному развитию для детей дошкольного возраста:
1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера).
2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную (методика Е.А. Стребелевой).
3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей) (методика Е.А. Стребелевой).
4. Собери цветок (4 цвета).
5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики М.И. Земцовой) [8, с. 41].
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
высокий уровень – выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20-16;
средний уровень – количество набранных баллов 15-11;
достаточный уровень – количество баллов 10-6;
начальный уровень – количество баллов 5-0 [12, с. 39].
Исследование включает три этапа: констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап.
На констатирующем этапе исследования показатели средних групповых баллов и средних групповых уровней сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп детей таковы: в экспериментальной группе средний балл сенсорного развития группы дошкольников 10,5 (что соответствует достаточному уровню развития признака); в контрольной группе сенсорного развития группы дошкольников 10,8 (что соответствует достаточному уровню развития признака) [2, с. 60].
На констатирующем этапе исследования распространенность уровней сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп следующая: в экспериментальной группе детей с начальным уровнем сенсорного развития – 10 человек, с достаточным уровнем сенсорного развития – 8 человек, со средним уровнем сенсорного развития – 7 человек, с высоким уровнем сенсорного развития – 5 человек; в контрольной группе детей с начальным уровнем сенсорного развития – 9 человек, с достаточным уровнем сенсорного развития – 9 человек, со средним уровнем сенсорного развития – 8 человек, с высоким уровнем сенсорного развития – 4 человек [6, с. 10].
Т.е. на констатирующем этапе исследования соотношение средних групповых баллов и средних групповых уровней сенсорного развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной групп практически совпадают.
На формирующем этапе исследования выбираются наиболее действенные и актуальные для активизации сенсорного развития у дошкольников методики игровой деятельности. В экспериментальной группе дошкольников на основе выбранных методик проводится комплекс занятий по «Программе дополнительного образования по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста». Контрольная группа детей в этих занятиях не участвует [10, с. 86].
На контрольном этапе исследования показатели средних групповых баллов и средних групповых уровней сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп детей таковы: в экспериментальной группе средний балл сенсорного развития группы дошкольников 12,7 (что соответствует среднему уровню развития признака); в контрольной группе сенсорного развития группы дошкольников 11,1 (что соответствует достаточному уровню развития признака) [3, с. 18].
На контрольном этапе исследования распространенность уровней сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп следующая: в экспериментальной группе детей с начальным уровнем сенсорного развития – 4 человека, с достаточным уровнем сенсорного развития – 10 человек, со средним уровнем сенсорного развития – 9 человек, с высоким уровнем сенсорного развития – 7 человек; в контрольной группе детей с начальным уровнем сенсорного развития – 8 человек, с достаточным уровнем сенсорного развития – 8 человек, со средним уровнем сенсорного развития – 9 человек, с высоким уровнем сенсорного развития – 5 человек [11, с. 53].
Итак, на контрольном этапе исследования соотношение средних групповых баллов и средних групповых уровней сенсорного развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной групп не совпадают: экспериментальная группа сенсорно развивается лучше. Это подтверждает гипотезу исследования.
Выводы
Дидактические игры способствуют сенсорному воспитанию детей раннего возраста. Они помогают развивать познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, а также расширять и закреплять представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, а также преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Для успешного использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста необходимо:
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений.
Подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели сенсорному развитию детей раннего возраста, с постепенным переходом от простого к сложному.
Повысить уровень компетентности педагогов в области сенсорного развития детей.
С помощью этих заданий определяется уровень каждого умения, а затем – общий уровень сенсорного развития детей раннего возраста.
Список литературы
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Педагогика, 2021. – 218 с.
Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н.С. Ежкова. – М.: Педагогика, 2021. – 183 с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2019. – 416 с.
Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2021. – 96 с.
Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 2021. – 411 с.
Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно [Текст] / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 2017. – 144 с.
Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2020. – 330 с.
Ступеньки творчества, или развивающие игры [Текст] / Под ред. И.Е. Авериной. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
Турченко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2017. – 256 с.
Хохрякова, Ю.М. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие / Ю.М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 2021. – 262 с.
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2019. – 239 с.
Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей / Е.А. Яушко. – М.: Владос, 2018. – 350 с.