Методическая разработка «Развитие речи детей раннего возраста»
Рекомендации педагога-психолога родителям
- С ребенком нужно разговаривать постоянно, каждый день. Не молчите, когда взаимодействуете со своим малышом. Рассказывайте ему обо всем, что попадается на «глаза», не ждите, когда он спросит, что это, берите речевую инициативу на себя.
- Говорите с малышом медленно, громко, выразительно, короткими предложениями (из 3-4 слов), выдерживая паузу между ними. Пусть ваша речь будет эмоционально окрашена и с улыбкой (но без сюсюканий)! Неоднократно повторяйте сказанное.
- Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Устанавливайте контакт «глаза в глаза» при разговоре с ребёнком.
- Общайтесь с малышом в виде диалога. Задавайте ему вопросы. Если он не отвечает, сами отвечайте на них. Озвучивайте все свои действия, если малыш смотрит на вас.
- Читайте и рассказывайте песенки, потешки, сказки с повторными сюжетами («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»). Пойте колыбельные песенки. Выбирайте яркие, разноцветные книжки. Чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
- Инсценируйте простые сказки (кукольный театр, игрушки на руку).
- Используйте приём договаривания простых слов ребёнком. Пример: «Гуси, гуси» - (говорит мама, делает паузу) «га-га-га» (договаривает ребёнок).
- Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.
- Поощряйте малыша произносить новые звуки, слова. Хвалите каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами. Всегда внимательно слушайте его.
- Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
- Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.
- Больше двигайтесь вместе с ребенком – чем выше двигательная активность, тем быстрее развивается речь.
- Развивайте мелкую моторику вашего малыша (пальчиковый бассейн, конструкторы, пластилин, тесто, мука, мозаика, пуговицы, пальчиковые краски и так далее). Используйте пассивную гимнастику («Сорока-белобока», «Идет коза рогатая»), массаж пальчиков. Можно использовать массажные мячики и шарики Су-джок. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами;
- Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.
- Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.
- Ребёнок выполняет движения своими ручками.
- Развивайте слуховое восприятие, внимание. Например, игры: Что звучало? (колокольчик, барабан). Где звенит? (ребёнок должен найти источник звука). Учите малыша прислушиваться к различным звукам (часы тикают, самолёт гудит, вода капает и др.).
- Развивайте зрительное внимание, память. Например, игры: Кого не стало? Кто спрятался? Кто поменялся? (сначала с игрушками и картинками, а потом только с игрушками). Разложить игрушки в определённой последовательности и т.д.
- Выполняйте игры на дыхание (дуть на свечку, на кораблик в тазике с водой, на ватку; дуть в трубочку в стакан с водой, мыльные пузыри, губные гармошки, свистки, дудочки и т.п.). Такие упражнения лучше проводить 1-2 раза в день по 1-2 минуты между едой.
- Развивайте у ребёнка подражательную способность. Добивайтесь, чтобы в игре ребёнок повторял за вами действия (кормление куклы, катание машинки, постройка башни из кубиков и т.п.).
- Играйте с малышом каждый день по 5-10-15-20 минут (зависит от настроения и возраста ребёнка). Каждые 3-4 дня меняйте игрушки, с которыми вы играете.
- Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Давайте малышу полезные поручения, передавайте через него просьбы к другим и обязательно благодарите за помощь.
- Никогда не следует принуждать ребёнка играть или говорить. Особенно если малыш устал. Если игра понравится ребенку, он будет пытаться участвовать, просить повторения.
Помните!
Ребёнок должен получать от ваших совместных игр положительные эмоции,
ему должно быть интересно.
Педагог-психолог
Панкратова Н.Н.