Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности через малые жанры фольклора.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
эстетическому направлению развития воспитанников
«Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»
Первая группа раннего возраста
2024-2025уч.г.
По теме: Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности через малые жанры фольклора.
Проект: «Пестушки - говорушки»
Воспитатель: Изюмова С.А.
2024-2025г.
Тяжинский Авторы – составитель: Изюмова Светлана Александровна воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников «Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью.
Поэтому проект развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности через малые жанры фольклора на
сегодняшний день имеет особую значимость. Проект содержит план реализации проекта и практический материал,
а так же информацию для родителей. Данный проект рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
Содержание
Вид проекта……………………………………………………………………...4
Продолжительность, сроки и основные формы реализации проекта ………4
Материально- техническое….………………………………………………….4
Введение............................................................................................................4
Актуальность темы проекта ……………………………………………………5
Цель и задачи участники проекта………………………………………………5
Методы и приёмы, используемые в проекте.....................................................5
Формы организации детей и родителей………………………………………...6
Методы и приёмы ………………………………………………………………..7
Ожидаемый результат........................................................................................7
Основной этап.......................................................................................................7
Итоговый этап.........................................................................................................7
Помесячный план методической работы воспитателя по теме: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности через малые жанры фольклора»………………………………………………………………………..7
План работы по реализации проекта ……………………………………………8
Используемая литература…………………………………………………………9
Приложения ………………………………………………………………………10
Педагогический проект «Пестушки -говорушки».
Вид проекта: целевой творческий практика – ориентированный.
Участники проекта: дети группы первого раннего возраста , воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: Групповой, творческий.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2024 – май 2025 учебный год.
Обеспечение:
Материально-техническое: аудиозапись детских песен, художественного слово: прибаутки для маленьких, задорные потешки, сборник потешек, игры на ладошках, пальчиковые игры, подвижные игры, стихи – болтушки, русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок» и т. д , песенки-болтушки (для запуска речи детей).
Введение
Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями
устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший
педагог- народ,- создал также произведения художественного слова, которые
ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного
развития. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки,
колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
Вслушиваясь в слова потешек, считалок, колыбельных, сказок, стихи их
ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в
такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка,
вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что
описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание
запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче
запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые формы
фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Если в первый и второй годы дети откликаются на ритм, рифму, игровые
приемы потешек, то на третьем году их увлекает содержание
художественного произведения, ход разворачивания событий,
последовательность. У детей возникает не только способность, но и
потребность понять причину и следствие описываемых событий.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия,
в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и
бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск
новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается
задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь
является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она
позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично
вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста
выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно
фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью,
яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем
знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на
то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои
мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными
произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей
раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок,
потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности
восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений
фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического
благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в
дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет
собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в
непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет
компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается
количество детей с несформированной связной речью.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает
уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации
поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных
отношениях. Поскольку программа, используемая в ДОУ, не раскрывает в
должной мере важности использования фольклора в развитии речи детей
раннего дошкольного возраста. Изучив актуальность проблемы, разработала
проект по теме: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности через малые жанры фольклора».
Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста средствами малых
форм фольклора.
Задачи проекта:
Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе
ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания,
активизация словаря
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование
способности к целостному восприятию произведений разных жанров,
усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на
него.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного
отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе
работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной
деятельности.
Методы и приёмы, используемые в проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов
действий.
Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические
игры, настольно-печатные игры, пальчиковые игры.
В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие
моменты:
ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать
элементы игры и обучения;
содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого
материала;
необходимо контролировать длительность занятий.
Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:
групповая
подгрупповая
индивидуальная
Ожидаемый результат:
Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами,
выражениями.
Сформировался первоначальный интерес к устному народному
творчеству, художественной литературе;
Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и
сверстниками;
Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
У родителей сформировано понимание необходимости использования
малых форм фольклора в развитии речи детей.
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
Анализ предметной среды группы.
Изучение методической литературы по проблеме.
Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:
• Организация диагностического исследования речи детей.
• Организация адаптационного периода с использованием различных форм
фольклора.
• Организация игрового взаимодействия.
• Выставка книг с различными жанрами фольклора.
• Рассматривание иллюстраций.
• Инсценированние произведений фольклора.
• Организация режимных моментов с использованием фольклорных
произведений.
• Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных
произведений.
• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
• Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
• Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
Итоговый этап:
• Проведение сравнительного диагностического исследования уровня
речевого развития с детьми группы.
• Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление
на методических объединениях, педагогическом совете, размещение
материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка
методических рекомендаций и пр.
Помесячный план методической работы воспитателя по теме: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности через малые жанры фольклора»
План работы по реализации проекта
Месяцы | периоды | Мероприятия | Участники | |||
Подготовительный этап | ||||||
сентябрь | 1-2 неделя | Сбор и анализ методической педагогической литературы. Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата. Диагностика знаний и умений по образовательным областям «Художественная литература», «Коммуникация». | Воспитатели старший воспитатель | |||
3-неделя | Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей. Средств необходимых для реализации проекта. Определение содержания, длительность проекта и участие в нём родителей. | Воспитатели родители Воспитатели Родители | ||||
4-неделя | Подготовка наглядного материала для родителе и детей. | |||||
Основной | ||||||
октябрь | 1-2 неделя | Рассказывание потешек для тех кто плачет. «Пальчиками играем речь развиваем» | Воспитатель Дети | |||
3 неделя | Игра «» | Воспитатель Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Заучивание наизусть потешек. Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность нетрадиционное рисование пальчиками. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Повторение дома потешек. Папка передвижка «Как правильно говорить с ребёнком пальчиковые игры». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
ноябрь | 1 неделя | Биоэнергопластика (речь с движениями). | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Пальчиками играем речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики). | Воспитатель Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Использование потешек при умывание. Игровой массаж для кисти рук. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Повторение дома потешек при умывании. Консультация Речь и пальчики». Родительское собрание с вопросом «Знакомство с проектам «Весёлые ручки». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Декабрь | 1 неделя | Игры на развитие мелкой моторики «Цветные бусы». | Воспитатель Дети | |||
3 неделя | Пальчиковый театр «Репка». | Воспитатели Дети Младший воспитатель. | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Биоэнергопластика (речь с движениями). Пальчиками играем речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики). Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Беседа с родителями «Дети и мелкая моторика рук». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Январь | 1 неделя | Пальчиковый массаж с использованием различных предметов (массажных мячей, карандашей, шишек, грецких орехов). | Воспитатель Дети Младший воспитатель | |||
3 неделя | Игры – эксперименты с водой и песком. | Воспитатель Дети Младший воспитатель | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Мозаика (крупная). Кубики в картинках. Работа с родителями: Папка передвижка «Знакомство с пальчиковыми играми». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Февраль | 1 неделя | Мозаика (мелкая). | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Пальчиковый театр «Теремок» | Воспитатели Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Упражнение на развитие речевого аппарата, координации слова с движением. Кисти рук. Пальчиковые стихи. Работа с родителями: Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Март | 1 неделя | Набор «Строим в месте». | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Продуктивная деятельность – рисуем пальчиками «Весёлые пальчики». | Воспитатели Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Повторение стихов и потешек. Обыгрывание знакомых сказок через пальчиковый театр: «Репка», «Теремок».. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Выставка совместных работ родителей и детей «Ваза из фасоли». | Воспитатели Дети Родители Младший воспитатель | ||||
Апрель | 1 неделя | Пальчиковая гимнастика по методике Е. Железновой. | Воспитатели Дети | |||
3 неделя | Игры – эксперименты с водой и песком. | Воспитатели Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Настольные игры «Пирамидка», «Мозаика», Кубики». Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Семинар практикум – день общения «Чтобы чётко говорить – надо с пальчиками дружить» (ответы воспитателя на интересующие вопросы родителей). | Воспитатель Дети Родители Младший воспитатель | ||||
1 неделя | Повторение стихов, потешек с движением пальцев кисти рук. | Воспитатели Дети | ||||
Май | 2 неделя | Пальчиковый массаж с использованием различных предметов ( массажных мячей, карандашей, шишек, грецких орехов). | Воспитатели Дети | |||
1-4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Обыгрывание пальчиковых театров «Теремок», «Колосок», «Репка». Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Выставка пальчиковых театров - совместных творческих работ детей и родителей «Пальчиковые театры». | Воспитатели Дети Младший воспитатель. Родители | ||||
Заключительный этап | ||||||
Июнь | неделя | Конкурс «Лучшей семейный пальчиковый театр» - театрализованное представления. | Воспитатели Дети Младший воспитатель. | |||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Диагностика знаний и умений по образовательным областям «Здоровье», «Художественная литература», «Коммуникация». Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: День общения «Результат совместной работы по проекту «Весёлые ручки». | Воспитатели Дети Родители |
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
3.Программа разработка образовательных областей в ясельной группе(1.5-2г.)практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей под редакцией Карпухиной Н.А. 2013г.
4.Зуева Т.В. «Русский фольклор». - Флинта: Наука, 2000.
5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.
6. « Раннее обучение» Издание развивающего обучения. 2024г. Стихи –болтушки, которые научат малыша говорить/ Н.Г. Волкова, А.С. Кузечкин- Москва: Издательство АТС,2024,-62,(2)с., ил.-(Раннее обучение).
7. Песенки-болтушки для запуска речи детей. Логоритмика с OR-кодами/ В.Бунина, Д. Степанчишина; худож. А.Зинина. -Москва: Издательство АТС, 2024.-62(2) с.: ил.-(Раннее обучение).
8. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмен» 2008.
9. Драко М. В Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009.
10. Разумова Е, Д Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики [Текст] // Воспитатель ДОУ-2011 №8 с-38.
11. Навицкая О, П Ум на кончиках пальцев. Весёлые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова» 2006.