"Значение фольклора в развитии речи детей раннего возраста."
Значение фольклора в развитии речи детей раннего возраста Работа воспитателя Лебедкиной Н.Н. ГБОУ Школа№1413
Раннее детство – самое начало жизни маленького человека. В этом возрасте ребенок овладевает речью. Ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Раннее детство – самое начало жизни маленького человека. В этом возрасте ребенок овладевает речью. Ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое потому, что весь опыт человечества мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое потому, что весь опыт человечества мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам
Жанры детского фольклора (для детей раннего возраста) - Колыбельные песни; - потешки и прибаутки; - приговорки; - пестушки; - русские народные сказки.
Колыбельные песни Колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и. т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематичесикй слух.
В детском саду колыбельную можно использовать в случае, когда ребенок не может уснуть и немного возбужден. Это особый лирический жанр фольклора, популярный в народной поэзии. Отличительным признаком колыбельной песни является ее цель – достичь засыпания ребенка.
Потешки и прибаутки Знакомство с народными потешками и прибаутками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
Ценность потешек и прибауток в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек и прибауток богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Ценность потешек и прибауток в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек и прибауток богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться при умывании, купании, одевании, причесывании. Потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться при умывании, купании, одевании, причесывании. Потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса.
Пестушки Пестушки получили свое название от слова пестовать - няньчить, растить.
Русские народные сказки Русские народные сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, формируется умение задавать вопросы. Сказки для детей раннего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память.
Первые сказки понятны ребенку потому, что их герои животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют действия: сажают, поливают растения, убирают урожай, пекут, строят и т.д
Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.