Пробные занятия по развитию речи дошкольников
Задание 1. Изучение особенностей работы по речевому развитию в любой возрастной группе детского сада.
Цель: Формировать у студентов систему профессиональных компетенций, необходимых для реализации задач речевого развития дошкольников.
Я работаю в детском саду № 39 воспитателем. Мы работаем по образовательной программе Л.А. Венгера «Развитие». Данная программа включает в себя 13 разделов, один из которых – ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Основное направление – развитие творческих способностей, знакомство с литературой. Дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану. Дети учатся фантазировать, сочинять необычные продолжения известных сказок, пересказывать при помощи условных заместителей (круг, квадрат ит.д.). Изучают звуковой анализ слова, умение правильно ставить ударение, занимаются звуковой стороной речи и знаковой системой и т.д.
В области обучения ребенка письму, педагоги сознательно ограничиваются подготовкой руки к письму (произвольные упражнения рук и пальцев, воспроизводение в рабочей строке различных предметных образов, приближенных к конфигурации букв и написанию печатных букв. Формируется весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и рук. Обучение проходит в игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций.
Я работаю на второй младшей группе. В группе выделены такие зоны как: зона сюжетно - ролевых игр, театрализованная зона, познавательно - речевая зона, зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми, физкультурно-оздоровительная зона; литературная зона; экологическая зона, зона художественно-творческой деятельности детей. Созданные развивающие зоны содержат разнообразные материалы для развивающих игр.
Вся предметно-развивающая среда способствует речевому развитию детей, так как разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Как заметила в своё время Е. И. Тихеева «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Насыщая групповое пространство, мы со сменным воспитателем старались предусмотреть, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
В нашей группе уголок по развитию речи совмещен с уголком театрализованной деятельности. В данном уголке имеются картотеки дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики. Также здесь мы разместили словесные дидактические игры, предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов, различные виды театров, чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. Здесь же расположены картинки с изображением характерных особенностей времен года, предметами домашнего обихода, деталями предметов, с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет), с изображением размера, цвета, качества предметов, с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
Разнообразные виды театров играют важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи, это оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли. Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей. Для развития сюжетно ролевой игры необходим большой словарный запас, а поэтому накопленный целесообразный подбор игрушек и игровой материал создаёт «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Книжный уголок «В гостях у Ерошки» - это особо, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Книги, сделанные своими руками, пользуются особым вниманием. Стихи и рассказы, изображенные мнемосхемами, позволяют детям самостоятельно читать стихи наизусть и составлять описательные рассказы. Периодически устроенные тематические выставки – углубляют литературный интерес детей, делают особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Все это влияет на развитие речи детей и пополняет их словарный запас. У детей формируется новое, особое отношение к языковым явлениям – ярко выражается реакция на слово, интерес к нему, дети неоднократно воспроизводят, обыгрывают, осмысливают его. Поддерживая и развивая детскую впечатлительность, интерес к слову – решается одна из важных задач в воспитании «любовь к литературному произведению», ибо, как сказал С. Я. Маршак, «… острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение – есть то, что мы так ценим в читателях».
Зона «Изодеятельности» способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности.
Зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми, физкультурно-оздоровительная зона, экологическая зона, зона мини лаборатории также способствуют эффективному обогащению словаря, так как нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием. Во всех этих зонах дети знакомятся с разными значениями одного и того же слова, что обеспечивает семантически адекватное его использование, формируется обобщенное представления о слове.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к обучению в школе.
Несмотря на мой небольшой стаж работы в детском саду, я уверена, что правильно организованная предметно - развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Задание 2. Проведение непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.
Цель: Формировать практический опыт организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе
«В гостях у бабушки с дедушкой»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка».
Образовательные задачи:
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му.
Продолжать учить узнавать животных по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Правильно использовать в своей речи предлоги (за, перед, на, под).
Закрепить понятие “домашние животные”.
Закрепить название своего поселка, детского сада, классификацию овощей и фруктов.
Повторить сказку «Репка»
Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на разнообразные вопросы взрослого, используя все части речи.
Развивать память, внимание детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; интерес и желание к познанию окружающего мира.
Методические приёмы:
- словесный (беседа, диалог)
- наглядный (ИКТ, демонстрационный материал, резиновые игрушки домашних и диких животных, деревья, посуда);
- игровой (дидактические игры «Четвертый лишний», «Подбери слово», «Где сидит воробей», «Разложи по корзинкам», подвижная игра «Зайки скачут»).
- использование здоровьесберегающих технологий;
- использование демонстрационного материала.
Оборудование: письмо в конверте, цветы, воробей, игрушка заяц, корова, кошка, собака, дерево, ИКТ, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
-Заходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Сюрпризный момент.
-Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, нашла у двери вот это письмо. Чужие письма читать нельзя, поэтому надо решить, нам ли оно адресовано. Вспомните, в какой сад ходим, как называется наша группа? Читаю: детский сад № 39, группа «Звездочки». Значит? Письмо адресовано нам.
-Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка», и что же она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
-Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку из земли? (Да.)
-Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А на чем мы можем отправиться?
Ответы детей (на машине, на поезде, на автобусе, на самолете, на корабле).
- Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока.
Это разгоняя пух,
Поезд мчится: чух- чух -чух!
Мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.
Игра «Подбери слово»
Зимой холодно, а летом (тепло)
Мама молодая, а бабушка (старенькая)
Днем светло, а ночью (темно)
Сахар сладкий, а лимон (кислый)
Кресло мягкое, а стул (жесткий)
Дорога широкая, а тропинка (узкая)
Снег белый, а земля (черная)
Суп горячий, а мороженное (холодное)
Волшебник добрый, а Баба Яга (злая)
Слон большой, а мышка - маленькая
Лук горький, а торт - сладкий
(дети по очереди становятся в паровозик)
- Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
-Поехали: «Ш-Ш-Ш». Поезд набирает ход: «ЧУ-ЧУ-ЧУ». Выпускаем пар: «С-С-С». Тормозим: «З-З-З». (Играет музыка про паровоз).
- Вот ребята мы и приехали на полянку. Посмотрите, чего на полянке много, а что одно? Правильно, на полянке много цветов, а дерево одно. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - а! ”.
Игра «Где сидит воробей»
-Ребята, кто это у нас тут сидит? (Воробей), - А где он сидит? (На дереве),
- Как чирикает воробей (Чик-чирик), -Воробей не хочет сидеть на месте, с ветки на ветку перелетает. Посмотрите, воробей волнуется, крыльями машет. (Дети показывают движения птицы).
-Кто сидит под деревом? (заяц). Где теперь он сидит? (на земле, перед деревом). А теперь, где сидит? (на земле, за деревом).
-Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З). (Поезд подъезжает к стульчикам, дети садятся в полукруг) .
Игра «Четвертый лишний»
-Интересно, ребята, а какие животные заблудились? Давайте попробуем отгадать.
1. Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, оно умывается лапкой и ловит мышей. Кто это? (кошка)
_ Как она мурлычет? (мур-мур). Как она разговаривает? (мяу-мяу)
- А как она шипит? (ш-ш-ш). Давайте назовем ее ласково (кошечка, киска)
- А что любит делать кошка? (ловить мышей, пить молоко, спать, играть, царапаться)
- А какая кошка? (мягкая, пушистая, ласковая)
2. Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Корова)
- Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
- А что она делает? (Пасется на лугу). Что корова кушает? (траву, сено)
- А что дает корова? (Молоко). Как мычит корова (Му - му)
3 - А это домашнее животное охраняет дом, а когда радуется, весело хвостом машет (собака)
- Как ласково назовем? (собачка, песик)
- Как собака разговаривает? (гав-гав). А можете зарычать, как собачка?
- Что умеет делать собачка? (сторожить дом, пасти стадо коров, приносить палочку, грызть косточки, выступать в цирке) .
- Молодцы, а как можно одним словом назвать этих животных? (домашние)
- Почему их так называют? (живут рядом с человеком, приносят пользу)
-А каких ещё домашних животных вы знаете? Коза, лошадь, свинья.
- А кто здесь лишний? (заяц) Почему? (дикое животное, живет в лесу) .
Подвижная игра «Зайки скачут»
Рассказывают сказку 2-3 детей.
-Ребятки, бабка благодарит вас за то, что помогли деду вытянуть репку. За это она угощает вас овощами и фруктами. Но их надо разложить по корзинам, в одну овощи, в другую фрукты.
Игра «Разложи по корзинкам»
- Ребята, давайте поможем разложить овощи и фрукты.
- Где растут овощи?
(На земле, в земле, на огороде)
- А где растут фрукты? (На дереве).
(Дети раскладывают овощи и фрукты, рассказывая про свой овощ или фрукт).
- Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение.
Бабушка передает корзину с угощениями.
-Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З). (Едут на поезде)
- Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки)
- А что мы делали по дороге к бабушке и дедушке? (Играли)
- В какие игры мы играли? (перечисляют). А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)
- Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«Путешествие в страну сказок»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Формы организации: групповая.
Формы работы: беседа, художественное слово.
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровых действиях.
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о сказках «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»;
Продолжать учить детей понимать обращенную речь, выполнять движения, действия в соответствии с текстом;
Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими.
Развивающие задачи:
Развивать образное мышление, внимание, память, актерские способности;
Развивать речевую активность детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь, интерес к русскому народному творчеству, сострадание, сопереживание к героям сказок, желание помочь, интерес к совместным играм – драматизациям.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; разгадывание загадок; д/и «Посмотри и расскажи».
Материал к занятию: клубок ниток, звонок-колокольчик, домик бабушки, кукла - бабушка, сундук, иллюстрации к сказкам «Репка» и «Курочка-ряба», набор персонажей сказки «Колобок».
Ход занятия:
Воспитатель заводит в группу детей, обращает внимание на то, что к ним в группу пришли гости, что нужно поздороваться с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас сходить в гости к Доброй бабушке-старушке. Она знает много сказок и очень любит их рассказывать. Хотите пойти к ней в гости?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Дорогу к ней нам укажет «волшебный клубочек» (показывает его).
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток,
Только сильно не спеши
Путь, дорожку укажи,
К Бабушке нас приведи!
Вместе: (идём)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Топ, топ, топ.
(приходят к домику Бабушки)
Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите ребята, в каком красивом домике живёт Бабушка. Давайте позвоним в колокольчик (пока дети звонят в колокольчик, воспитатель обходит с другой стороны домик, заходит в него, и встречает ребят в образе бабушки)
Бабушка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Бабушка!
Бабушка: Проходите в мою сказочную горницу, гости дорогие. Посмотрите, как у меня красиво, как в сказочном тереме, это потому, что я очень люблю сказки. Ребята, а вы любите сказки? А много сказок вы знаете?
Дети: Да, любим и знаем много сказок.
Бабушка: А я сейчас проверю, какие вы сказки знаете. Давайте-ка с вами посидим рядком, да поговорим ладком. У меня есть волшебный сундук, а в этом сундуке, посмотрите, лежат картинки, не простые, а волшебные. Сейчас я вам покажу картинки, а вы скажите, что за сказка на них изображена.
(показываю иллюстрацию к сказке «Репка»)
Бабушка: Как эта сказка называется?
Дети: «Репка»
Бабушка: Кто посадил репку?
Дети: Дед.
Бабушка: Какая репка выросла?
Дети: Большая – пребольшая.
Бабушка: Кто помогал деду тянуть репку?
Дети: Бабка, внучка, жучка, кошка, мышка (хоровые и индивидуальные ответы).
Бабушка: Молодцы, ребята, вот вам следующая картинка.
(показываю иллюстрацию к сказке «Курочка – Ряба»)
Бабушка: Кого вы видите на этой картинке?
Дети: Курочку - Рябу, деда, бабку, яичко и мышку.
Бабушка: Какое яичко снесла курочка?
Дети: Не простое, а золотое.
Бабушка: Кто разбил яйцо?
Дети: Мышка (хоровые и индивидуальные ответы) .
Бабушка: Молодцы, ребята, на все мои вопросы ответили. А теперь я вам предлагаю немного поиграть.
Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Бабушка: А теперь, ребята, посмотрите, что это у меня тут лежит?
(под салфеткой спрятаны персонажи сказки «Колобок»)
Бабушка: Угадайте, что это за сказка? Каких животных вы видите?
Дети: Это сказка про колобка, тут заяц, волк, медведь и лиса.
Дети совместно с воспитателем рассказывают сказку «Колобок»
Бабушка: Какие вы у меня, молодцы! Вам понравилось у меня в гостях?
Дети: Да, очень.
Бабушка: Спасибо, ребятки, за то, что пришли ко мне в гости. Приходите ко мне ещё, а сейчас вам нужно возвращаться в детский сад. До свидания, друзья!
Дети: До свидания!
Задание 3. Составление самоанализа проведения НОД по различным разделам программы
Цель: Выявление умения студента обосновать оптимальность выбранного им плана учебного занятия, осуществление самооценки достигнутых реальных результатов.
Самоанализ занятия «В гостях у бабушки с дедушкой»
НОД проводила с детьми второй младшей группы – 3-4 года. На занятии присутствовало 10 человек. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект взят из интернет-источника с внесением небольших коррективов, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
Подготовила письмо в конверте для группы «Звездочки», цветы, силуэт воробья из картона, игрушки заяц, корова, кошка, собака, дерево, музыкальное сопровождение, демонстрационный материал к сказке «Репка», две корзинки, коллекцию фруктов и овощей.
В ходе предварительной работы с детьми проводились: чтение русской народной сказки «Репка», театрализация этой сказки, игры «Четвертый лишний», «Найди по описанию», «Подбери слово», «Фрукты, овощи», «Домашние животные», отгадывание загадок про овощи и фрукты, наблюдение за сбором урожая с огорода на участке.
Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Длительность занятия – 15 минут, что соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Вводная часть – 2 минуты, основная часть – 11 минут и заключительная – 2 минуты.
В вводной части НОД для создания интереса к теме, использовала приём - сюрпризный момент (письмо).
В основной части НОД использовала приёмы – беседа, двигательный прием (паровозик), показ способов действия, использование образцов, объяснение, использование демонстрационных материалов к сказке «Репка», игрушки, игровые приемы.
В заключительной части НОД анализ деятельности проходил с помощью вопросов.
Все части НОД были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам НОД. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.
Дети в течение занятия были достаточно активны, внимательно слушали и выполняли задания, отвечали на вопросы.
Самоанализ занятия «Путешествие в страну сказок»
НОД проводила с детьми второй младшей группы – 3-4 года. На занятии присутствовало 16 человек. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект взят из интернет-источника с внесением небольших коррективов, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
Для проведения занятия были подобраны демонстрационные наглядные пособия. Наглядные пособия отвечают методическим требованиям: достаточного размера, эстетически оформлены.
Организационный прием был направлен на создание у детей хорошего настроения, положительных взаимоотношений.
Длительность занятия соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста – 15 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.
На занятии использовалась мотивация, которая была доведена до логического завершения в течение всего занятия. С небольшой помощью с моей стороны дети смогли пересказать сказку «Колобок».
Этапы занятия по длительности были оптимальны, была проведена физкультминутка, что не позволило детям утомиться.
Соотношение диалогической и монологической речи старалась регулировать с той целью, чтобы преобладала речь детей.
Навыки поведения детей во время непосредственно организованной деятельности еще отрабатываются, но поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала интерес у детей на протяжении всего занятия.
Дети в течение занятия были достаточно активны, внимательно слушали и выполняли задания, отвечали на вопросы. Считаю, что поставленные программные задачи в основном решила.
Вывод
Речь – удивительное, сильное средство,
Но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им!
Г.Гегель
Работая над проблемой развития речи детей, я сделала вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
К основным средствам развития речи относятся:
Развивающая среда группы;
Общение взрослых и детей;
Культурная языковая среда;
Обучение речи и родному языку на занятиях;
Художественная литература;
Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
Занятия по другим разделам программы.
Совместная деятельность ДОУ и семьи играет немаловажную роль в развитии речи. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы неплохие психолого-педагогические условия для полноценного познавательно-речевого развития дошкольников.