12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна2647
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 42 года. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Развитие речи. Тексты изложений (практическое пособие). Из опыта работы на основе краеведческого материала

Развитие речи.

Тексты изложений.

(практическое пособие)

Из опыта работы

учительницы начальных классов

Лахденпохской средней школы

Степаненко Валентины Ивановны.

г. Лахденпохья

 

Разнообразна по содержанию социально-ориентационная деятельность, в процессе которой у детей в начальных классах формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину.

В ходе названной деятельности дети знакомятся с общественным устройством своей страны, её общественным устройством своей страны, её государственным строем, символикой, узнают о своих правах.

Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке.

Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины.

Хочу рассказать, как я использую уроки по развитию речи в своей работе для достижения этой цели на основе местного краеведческого материала. Эти уроки разработаны и подготовлены мною на протяжении нескольких лет.

Понятие об изложении учащиеся получают во втором классе и на протяжении учебного года упражняются в письменном пересказе текста по вопросам учителя.

Есть три способа работы с текстом.

Поработав над содержанием текста, предложить учащимся план в виде небольших подробных вопросов, требующих для ответа 1-2 слов, которые помещены рядом с вопросом. В вопросе также подчеркивается слово, с которого необходимо начинать ответ на вопрос.

Второй вариант предполагает запись на доске только самих вопросов без опорных слов для ответа на них.

Третий вариант может быть использован в классах с хорошей речевой подготовкой учащихся. Здесь используется не подробный вопросник, а вопросный план, которым могут служить вопросы, предлагаемые для беседы по содержанию и ответ на которые будет состоять не из одного, а из 2-3 предложений.

В третьем классе осуществляется обучение подробному изложению по готовому или коллективно составленному плану.

В четвёртом классе изложение может быть подробным или сжатым.

Подготовка к написанию изложения включает не только работу над орфограммами, но и словарно-лексическую работу.

При отборе текстов учитывалась их воспитательная направленность и познавательная ценность. Они знакомят учащихся с явлениями природы, жизнью животных и растений, памятными местами и природными памятниками Карелии.

3 -4 класс.

Опишите картину И.Шишкина « Вид на острове Валааме».

Вопросы:

1. Как называется картина?

2. Кто её написал?

3. Что изобразил художник на своей картине? (огромные глыбы скал)

4. На что они похожи? (на древний замок)

5. Что мы видим рядом со скалами? (ветви могучих деревьев)

6. Что виднеется за скалами? (тихая гладь залива)

7. Что воспевает в своей картине художник? (суровую красоту нашего края)

М. Пришвин в Карелии.

Михаил Пришвин несколько раз бывал в Карелии. Он с интересом знакомился с жизнью людей, слушал и записывал сказки. Он любил бродить по лесу. С рыбаками плавал на лодке, охотился.

М. Пришвин написал книгу о Карелии и её людях для детей. Она называется «Кладовая солнца». Книги писателя помогают нам лучше понять красоту родного края и полюбить его.

Вопросы к тексту.

Как часто бывал М. Пришвин в Карелии? (несколько раз)

Чем занимался он в Карелии? (знакомился с жизнью людей, слушал и записывал сказки)

Как называется книга, которую он написал для детей? ( «Кладовая солнца»)

Что дают нам его книги? (понять и полюбить красоту родного края)

Предупредительный диктант. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе.

ЧАЙ С КЛЮКВОЙ.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах. Собирают её поздней осенью. Самая хорошая, сладкая клюква бывает весной, когда она пролежит зиму под снегом; Весеннюю красную клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. Мы это пробовали. Этот кисловатый напиток очень даже хорош в жаркие дни. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы! И ещё клюкву считают лекарством от всех болезней.

(По М. Пришвину.)

3 класс. Тема: Однородные члены предложения.

Заповедник «Кивач».

Заповедник создан в 1931 году. Лес – основное богатство заповедника. Здесь растут ель, сосна, карельская берёза, осина, вяз, чёрная ольха. Очень богат животный мир заповедника. Здесь водятся бурые медведи, белки, зайцы, лисицы, рыси, куницы, росомахи. Учёные ведут в заповеднике опыты по изучению леса. В заповеднике запрещена охота и рыбная ловля, рубка деревьев. На его территории находится знаменитый водопад «Кивач», давший имя заповеднику.

Вопросы плана и слова для построения ответов.

1. В каком году был создан заповедник? В 1931году

2. Что является основным богатством Лес

заповедника?

3. Какие деревья растут в заповеднике? Ель, сосна, карельская берёза,

вяз, осина, чёрная ольха

4. Какие животные здесь водятся? Бурые медведи, белки, зайцы,

лисицы, рыси, куницы, росомахи

5. Что проводят учёные в заповеднике? Опыты

6. Что запрещено в заповеднике? Охота, рыбная ловля, рубка лесов

7. Что находится на его территории? Водопад «Кивач»

Словарно – орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы в словах: с.сна, б.рёза, м.дведи, л.сицы, л.сов, д.ревья, запр.щено.

Запомните, как пишутся слова: заповедник, богатство, учёные.

Заповедник – это уголок природы, где под особой охраной находятся лес, звери, птицы и рыбы.

 

3 класс. Тема: Имя прилагательное. Множественное число.

Ладожское озеро.

Самое большое озеро Карелии – Ладожское озеро. Южные берега Ладожского озера низкие и песчаные, а северные берега - высокие и скалистые. Весной и осенью на озере часто бывают сильные бури и штормы.

Вода Ладожского озера чистая и пресная. В его водах водится лосось, форель, палия, осётр, щука, сиг, ряпушка, корюшка.

На Ладожском озере около пятисот островов. Самые красивые – Валаамские.

Вопросы к тексту. Назовите самое большое озеро Карелии. Какие берега Ладожского озера на юге? А какие на севере? Какая вода? Когда бывают сильные бури и штормы? Какая рыба водится в водах Ладоги? Назовите самые красивые острова Ладожского озера.

Вопросы плана и слова для построения ответа.

1. Какое самое большое озеро Карелии? Ладожское

2. Какие берега низкие и песчаные? Южные

3. Какие берега высокие и скалистые? Северные

4. Когда бывают сильные бури и штормы? Весной и осенью

5. Какая вода в озере? Чистая и пресная

6. Какая рыба водится в водах Ладоги? Лосось, форель, палия, осётр,

щука, сиг, ряпушка, корюшка

7. Сколько островов на Ладожском озере? Около пятисот

8. Какие самые красивые? Валаамские

Словарно- орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные : южные берега (какие?) …, северные …, бури и штормы …, вода (какая?) … .

Объясните знаки препинания в 6 предложении.

Обратите внимание на имена собственные.

Объясните значение слова пресная.

 

 

4 класс. Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Карельская берёза.

Карельская берёза – это жемчужина наших лесов. Ствол карельской берёзы покрыт бугорками и наплывами.

Она ценится своей красивой древесиной. Её древесина идёт на отделку мебели. Из карельской берёзы делают шкатулки и другие художественные изделия.

Многие лесные хозяйства выращивают карельскую берёзу в лесных питомниках из семян. Лесоводам помогают школьники.

Карельская берёза занесена в Красную книгу.

Вопросы к тексту. Что такое карельская берёза для наших лесов? Как вы это понимаете? Чем ценится она? Что из неё делают? Где выращивают карельскую берёзу? Кто видел эту берёзу в наших лесах?

Вопросы плана и слова для построения ответа.

1. Что такое карельская берёза для наших лесов? жемчужина

2. Чем покрыт её ствол? бугорками и наплывами

3. Чем она ценится? древесиной

4. Куда идёт её древесина? на отделку мебели

5. Что из неё делают? художественные изделия

6. Где выращивают карельскую берёзу? в лесных питомниках

7. Кто им помогает? школьники

8. Куда занесена карельская берёза? в Красную книгу

Примерный план.

1. Особенности карельской берёзы.

2. Значение берёзы.

3. Школьники помогают лесоводам.

Словарно орфографическая подготовка.

Объясните, в каком значении употреблено слово жемчужина? Подберите слова, которыми можно его заменить. Что такое питомник?

Подберите имена прилагательные, объясните написание окончаний: древесиной (какой?) …, изделия (какие?) … , хоэяйства (какие?) … , питомниках (каких?) … .

Питомник-это участок в опытном или научно-исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений.

 

4 класс. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Клюква.

Адрес клюквы – моховое болото. Там хозяйничает мох сфагнум. Он всё болото заполонил, все деревья и кусты задушил. А вот клюкву одолеть не смог.

Снизу мох отмирает, а сверху растёт. Вместе с ним, точно лёгкий поплавок на зелёной волне, поднимаются стелющиеся стебельки клюквы. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зелёной бархатной скатерти.

Клюква – кислая и очень полезная для здоровья ягода. В ней много витаминов. Собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самой хорошей клюква станет тогда, когда пролежит морозную зиму под снегом. (86 слов) (По Н. Надеждиной)

Вопросы и задания к тексту. Где растёт клюква? Кто там хозяин? Расскажите, как растёт мох. Найдите сравнения, которые использует автор при описании клюквы. Чем полезна ягода? Когда её собирают? Когда она бывает самой вкусной?

Примерный план.

1. Адрес клюквы.

2. Как растёт клюква.

3. Клюква – полезная ягода.

Словарно-орфографическая подготовка.

Объясните значение слова заполонил.

Запомните, как пишутся слова: сфагнум, стелющиеся.

Разберите по составу слова рассыпал, снизу, сверху, поплавок.

Подберите имена прилагательные, объясните написание окончаний:

Болото (какое?) …, поплавок (какой?) …, на волне (какой?) …, ягода (какая?) …, по скатерти (какой?) …, осенью (какой?) …, станет (какой?) …, зиму (какую?) … .

 

2 класс. Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Грибы

Без грибов трудно представить себе природу Карелии. Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.

Вопросы к тексту. Без чего трудно представить себе природу Карелии? Какие грибы можно увидеть в карельских лесах?

Вопросы плана и слова для построения ответов.

1. Без чего трудно представить себе природу Без грибов

Карелии?

2. Где прячутся крепкие боровики? Среди редких берёз

3. Что делают мокрые сыроежки? Розовеют

4. Что делают нарядные мухоморы? Краснеют

5. Где растут скользкие грузди? В ельнике

6. На чём жмутся друг к дружке опята? На низких пнях

Словарно- орфографическая подготовка.

Проверьте согласные в словах: ре.ких, берё., кре.кие, сколь.кие, ни.ких, дру., дру.ке, но.ках.

Подберите признаки к предметам: боровики (какие?) …, сыроежки (какие?) …, мухоморы (какие?) …, грузди (какие?) … .

Укажите слова, которые описывают действия грибов: боровики (что делают?) …, сыроежки …, мухоморы …, грузди …, опята … .

 

2 класс. Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

Лось.

Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.

Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники. (26 слов)

Вопросы к тексту. Чем питается лось? Почему лосю трудно зимой? Как люди помогают животным?

Вопросы плана и слова для построения ответов.

1. Кто такой лось? Большой лесной зверь

2. Что он ест? Траву и ветки

3. Чем засыпана трава зимой? Снегом

4. Что тяжело добывать животным? Пищу

5. Что подвозят им лесники? Ветки и соль

6. Кто помогает взрослым? Школьники

Орфографическая подготовка

Объясните, какими буквами Обозначена мягкость согласных в словах: лось, большой, зверь, добывать, соль, школьники.

Объясните написание гласных после шипящих в словах: животным, пищу.

Запомните, как пишется слово помогают.

 

4 класс. Тема: Глагол. Изменение глаголов по временам.

Кижи – остров сокровищ.

Остров Кижи знаменит тем, что на нём расположен замечательный памятник деревянного зодчества.

Главное сооружение Кижского ансамбля – двадцатиглавая Преображенская церковь. Высота её 35 метров. Замечательные мастера построили церковь без единого гвоздя. Рядом стоит Покровская церковь. Между ними расположена высокая колокольня.

В Кижи каждое лето приезжают туристы из разных уголков нашей страны. Привлекают Кижи и туристов из зарубежных стран. Мы гордимся Кижами!

Вопросы и задания к тексту. Чем знаменит остров Кижи? Назовите главное сооружение Кижского ансамбля. Чем знаменита Преображенская церковь? Кто чаще всего приезжает в Кижи?

Примерный план.

1. Чем знаменит остров Кижи?

2. Описание Кижского ансамбля.

3. Кижи привлекают туристов.

Объясните и запомните слово зодчество. (Зодчество - искусство проектировать и строить здания и др. сооружения.)

Разберите по составу слова деревянного, построили, приезжают, привлекают.

На доске написать названия церквей Преображенская, Покровская.

Обратить внимание, как пишутся слова сооружение, двадцатиглавая, колокольня, зодчество.

 

3 класс. Тема: Правописание безударных гласных в корне.

Наша столица.

Оля с мамой поехали в Петрозаводск. Девочке очень хотелось увидеть столицу Карелии.

Ехали поездом. На привокзальной площади было много людей, стояли автобусы, троллейбусы, такси.

Оля с мамой сели в троллейбус. Он катился по широкой улице-проспекту Ленина. По сторонам росли липы, стояли красивые дома. Вот Петрозаводский университет, гостиница «Северная», кинотеатр «Победа».

Вопросы и задания:

- В какой республике мы живём?

- Какой город является столицей нашей республики?

- Что видела Оля по сторонам проспекта?

План.

1. Поездка в город Петрозаводск.

2. На привокзальной площади.

3. Проспект Ленина.

Словарно- орфографическая подготовка.

Назовите слова, написанные с большой буквы.

Проверьте написание безударных гласных в корнях слов: х.телось, по.здом, ст.яли, к.тился, ст.р.нам, р.сли, д.ма.

Обратите внимание на написание слов: республика, троллейбус, проспект, универмаг.

 

2 класс. Тема: Заглавная буква.

Синеглазая Карелия.

Наша республика называется Карелия. На земле Карелии много рек и озёр. Озёра – глаза земли, которыми она глядит в небо. Поэтому Карелию называют синеглазой.

Все реки Карелии очень красивые. Воды карельских рек прозрачны. Это Шуя и Суна, Водла и Кемь. Наши реки не длинные, но довольно быстрые и бурные. На них много порогов и водопадов. Из-за бурного течения реки не замерзают даже в сильные морозы.

Вопросы и задания к тексту. Как называется наша республика? Как называют нашу Карелию? Почему? Опишите реки Карелии.

Вопросы плана и слова для построения ответов.

1. Как называется наша республика? Карелия

2. Чего много на земле Карелии? Рек и озёр

3. Как называют озёра? Глазами земли

4. Как поэтому называют Карелию? Синеглазой

5. Какие реки Карелии? Очень красивые

6. Какие воды наших рек. Прозрачны

7. Опишите реки Карелии. Не длинные, быстрые, бурные.

Много порогов и водопадов.

8. Почему реки не замерзают? Из-за бурного течения

Словарно- орфографическая подготовка.

Укажите слова, которые необходимо писать с большой буквы. Почему?

Обратите внимание на написание слов: из-за, поэтому, синеглазая, прозрачны, довольно, течения.

Вставьте пропущенные буквы в словах: з.мле, .зёра, гл.за, гл.дит, зам.рзает.

 

 

Ладожское озеро Лесное озеро

 

2 класс. Тема: Однокоренные слова.

Рыбаки-поморы.

Круглый год промышляют в Белом море рыбаки. Они ловят корюшку, сёмгу, беломорскую сельдь. Зимой охотятся на морского зверя. Это охота на тюленей и нерпу. Летом рыбаки собирают ещё и морские водоросли.

Вопросы к тексту: Где промышляют круглый год моряки? Чем занимаются рыбаки зимой? Что собирают моряки летом? Кто такие поморы?

Вопросы плана и слова для построения ответов.

1. Где промышляют круглый год моряки? в Белом море

2. Какую рыбу они ловят? беломорскую сельдь,

корюшку, сёмгу,

3. На какого зверя они охотятся зимой? на тюленя и нерпу

4. Что собирают рыбаки летом? морские водоросли

Найти в тексте однокоренные слова: море, беломорскую, морского, поморы.

Из каких двух корней состоят слова беломорская и водоросли?

Уточнить значение водорослей.

Обратить внимание на написание слов: промышляют, охотятся.

ВОДОРОСЛИ - группа низших водных растений. Водоросли — основные продуценты органического вещества в пресных водоемах и морях. Некоторые съедобны (напр., ламинария, порфира), другие — сырье для получения кормовой массы.

ПОМОРЫ - этнографическая группа русских на побережье Белого моря.

 

4 класс.

«Калевала».

Финский учёный Э. Лённрот часто бывал во многих деревнях Карелии. Он записывал народные песни о далёкой старине. Такие песни называются руны. Они похожи на русские былины. Знатоков и исполнителей рун называли рунопевцами. Руны Лённрот обрабатывал, дополнял.

Так родилась замечательная книга «Калевала». «Калевала – это карело-финский эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны .

Особое место занимает история борьбы народа солнечной страны Калевалы с жителями Похъёлы, края мрака и холода. В центре этой истории – борьба за чудесную мельницу Сампо. Главные герои – мудрый Вяйнямёйнен и кузнец Илмаринен. Герои «Калевалы» одерживают победу.

Вопросы и задания к тексту. Назовите фамилию финского учёного, который записывал песни народные песни? Как назывались эти песни и исполнители их? Что такое «Калевала»? о чём говорится в этом эпосе? Назовите главных героев. Кто одержал победу?

Примерный план.

1. История создания «Калевалы».

2. Что такое «Калевала».

3. О чём говорится в эпосе.

Объясните значение слова эпос. Эпос- повествование о событиях, предполагаемых в прошлом. Источник ее сюжета — народное предание.

Выписать слова на доске: Э. Лённрот, рунопевцы, карело-финский эпос «Калевала», жители Похьёлы, мельница Сампо, мудрый Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен.

 

Наша символика.

Герб – это условное изображение. Он является символом государства, города. Герб обязательно отражает исторические традиции и составляется по определенным правилам.

Герб Карелии выполнен на трёхцветном щите варяжского типа. На нём изображён разъярённый медведь. Красный цвет символизирует пролитую кровь, синий – карельские реки и озёра, зелёный – леса Карелии.

Вопросы плана и слова для построения ответов:

1. Что такое герб? условное обозначение

2. Чем он является? символ государства

3. Что отражает герб и как он составляется? исторические традиции,

по определённым правилам

4. На чём выполнен герб Карелии? на трёхцветном щите

варяжского типа

5. Кто на нём изображён? разъярённый медведь

6. Что символизируют цвета? красный – пролитую кровь,

синий – реки и озёра,

зелёный – леса Карелии

Словарно – орфографическая подготовка.

Запомните как пишутся слова трёхцветном, варяжского.

Разберите по составу слово разъярённый.

Назовите слова с безударной согласной.

Обратить внимание на знаки препинания в последнем предложении.

Рассказать о науке геральдике.

ГЕРАЛЬДИКА (лат. heraldus — глашатай), гербоведение.

Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркально по отношению к зрителю.

Щит может иметь различную форму. Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (в России и многих других странах это самая распространенная форма), немецкий, английский (2 вида), византийский (круглый), итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: вертикально, горизонтально, сверху вниз по диагонали. Линии сечения могут быть разными.

Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя.

Более мелкие выделения частей поля создают геральдические фигуры: главные (почетные) и второстепенные. Среди главных фигур наиболее распространены кресты.

Из второстепенных фигур наиболее распространены геометрические фигуры.

Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.

К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии, листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. В Японии самое популярное растение — хризантема.

Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс, и др. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел.

Кроме гербовых фигур изображают (особенно в гербах русских городов) и натуральные фигуры, символизирующие изобилие животного или растения, какое-то памятное событие.

Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия.

 

3 – 4 класс.

Герб Лахденпохского района.

Герб Лахденпохского изображён на трёхцветном щите варяжского типа.

В верхней части щита изображён корабль. Это символ мореплавания и торговли. В правой части изображён сноп. Сноп говорит о том, что наш район сельскохозяйственный. В левой части изображены летящие журавли. Журавли стали символом благоразумия.

Правая часть поля переходит в стилизованное изображение сосны, а левая – ели. Это элементы государственного герба республики Карелия.

Авторами герба Лахденпохского района являются директор школы Нейкен Л.Л. и преподаватель художественной школы Степаненко В. Я.

Вопросы к тексту.

1. На чём выполнен герб? на трёхцветном щите

варяжского типа

2.Что изображено в верхней части? корабль

3. Что он символизирует? мореплавание и торговлю

4. Что изображено в правой части? сноп

5. О чём говорит сноп на гербе? сельскохозяйственный район

6. Что изображено в левой части? журавли

7. Символом чего стали журавли? благоразумия

8. Во что переходят правая и левая стилизованное изображение

части поля? сосны и ели

9. Кто является авторами герба? директор школы Нейкен Л. Л.

и преподаватель художественной

школы Степаненко В. Я.

Словарно-орфографическая подготовка.

Символ (греч.) — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема.

Благо – в узком смысле в этике синоним добра.

Стилизация - в изобразительных искусствах обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов.

На какие правила есть орфограммы?

На Валааме.

На Ладожском озере около пятисот островов. Но самые красивые – Валаамские. Красотой Валаам обязан камню, лесу и воде. Хвойные леса являются одним из главных богатств Валаама. На Валааме растёт много древесных пород, которых нет в природных условиях Карелии.

На острове Валаам был основан один из известнейших монастырей – Валаам.

Природа Валаама привлекала многих художников. Здесь побывали И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи. В настоящее время сюда приезжает много туристов полюбоваться красотой острова.

Вопросы и задания к тексту: Сколько островов на Ладожском озере? Как называются самые красивые? Чему обязан Валаам своей красотой? Какие деревья растут на Валааме? Что было основано на острове? Кого привлекала природа Валаама? Почему? Кто такие туристы?

Коллективное составление плана

Примерный план.

1. Чем интересен остров Валаам.

2. Валаам- монастырь.

3. Валаам привлекает людей.

Словарно-орфографическая подготовка.

Объясните, что такое монастырь. МОНАСТЫРЬ - общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав).

Найдите слова с безударными гласными, проверяемые ударением.

На какие правила встретились орфограммы?

Что мы знаем об их правильном написании?

Обратить внимание на написание слов настоящее, известнейших, полюбоваться. Написать на доске И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.