Практическое пособие по рисованию «Играй, рисуй»

11
2
Материал опубликован 30 November 2018 в группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

«Играй, рисуй»

Практическое пособие

 

Смагина Марина Ивановна – воспитатель МАДОУ «Детский сад №104»

(Издание 2-е дополненное: 2017 год)


 

В создании пособия принимали участие педагоги дошкольных учреждений г. Сыктывкара: Смагина М.И. (д/с 104), Бердникова Е.Н. (д/с № 87), Щербакова О.В. (д/с № 17), Любимова Л.А. (д/с №88), Альбрехт Г.И. (д/с № 88), Королева Н.Д. (д/с № 88).


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Игры с чудесными превращениями по художественно – творческому развитию детей

2

ВЗРОСЛЫМ НА ЗАМЕТКУ …………………………………………………….

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАДАНИЙ …………………………………

Задание 1. «Ромашки» …………………………………………………………...

4

4

Задание 2. «Золотистые пчёлки» ………………………………………………

6

Задание 3. «Пейзаж» …………………………………………………………….

8

Задание 4. «Праздничный салют» …………………………………………….

10

Задание 5. «Дождливый день» …………………………………………………

12

Задание 6. «Усатый - полосатый» …………………………………………….

14

Задание 7. «Тигрёнок» …………………………………………………………...

16

Задание 8. «Рыбка» ……………………………………………………………….

18

Задание 9. «Птичка» ……………………………………………………………..

20

Задание 10. «Бабочка» …………………………………………………………..

22

Задание 11. «Краски осени» …………………………………………………….

24

Задание 12. «Апрель, апрель, на дворе звенит капель» ……………………..

26

Задание 13. «Чудесные превращения кляксы» ……………………………….

28

Задание 14. «Маленький ёжик четверо ножек» ………………………………

30

Задание 15. «Полосатая лошадка» ……………………………………………

32

Задание 16. «Ёжик» ………………………………………………………………

34

Задание 17. «Зебра» ………………………………………………………………

36

Задание 18. «Осенний ковёр» …………………………………………………...

38

Задание 19. «Зимняя сказка» …………………………………………………...

40

Задание 20. «Лес, точно терем расписной» …………………………………..

42

Задание 21. «Осень на опушке краски разводила» …………………………

44

Задание 22. «Космос» ……………………………………………………………

46

Задание 23. «Большое космическое путешествие» …………………………

48

Задание 24. «Лесной страж» ……………………………………………………

50

Задание 25. «День - ночь» ………………………………………………………..

52

Задание 26. «На дне морском» ………………………………………………….

54

Задание 27. «Ледяное царство Снежной королевы» ………………………...

56

Задание 28. «10 точек» …………………………………………………………...

58

Задание 29. «На маскараде» ……………………………………………………

60

Задание 30. «Краски перепутались» …………………………………………...

62

СКАЗКИ……………………………………………………………………………

64

КОНСПЕКТЫ…………………………………………………………………….

67

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………

77

РИСУНКИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………….

78


 

ВВЕДЕНИЕ

Игры с чудесными превращениями

по художественно – творческому развитию детей.

 

Играть – значит творить.

(Бен)

Дети, как известно, любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.

Для ребёнка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остаётся удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования, печаток и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваши маленькие художники перепачкаются. Главное – чтобы дети получали удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда.

Все представленные в пособии нетрадиционные художественные техники изучены и применены в работе с дошкольниками. Освоены более 20 различных техник: пальчиковая живопись, рисование по сырому фону, мятой бумагой, восковые мелки и акварель, монотипия, фотокопия, граттаж чёрно – белый и цветной и другие техники. В среднем дошкольном возрасте детям доступны нетрадиционные техники рисования такие, как тычок ватной палочкой или жёсткой кистью, рисование пальчиками или ладошками, а так же использование штампов и трафаретов. В старшем дошкольном возрасте эти же техники рисования дополняются более сложными художественными техниками: рисование мятой бумагой, монотипия предметная и пейзажная, кляксография, граттаж.

В пособии были представлены эскизы Смагиной М.И. воспитателя детского сада № 104. А так же эскизы воспитателей дошкольных учреждений г. Сыктывкара: Бердниковой Е.Н. (д/с № 87) – «Ёжик», «Зебра» (рисование по трафарету). Щербаковой О.В. (д/с № 17) – «Рыбка» (рисование пальчиками, тычок ватной палочкой), «Космос» (обрывание бумаги). Любимовой Л.А. (д/с № 88) – «Пейзаж» (рисование акварельными мелками). Альбрехт Г.И. (д/с № 88) – «Праздничный салют» (свеча, акварель по сырому фону). Королевой Н.Д. (д/с № 88) – «Птичка» (рисование солью).

На обложке представлены рисунки детей детской студии изобразительного творчества «Радость» на базе МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара. Возраст детей 5 – 7 лет: Георгий Дышев (обложка: «Исследователи космоса»), Степан Король (1. «Сказочный осенний лес», 2. «Ледяной лес Снежной королевы», 3. «Тигр – король джунглей», 4. «Владения морского царя»). Мария Берденькова (5. «Дождливый день», 6. «Золотистые пчёлки», 7. «Колючее семейство», 9. «На далёкой планете Туами»). Алина Титова (8. «Усатый полосатый»). Людмила Шилова (10. «Доброе дерево», 11. «Владения Снежной королевы»). Анастасия Колегова (12. «Петушок золотой гребешок», 13. «Единорог»). Никита Шапенков (14. «Лесные просторы»). Виталина Харитонова (15. «Зимняя сказка»). Юлиана Туркина (16. «Дворец Снежной королевы»).


 

ВЗРОСЛЫМ НА ЗАМЕТКУ

(Игры для детей и для взрослых, для тех, кто уже умеет рисовать, и для тех, кто ещё только учится, а так же для тех, кто не умеет, но хочет научиться)

Уважаемые взрослые! Я приглашаю вас, вместе с детьми поиграть с красками, водой и бумагой. Надеюсь, что эти игры заинтересуют не только детей, но и вас – взрослых. Вам, так же как и детям, захочется принять участие в увлекательных экспериментах. Игры такого рода помогут каждому ребёнку больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, узнать о тёплых и холодных тонах, о том, как цвет влияет на настроение.

От вас зависит многое. Важно, чтобы дети испытывали от игр с красками радость, поэтому внимательный и терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребёнка в новые весёлые игры, - непременное условие успеха.

Творческих вам успехов!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

СКАЗКИ

СКАЗКИ, КОНСПЕКТЫ.

Сказка

«Старая зубная щётка, кисточка и краски»

(Задание 18 «Осенний ковёр)

(Смагина М.И.)

Жил – был один художник, он много рисовал. А так же, каждое утро и вечер художник исправно чистил зубы. И когда его зубная щётка состарилась, он без сожаления выкинул её в мусорную корзину.

Когда наступила ночь, все предметы в мастерской художника ожили…

Зубная щётка оглянулась. Вокруг было много картин.

- Вот, было бы здорово, если бы я стала художницей… - мечтала старая зубная щётка.

- Ты? Художницей? – засмеялась беличья кисточка. – Да, ты не сможешь нарисовать даже самую простую фигуру - круг.

- А вот и смогу! – Возразила ей щётка. И со старанием принялась рисовать.

Зубная щётка считала себя такой умелой, что вообразила, будто она настоящая художница.

- Смотрите, смотрите, что я нарисовала! – Сказала щётка кисточке и краскам.

- Фу, какая грубая работа! – Сказала беличья кисточка.

- Ты никогда не станешь художницей! – Вторили ей краски.

- Ну вот, - расстроилась зубная щётка. – А я так мечтала! Я слишком толста!

И щётка горько заплакала. Её слезинки капали на листок бумаги, который был покрыт осенними кленовыми листочками.

Ночь прошла. А на утро в мастерскую зашёл художник и увидел на столе лист бумаги, забрызганный красками, а рядышком лежала старая зубная щётка. Вдруг, в открытое окно ворвался лёгкий ветерок и унёс с собой осенние листочки, а лист бумаги остался.

- Какая чудесная картина! – Восхитился художник. На забрызганном краской листе красовались кленовые листья. – Видно я поторопился выбросить свою старую зубную щётку! – Сказал художник, и поставил щётку в стаканчик с беличьими кисточками.

- Я стала настоящей художницей! - Обрадовалась зубная щётка. – Моя мечта сбылась!

Щётка прослужила художнику ещё много лет. И нарисовала немало чудных картин. А техника, в которой она работала, стала называться набрызг.

Сказка

«Алёнка в Оранжевой стране»

(Задание 5 «Дождливый день»)

(Смагина М.И.)

Сидел однажды кот Котофей на кухонном окошке, сидел и умываясь старательно тёр мордочку лапой. Но вдруг, от удивления замер. Он увидел ужасное, на подоконник спикировала огромная серо – чёрная ворона Кара. Пока кот медленно раздувался, распушал радужный хвост и грозно шипел, ворона влетела в открытое окно, схватила за шиворот несчастного кота – милого, доброго, радужного Котофея, и понесла его прочь. Она тяжело пролетела над двором и исчезла вместе со своей ношей где-то за крышей соседнего дома.

На кухню вбежала Алёнка. Вы, конечно, сразу догадались, что это была хозяйка Котофея. Алёнка отчаянно закричала: «На помощь! Он пропадёт! Он заблудится! Бедный, бедный Котофей!»

- Мы обязательно найдём твоего кота! Я помогу тебе! – услышала она чей-то голос и увидела перед собой стройную нарядную девушку в радужном платье. Это была Королева Радуга.

- Пойдём со мной! – Королева Радуга взяла Алёнку за руку и потянула за собой.

Они вышли во двор. Но что это? На небе появился радужный мост.

- Скорей за мной! – Крикнула Королева Радуга.

- Я приглашаю тебя в своё королевство! – Она схватила Алёнку за руку, подпрыгнула, и они оказались,… Где бы вы думали?... В Оранжевой стране.

В Оранжевой стране весь день лил дождь (намочить лист губкой)

Оранжево – жёлтое небо плакало (закрасить толстой кистью половину листа оранжевым цветом, затем влить в него жёлтый цвет, раскрашивая лист до конца)

Деревья и трава промокли (нарисовать тонкой кистью деревья и траву по сырому листу)

Оранжево – красные и зелёные листочки дрожали от холода (листочки на деревьях напечатать губкой)


 

Вдруг, где-то сверху деревьев Алёнка услышала жалобное: «Мяу!». Алёнка подняла голову и увидела на самом высоком дереве Котофея. Девочка сняла кота с дерева и понесла домой.

Сказка

«Путешествие в Синюю страну»

(Задание 19 «Зимняя сказка)

(Смагина М.И.)

Кот Котофей проснулся от странных звуков, которые были слышны за окном: «У-у-у…»

- Кто это там воет? – подумал он.

Запрыгнул Котофей на подоконник и увидел, что за окном разыгралась вьюга, а городской дворик стал белым – белым. И лёгкие снежинки, подхваченные ветром, кружатся и легко танцуют снежный вальс.

Вдруг, кто-то постучался в окно. Тук-тук-тук… Котофей открыл форточку. В комнату залетела зловредная ворона Кара. Схватила она кота Котофея цепкими когтями и вылетела в форточку.

«Кис-кис-кис» - Позвала своего любимца Алёнка. Но Котофей не откликался. Зашла Алёнка в комнату и увидела открытую форточку, а на полу чёрное перо. «Опять здесь побывала злобная ворона Кара, она снова унесла Котофея. Где же я буду искать его теперь? – Подумала Алёнка. И пошла одеваться, ведь на улице холодно – зима.

Как только Алёнка вышла на улицу, её закружили снежинки, подняли в воздух и отнесли в Синюю страну.

В Синей стране выла снежная вьюга , шёл сильный снегопад (на зубную щётку набираем синюю краску и распыляем её на листочке, на котором заранее выложили шаблоны ёлочек, снеговика, зайчишки и круга луны, затем аккуратно убираем шаблоны и смотрим, что вышло…)

Алёнка увидела чьи-то следы, которые привели её к странному снежному сугробу. Это был снеговик… (Дорисовываем рисунок тонкой кисточкой, оживляя силуэты снеговика, зайчика, ёлочек).

А что было дальше вы узнаете в следующей истории…

Сказка

«Осень – художница». (К картине И. Левитана «Золотая осень»)

(Задание 20 «Лес, точно терем расписной»)

Для своей работы Осень взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес.

Берёзы она покрасила лимонной желтизной. А листья осинки разрумянила, будто спелые яблоки. Стала осинка ярко – красная, вся как огонь горит.

Забрела Осень на лесную полянку. Глядит, на самом краю поляны, молодые берёзки в кружок собрались, ветки вниз опустили. «Им больше подойдёт убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого надела в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только ели не знала, как разукрасить. «Пусть, какими были летом, такими и останутся». Вот и остались ёлочки по-летнему зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём осеннем уборе.

Выглянуло солнышко из-за облака, и под его ласковым взглядом, словно золотые монетки, заблестели на сучьях листья берёз. Ещё синее стала река.

Смотрит солнышко, глаз оторвать не может. Чудная получилась картина.

Интересно придумала Осень, какие деревья, в какой цвет расписывать.

«Пейзаж по сырому фону».

Цель: Закрепить знания о жанре пейзажа, особенностях изображения. Познакомить с техникой рисования по мокрому листу. Формировать умение отображать в рисунке перспективу, строить композицию.

Материал: Акварельные краски, кисти, альбомные листы.

Ход ОД:

Сегодня мы с вами будем рисовать картину, но ведь картины бывают разные. Давайте нарисуем пейзаж.

Вы знаете, что такое пейзаж? (Когда художник изображает природу: рисует небо, озеро, лес, речку – это называется пейзаж).

Попробуем нарисовать пейзаж немного другим образом, не так как раньше. В прошлый раз мы рисовали пейзаж на сухой бумаге, а теперь попробуем нарисовать на мокрой бумаге. Пейзаж нарисую на мокром листе. Плесну воду на лист, распределю её по всему листу. Но рисовать на таком мокром листе ещё нельзя. Ведь если я сейчас хоть капельку краски на бумагу капну, она расплывётся по всему листу и ничего не получится. Вода должна немного впитаться. Пока я буду ждать. Вы возьмите воду и повторите за мной мои действия. Вот теперь наш лист готов к работе.

С чего обычно начинаем рисовать пейзаж? (С неба).

Для этого я наберу на кисточку немного голубой краски.

Скажите ребята, небо должно быть обязательно голубого цвета? (Небо может быть жёлтого, розового цвета, смотря какое время суток изображаешь).

Начинаю рисовать небо.

А что может быть на небе? (Могут быть облака).

Чтобы они у меня получились, я просто оставлю кусочек белой бумаги. Посмотрите, как гуляет солнышко, оно заглядывает в мой листочек. Наверное, хочет узнать, какую я картину нарисую. Я представляю себе такую картину. Вдалеке, например, лес.

Как нам изобразить лес? (Если мы начнём прорисовывать каждое дерево, это займёт очень много времени).

И когда деревья далеко они нам кажутся, какими по размеру? (Очень маленькими).

Такими мы их и изобразим, маленькими, возьмём зелёный цвет, он получился у нас немного голубым, смешавшись с синим. Я рисую лес вдалеке вертикальными штрихами. Я просто намечу общий массив леса. Ведь когда мы смотрим вдаль, лес нам кажется сплошной зелёной полосой, одни деревья выше, другие ниже.

Похоже на лес?

А сейчас нарисуем полянку. Для полянки возьму зелёный цвет немного поярче. Большими широкими движениями я нарисую полянку. Оставлю небольшое не закрашенное пятно.

Кто догадался, что это будет? (Озеро).

Нужно нарисовать отражение в озере, в нём будет отражаться небо. Теперь нам нужно нарисовать дерево. Будем рисовать тонкой кисточкой.

Как будем рисовать кисточкой? (Кончиком, не нажимая на кисть. Стараться не брать много воды, иначе краска растечётся и будет некрасиво).

Расположите дерево там, где оно будет лучше смотреться по композиции. А я нарисую дерево так: на фоне облака веточки будут смотреться очень красиво. Теперь нарисуем листочки, крону дерева.

А на переднем плане, что можно нарисовать? (Скамейку, пенёк или грибы).

Скажите мне, пожалуйста, сколько планов у картины? (Три. Передний – это у нас грибы, средний на нашей картине – это озеро и дерево, дальний – лес).

Сегодня мы рисовали, какую картину? (Пейзаж).

В какой технике мы работали? (По сырому фону).

«Дождь».

(Рисунок по сырому фону, набрызг).

Цель: Формировать у детей умение делать набросок будущей картины, соблюдая законы линейной и воздушной перспективы. Закреплять умение работать в технике по сырому фону. Для изображения дождя использовать спецэффект: набрызг каплями воды по листу.

Материал: Простой карандаш, альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Ход ОД:

Сегодня нарисуем пейзаж, соблюдая первый и второй закон перспективы. На рисунке изобразим дорожку, дом и деревья. Наметим контуры простым карандашом.

Нарисуем дождливый день, для этого мы смочим лист водой и подберём цвета для неба. В дождливый день на небе появляются тучи.

А какого цвета тучи?

Возьмём коричневый цвет и сделаем несколько оттенков коричневого цвета. Рисуем на небе тучи. А теперь, нарисуем деревья.

Первое дерево будет яркое – оранжево-жёлтое, почему? (Потому, что растёт близко).

Второе дерево сделаем посветлее, оно растёт немного дальше. А в следующее дерево добавим немного голубой краски. Дальше в краску для деревьев добавляю воду. При рисовании деревьев рисуем ствол и ветки, а в дереве, которое дальше всех веток уже не видно.

Сбрызнем рисунок водой. Получился дождь.

Рисуем траву близко. Близко трава яркая.

А чем дальше мы будем рисовать, трава будет яркой или бледной? (Трава становится бледнее и травинок не будет видно).

Раскрасьте дорожку.

Близко – яркая, далеко? (Бледная).

Сбрызнем картинку водой, ведь у нас идёт дождь.

Дом далеко, поэтому рисовать его мы будем яркими красками или бледными? (Бледными).

Ещё раз сбрызнем картинку водой. А теперь нарисуйте далеко девочку с зонтиком.

На нашей картинке изображён дождливый день.

В какой технике мы работали? (По сырому фону).

То, что ближе к нам рисуется как? (Ярче).

А то, что дальше? (Бледнее).

«Краски осени» (Задание 11)

(Монотипия).

Цель Формировать у детей умение рисовать абстрактную композицию на тему осени в технике «монотипия». Закрепить знания детей о цветообразовании. Развивать у детей способность видеть образ и дорисовывать его.

Материал Гуашь, 2 листа, кисти. Репродукция художника Остроухова «Золотая осень».

Ход ОД

(Предлагаю детям рассмотреть репродукцию художника Остроухова «Золотая осень», задаю детям вопросы).

Почему картину назвали «Золотая осень»?

Чему на картине отведено больше места: земле или небу?

Что на картине нарисовано близко, что далеко?

Какое настроение вызывает картина?

Мы нарисуем пейзаж в новой технике – монотипия.

(Показываю, как можно гуашью нанести подмалёвок на лист и сделать отпечаток на втором листе. Далее показываю, как концом кисти можно прорисовать деревья, кусты, птиц. Во время самостоятельной работы детей поощрять творческие находки).

В какой технике мы рисовали осень? (Монотипия).

Как изобразили близкие предметы, а как – дальние?

Что бы вы делали, если бы оказались в таком лесу?

«Апрель, апрель, на дворе звенит капель!» (Задание 12)

(ОД по изобразительной деятельности - кляксография: старшая группа).

Цель, задачи:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой кляксографии;

Формировать умение создавать различные образы деревьев и кустов с помощью техники кляксографии (использовать в рисунке пятно, как средство выразительности);

Развивать композиционные умения;

Материалы: Репродукции картин художников И. Остроухова «Ранняя весна» и И. Левитана «Весна. Большая вода»; акварель, кисти, трубочки, альбомный лист. Аудиозапись пьес П.И. Чайковского из музыкального альбома «Времена года».

Предварительная работа: Чтение стихов о весне, беседы с детьми о сезонных изменениях природы. Наблюдение за деревьями в разное время дня.

Ход ОД:

- Наша земля красива во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему, Но есть в природе время, когда она пробуждается от зимнего сна и вся живёт в ожидании тепла, солнца.

Какое это время? Это время – весна.

- Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чём я буду читать (включается музыка П.И. Чайковского «Времена года»)…

«Весна»

Над землёю воздух дышит

День от дня теплее;

Стали утром зорьки ярче,

На небе светлее.

Восходит солнце над землёю

С каждым днём всё выше,

И весь день, кружась, воркуют

Голуби на крыше.

Вот и лёд на речке треснул,

Речка зашумела

И с себя зимы оковы

Сбрасывает смело.

Хороша весна – царица,

В плащ цветной одета!

Много в воздухе разлито

И тепла, и света…

(И. Суриков)

Вы увидели весну? Почувствовали, как поэты передали своё радостное настроение?

- Весна приходит со своей палитрой красок.

Какие же цвета на ней? (Ответы детей)

- Посмотрите, как о весне рассказали художники.

(Дети рассматривают репродукции картин художников: И. Остроухова и И. Левитана).

Дети, о чём же все эти картины? (О – красавице Весне, которая пришла к нам с ярким весенним солнышком, с громкими голосами птиц и со звонкой капелью).

А какие же краски принесла с собой весна? (Весной у неба, земли, деревьев нежные оттенки)

- Обратите внимание на деревья.

Как они расположены на картине? (Далеко и близко).

Какого цвета стволы деревьев?

- Деревья ещё голые, но уже ожили. Весна чувствуется всюду…

«Физкультминутка»

Снег чернеет на полянке,

Наклон вперёд, руки вперёд,

Ладони к щекам, удивлённое

покачивание головой

Солнце дольше, ярче светит,

Встать на цыпочки, руки вверх

Время класть на полку санки

Потянуться вверх, изобразить

И сбивать сосульки детям.

Изобразить

Встань, природа, ото сна,

Присесть, встать потягиваясь

К нам идет сама весна!

Шаги на месте с высоким

подниманием ног

- На дворе, сейчас апрель. За окном звенит капель.

- Наберите на кисточку коричневую краску. И капните на листочек.

- А, теперь, возьмите трубочку и подуйте ею на капельку.

На что стала похожа капелька? (На дерево)

- Посмотрите, обыкновенная клякса превратилась в необычное дерево.

- Накапайте на листочек ещё в других местах (выше – ниже).

- Мы работаем в технике кляксографии – это когда из кляксы получается, что-то интересное.

(Дети продолжают работу над выдуванием).

(Дети дорисовывают тонкой кисточкой веточки на деревьях, дополняют рисунки подходящими деталями: проталины, первые цветы, ручейки… Определяют часть дня).

(В конце занятия рисунки выставляются на доске)

- Мы очутились с вами в весеннем лесу.

Какая техника помогла нам нарисовать весну? (Кляксография)

- Какие деревья получились разные, ни одного похожего не найти.

Понравилось вам наше путешествие?

- Рисунки мы соберём в альбом и назовём его… (Дети придумывают название альбома о весне)

«Лес, точно терем расписной» (Задание 20)

(ОД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста)

Цель:

Создание образа волшебной осени графическим и живописным способом используя шаблоны разнообразных листьев (клёна, дуба, берёзы…).

Задачи:

 
 

Закрепление и обобщение знаний, полученных на предыдущих занятиях (пейзаж, линия горизонта);

Закрепить названия пород деревьев;

Закрепить навыки и умения создания эскиза простым карандашом, масляной пастелью, акварелью;

 

Развивать образное мышление детей, творческое воображение, чувство цвета, эстетическое отношение к природе;

Развивать художественные навыки, умение замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа волшебного леса в осеннем уборе (цвет и цветосочетания, рисунок объектов пейзажа, их композиционное расположение);

 

Вызвать эмоциональный отклик;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Материалы:

Трафареты листьев (разных пород деревьев и разного размера), простой карандаш, масляная пастель, акварель, вода, кисти разного размера.

Репродукции пейзажных картин художников И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка».

Таблицы: «Линии горизонта» (высокая и низкая), «Виды линий горизонта».

 

Музыкальный ряд:

А. Вивальди «Времена года. Осень».

Предварительная работа:

Наблюдения за осенними изменениями в природе во время экскурсий. Рисование осенних пейзажей: «Городской парк осенью», «Пейзаж – монотипия».

Ход ОД:

Дети отгадайте загадку:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

Сегодня я приглашаю в гости к волшебнице осени на чудесную поляну.

Повторяйте движения за мной:

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят,

(Плавные движения кистями рук сверху – вниз)

Листья жёлтые летят,

(Руки вверх, плавные движения кистями рук слева – направо)

Под ногами шелестят.

(Наклон вперёд, плавные движения кистями рук слева – направо)

Жёлтый лес, жёлтый луг,

(Встать, руки на пояс, наклоны вправо и влево)

Жёлтый в небе солнца круг.

(Руки перед собой «Стрелочкой», очертить круг)

Вот мы и очутились на осенней поляне и нашему взору открылись чудные картины, которые написали художники Игорь Грабарь «Рябинка», Исаак Левитан «Золотая осень» и художник Остроухов тоже написал картину «Золотая осень».

Как можно назвать эти картины, одним словом? (Пейзаж)

В этих пейзажах кроны осенних деревьев изображаются как прекрасные одежды, как в сказке.

(Сказка – описание по картине И. Левитана «Золотая осень») Для своей работы Осень взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес.

Берёзы она покрасила лимонной желтизной. А листья осинки разрумянила, будто спелые яблоки. Стала осинка ярко – красная, вся как огонь горит.

Забрела Осень на лесную полянку. Глядит, на самом краю поляны, молодые берёзки в кружок собрались, ветки вниз опустили. «Им больше подойдёт убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого надела в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только ели не знала, как разукрасить. «Пусть, какими были летом, такими и останутся». Вот и остались ёлочки по-летнему зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём осеннем уборе.

Выглянуло солнышко из-за облака, и под его ласковым взглядом, словно золотые монетки, заблестели на сучьях листья берёз. Ещё синее стала река.

Смотрит солнышко, глаз оторвать не может. Чудная получилась картина.

Интересно придумала Осень, какие деревья, в какой цвет расписывать.

Ребята, здесь послание от Осени – осенние листочки. Они разного размера и разной формы.

С каких деревьев листочки? (Дуб, клён, берёза).

Посмотрите внимательно, на что похожи листочки? (На деревья, если нарисовать ветки).

Листочек дуба может быть лиственным деревом.

А если его перевернуть, то он станет похожим на какое дерево? (На ель). А сейчас, я приглашаю вас нарисовать волшебный, сказочный осенний лес при помощи трафаретов листочков.

(Дети садятся за столы)

Ребята, постарайтесь придумать пейзаж – волшебную картину осеннего леса.

Сначала подумайте, как вы расположите рисунок на листе бумаги.

Подумайте, возьмите простой карандаш и сделайте лёгкий набросок – эскиз, наметьте, где и что у вас будет находиться на листе бумаги. Где небо, где земля.

Как нарисуете линию горизонта низко или повыше на листе бумаги.

Какая будет линия горизонта: опушка, пригорок, равнина…

Что будет находиться на переднем плане, близко, что – дальше.

После того, как сделаете набросок карандашом, можно рисовать мелками волшебные веточки и детали (что можно увидеть в лесу). И затем, можно рисовать красками.

(Во время работы можно включить музыку А. Вивальди «Времена года. Осень)

(В процессе работы, чтобы дети отдохнули, провести динамическую паузу)

Мы листики осенние,

(Пальцы напрячь, сжать и разжать кулачки).

На ветках мы сидели.

Руки согнуть в локтях, кисти рук свисают и слегка качаются из стороны в сторону).

Дунул ветер – полетели.

(Быстрые, дрожащие движения пальцами рук).

(По окончании работы рассмотреть рисунки детей)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила…

Давайте посмотрим, что у нас получилось:

У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого – ясная и весёлая?

У кого сказочная?

Осень вся такая разная! Так какая же осень на самом деле? (Волшебная)

ЛИТЕРАТУРА

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование). М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Калинина Т.В. «Башня растущая в небо» (первые успехи в рисовании). М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Я.: «Академия развития», 2004.

Смагина Марина Ивановна

ИГРАЙ, РИСУЙ

(Практическое пособие)

В пособии описываются различные техники рисования. Пособие создано на основе результатов работы в детской студии изобразительного творчества «Радость» на базе МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар.

Пособие ориентировано на формирование творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, развитие мышления и внимания.

Построено на принципе обучения в процессе игры.

Адресовано творчески работающим педагогам, неравнодушным родителям, любознательным ребятишкам.

СЫКТЫВКАР. 2017

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

 

16.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое за хороший материал!!!

14 December 2018

Наталья Валерьевна Благодарю за внимание и отзыв.

21 January 2019