12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Ястребова143
Россия, Москва, Москва

Разбор текста для изложения

Может использоваться при индивидуальной работе, работе в малых группах, при написании изложения в классе.

Задача: сделать текст доступным для понимания и пересказа (изложения) учащимися.

Цель: сформировать и закрепить навык устного и письменного пересказа у учащихся

Чтение текста

Учитель читает текст.

На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Пересказ текста.

Ребенок пересказывает текст. При необходимости задаются наводящие вопросы. Если детей несколько, текст пересказывают по очереди, каждый рассказывает, что запомнил.

Примеры вопросов:

- Какие животные есть в рассказе?

- Как они познакомились?

- Где жили рыбки?

- Куда прилетел жаворонок?

- Испугался ли жаворонок рыбки?

- Что сделал жаворонок, когда увидел рыбку?

- Что было потом?

- Почему, по мнению ученых, жаворонок кормил рыбок?

Составление плана.

При составлении плана каждый абзац пересказывается. Ему дается название, соответствующее теме. Сам по себе план мы считаем необязательным, так как не все пишут изложение, опираясь на него. Однако при разборе текста составление плана помогает лучше запомнить последовательность событий, вспомнить детали, лучше понять смысл текста, поэтому отказываться от составления плана вместе с детьми не стоит. План записывается на доске, дети (при необходимости) записывают его в тетрадях.

Разбор непонятных, новых, малознакомых слов.

Что такое «курортный» город? Как выглядит жаворонок? При необходимости нужно показать картинки.

При разборе следует ориентироваться на конкретных детей. В нашем случае текст затруднений не вызвал, но отельные слова пришлось пояснить. Лучше всего спросить у детей, есть ли что-то непонятное для них, все ли они поняли в этом тексте. Важно помнить, что не знать – не стыдно! Если ребенок не знает даже самого простого, его нельзя за это стыдить, ругать, высмеивать. Даже самые глупые вопросы заслуживают ответа.

Повторное прочтение текста.

Текст читается второй раз.

Повторный пересказ.

Дети снова пересказывают текст. Если необходимо, текст следует прочитать еще раз или два. Подготовка к письменной работе.

На доске уже выписан план. Там же следует написать те слова, написание которых вызывает трудности. В нашем случае это «жаворонок», «курортный», «бассейн». Слова в тетради не записываются.

Написание изложения.

Дети приступают к написанию изложения. Времени у них должно быть столько, сколько нужно. При этом следует заранее обозначить временные рамки. В нашем случае – 40 минут, так как разбор производился на предыдущем уроке.

В случае затруднений дети обращаются с вопросами к учителю. Поскольку это не контрольная работа, а тренировка не следует запрещать им это.

 По итогам проверки проводится разбор ошибок, даются советы и замечания. При необходимости пишется еще одно изложение по тому же тексту. Главное, чтобы дети поняли, КАК писать изложение.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.