Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов школьного возраста
Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов школьного возраста. Ученица: 9 «Б» класса Ерохина Кристина Руководитель проекта: учитель физкультуры: Лончакова Н.С.
Актуальность проекта. Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость и ловкость. Из прошедших соревнований по баскетболу среди школьников мы увидели, что в тактических действиях игроки не справляются со скоростными способностями соперников.
Гипотеза Гипотеза эксперимента предполагает, что предложенная нами методика позволит повысить скоростно-силовые качества баскетболистов 12–13 лет при подготовке школьников-баскетболистов на внеурочных занятиях.
Цель проекта Разработка методики развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-13 лет.
Задачи проекта раскрыть сущность и содержание скоростно-силовых качеств в баскетболе; обосновать методы развития скоростно-силовых способностей; выявить средства развития скоростно-силовых качеств; обобщить данные о физиологических основах скоростно-силовых способностей; разработать комплекс физических упражнений для реализации скоростно-силовых способностей.
1. Скоростно-силовая подготовка играет огромную роль на каждом этапе обучения баскетболу. Упражнения скоростно-силового характера должны быть хорошо освоены, движения в них нужно довести до автоматизма, чтобы тренирующийся не концентрировал внимание на преодолении сложностей построения движений. 2. Скоростно-силовая подготовка в обучении подростков баскетболу способствует развитию физических качеств и достижению личных высоких спортивных результатов. При формировании скоростно-силовых способностей, происходит биохимическая и структурная перестройка органов и мышечной системы, которая закрепляется только при регулярных тренировках. 3. Средствами развития скоростно-силовых качеств являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
4. Скоростно-силовые способности зависят от физиологических особенностей организма. Поэтому для правильного планирования и осуществления тренировочного процесса важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей и подростков, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности. 5. При развитии и совершенствовании скоростно-силовых способностей целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростно-силовых упражнений.
Показатели исходных данных развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп (октябрь 2018г.) Исследуемая группа Название теста Прыжок в длину с места (см) Бег 30м (с) Бег 60м (с) Экспериментальная группа Шелехова Анна 202 5.2 9.3 Усольцева Кристина 185 5.4 9.7 Будникова Анна 175 5.4 9.9 Хмыль Алина 180 5.3 9.7 Ерофеева Кристина 168 5.5 10.0 Средний арифметический показатель% 180 5.3 9.7 Контрольная группа Маклакова Марина 165 5.6 9.7 Герасименко Екатерина 170 5.4 9.5 Горбунова Ирина 165 5.4 9.7 Заболотская Юлия 170 5.6 9.6 Гергенова Анжелика 195 5.2 9.5 Средний арифметический показатель% 173 5.4 9.6
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе: а) упражнения на мягком покрытии (маты) Прыжки вперед и назад через мяч. Выполнять на передней части стопы в среднем и быстром темпе, 4–5 серий по 18–20 повторений, 30–45с. Ноги на ширине плеч, мяч между ногами. Подпрыгнуть вверх, соединить стопы над мячом и вернуться в исходное положение. Прыжки выполнять на передней части стопы в среднем темпе, 4–5 серий по 18–20 повторений, 30–45с. Прыжки на двух ногах через набивные мячи с продвижением вперед. Прыгать мягко на носках, 4–5 серий по 18–20 повторений, 30–45с. Спрыгивание с повышенной опоры и продвижение вперед прыжками на двух ногах через набивные мячи. Завершается упражнение прыжком вверх с доставанием руками баскетбольного кольца (сетки), 3–4 серии,25–30с. Прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперед, мяч вверху. Прыжки выполнять на передней части стопы, без пауз. Руки прямые, 4–5 скамеек по 2–3 серии, 25–30с. Упор лежа на гимнастической скамейке, мяч перед ногами. Прыжки через мячи вперед (упор присев) и назад (упор лежа). 4–5 серий по 18–20 повторений, 30–45с.
б)упражнения с набивными мячами Стойка ноги на ширине плеч, мяч за головой. Бросок мяча из-за головы вверх-вперед и ловля его спереди, 4–5 серий по 18–20 повторений, 30–45с. Присед, мяч за головой. Разгибая ноги и руки, подбросить мяч вверх и поймать его в положении стоя, руки вверх. При выполнении упражнения ноги и руки должны разгибаться одновременно (согласовано). Бросок мяча строго вертикально вверх, 4–5 серий по 18–20 повторений, 30–45с. Подбросить мяч вверх, быстро сесть на пол, встать и поймать мяч двумя руками. Бросок мяча строго вертикально вверх (над собой) на такую высоту, чтобы можно было выполнить упражнение, 4–5 серий по 8–12 раз, 25–30с Присед, мяч перед грудью. Разгибая ноги и руки выполнить в прыжке бросок мяча вверх. При выполнении броска руки с мячом и ноги должны разгибаться одновременно, 4–5 серий по 8–12 раз, 25–30с. Мяч зажат между стопами. Бросок мяча ногами из-за спины вперед-вверх и ловля его двумя руками спереди. Бросок мяча выполняется в прыжке, с активным сгибанием ног в коленных суставах, 4 серии по 18–20 повторений, 40–45с. Лежа на спине подбросить мяч от груди вверх и поймать его обеими руками, 4–5 серий по 8–12 раз, 25–30с.
в) упражнения с отягощением 1.Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки толчком одной или двумя ногами (на щиколотке манжеты весом по 1кг). 4-5 серий по 8-12 раз, 25-30с. 2.Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами (на щиколотке манжеты весом по 1кг). 4–5 скамеек по 2–3 серии, 25–30с. 3.Прыжки на скакалке на двух ногах – 100–130 раз, на одной – 50–70 раз(на щиколотке манжеты весом по 1кг). 4.Полуприседания с партнером на плечах. 4–5 серий по 18–20 повторений, 30–45с. 5.Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18–20 повторений, 40–45с. 6.Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20–25 раз) и одной (16–18 раз) ногами. 3–4 серии,25–30с. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. (3-4 прямых по 20м). Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3–4 серии по 6–8 прыжков, 15–20с. И.п. – стоя на одной, другая – бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4–5 серий по 15–20 повторений, 25–30с. Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4–5 серий по 20–25 повторений, 25– 30 с.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольной группе 1.Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3–4 скамейки по 4–5 серий. 2.И.п. – скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4–5 серий по 10–15 повторений. 3.Прыжки в длину с глубокого приседа. 3–4 серии по10–15 повторений, 30–40с. 4.Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, 30–40с. 5.Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40–50 прыжков по 3–4 серии (высота подскока выше среднего). 6.Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 3–4 прямых по 10–15 м. 7.Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3–4 серии по 15–20 повторений, 30–35с. 8.Беговые и прыжковые упражнения по прямой. (3-4 прямых по 20м). 9.Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3–4 серии по 6–8 прыжков, 15–20с. 10.Выполнение беговых и прыжковых упражнений на матах. И.п. – стоя на одной, другая – бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4–5 серий по 15–20 повторений, 25–30с. 11.Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4–5 серий по 20–25 повторений, 25– 30 с.
Анализ исходных результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, показывает, что у экспериментальной и контрольной групп почти одинаково развиты скоростно-силовые качества, проявления которых требуется в этих тестах. Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 2.
Показатели итоговых данных скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп (ноябрь 2018г.) Исследуемая группа Название теста Прыжок в длину с места (см) Бег 30м (с) Бег 60м (с) Экспериментальная группа Шелехова Анна 205 4.9 8.9 Усольцева Кристина 190 5.1 9.2 Будникова Анна 175 5.3 9.5 Хмыль Алина 185 5.1 9.3 Ерофеева Кристина 170 5.3 9.6 Средний арифметический показатель% 190 5.1 9.3 Контрольная группа Маклакова Марина 168 5.6 9.7 Герасименко Екатерина 170 5.2 9.3 Горбунова Ирина 165 5.4 9.7 Заболотская Юлия 170 5.6 9.6 Гергенова Анжелика 195 5.0 9.3 Средний арифметический показатель% 180 5.3 9.5
итоги Входной тест Итоговый тест
Вывод Полученные в результате проведенного педагогического эксперимента данные показали, что в экспериментальной группе наблюдается динамика результатов в тестовых упражнениях. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что цель исследования – разработка методики развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-13 лет– была достигнута и таким образом гипотеза подтвердилась. Разработанная нами методика направленного развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 12–13 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.