Технология воспитания скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста с использованием специализированного учебно-тренировочного модуля
Пояснительная записка к презентации
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Выполнил: Букин С.Б. учитель физической культуры МОУ «Гимназия №3».
Руководитель: Бузунов В.П. Оренбург, 2008
Введение
Актуальность. Разработка методики воспитания быстроты и мышечной силы имеет важное значение для теории и практики физического воспитания в школе. Как известно, почти для всех видов спорта характерно комплексное проявление быстроты и силы, поэтому важно выделить скоростно-силовую подготовку, определив её задачи и конкретное содержание. Такие виды спорта, входящие в школьную программу по физической культуре, как лёгкая атлетика (спринт, прыжки, метания), спортивные игры, гимнастика требуют достаточно высокого уровня скоростно-силовой подготовленности старшеклассников. Именно целенаправленная скоростно-силовая подготовка в юношеском возрасте позволит создать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой и снизит вероятность появления у обучающихся ошибок, обусловленных недостаточно высоким уровнем физической подготовленности. Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств играет большую роль при овладении рядом сложных и ответственных профессий. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что воспитание скоростно-силовых качеств в зрелые года сложный и малоэффективный процесс, тогда как старший школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки, в том числе и в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и в целом на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега на скорость в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх.
В 10-х–11-х классах у юношей возрастает роль учебно-тренировочных уроков, направленных на воспитание отдельных физических качеств. В 16–17 летнем возрасте у юношей заметно снижаются возможности воспитания физического качества быстроты. Единственный путь к решению этой проблемы – это широкое применение и использование упражнений скоростно-силового характера.
Сами по себе упражнения скоростно-силового характера достаточно глубоко воздействуют на мышечную систему человека. Учитывая недостаточную двигательную активность (гипокенезия) школьников, особенно старшеклассников, применение различных средств и методов скоростно-силовой подготовки имеет свою значимость, особенно если это принимает форму системы и носит планомерный и целенаправленный характер.
Общеизвестно, что двух и трёхразовые уроки физической культуры в неделю малоэффективны. Дефицит времени не всегда позволяет целенаправленно воспитывать те или иные физические качества учащегося. Существующая школьная программа не предусматривает целенаправленной ориентации для развития двигательных навыков у юношей старшего школьного возраста в условиях урока и не предлагает научно-обоснованных технологий педагогического решения этой проблемы.
В этой связи обостряется необходимость проведения исследования, направленного на разработку модульной тренировочной технологии для интенсивного развития скоростно-силовых качеств
В настоящее время в современной теории и практике физического воспитания накоплен позитивный опыт и имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой темы. Исследования проводились в работах ученых, педагогов, тренеров: В.М. Зациорский, В.П. Филин, А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов, С.С. Грошенков, Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, В.А. Бражников, С.В. Федоров, Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, А.А. Тер-Ованесян, В.А. Креер, В.И. Лях, В.К. Бальсевич, Л.В. Волков, Н.Б Обухова, Обухов С.М.
Анализ практики и результатов нашего эксперимента показывает, что школа в настоящее время нуждается в исследованиях, объединяющих в себе наиболее ценные положения соответствующих теорий, и формирования на их основе методических разработок, которые способствовали бы оптимальному решению проблемы целенаправленного и планомерного воспитания физических качеств вообще и скоростно-силовых качеств в частности у юношей старшего школьного возраста. Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимости ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Технология воспитания скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста с использованием специализированного учебно-тренировочного модуля».
Объект исследования: процесс развития физических качеств в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание модульной технологии и методология воспитания скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста.
Цель исследования: научно-методическое обоснование разработанной технологии, используемой в учебно-тренировочном модуле для воспитания скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста
Гипотеза исследования: предполагается, что модульная тренировочная технология с концентрированным использованием специально-силовых, скоростно-силовых и изометрических упражнений в основной части урока будет в большой степени, чем традиционная методика физического воспитания юношей старшего школьного возраста соответствовать биологическим законам адаптации к стрессовым воздействиям, вызываемыми тренирующими нагрузками и позволит существенно повысить уровень скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Провести аналитические исследования проблемы воспитания скоростно-силовых способностей у юношей.
Разработать модульную тренировочную технологию воспитания скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста в условиях урока физической культуры.
Экспериментально подтвердить эффективность модульной тренировочной технологии с концентрированным использованием специально-силовых, скоростно-силовых и изометрических упражнений в основной части урока
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
I – эмпирические;
частные – изучение педагогической литературы, документации, изучение результатов деятельности педагогов и учащихся, тестирование, математическая обработка статистических данных тестирования;
общие – анализ результатов в скоростно-силовых видах тестирования, обобщение педагогического опыта, синтез эмпирического материала.
II – теоретические – моделирование, конкретизация.
Методологической основой исследования являются: дидактические основы физического образования (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999г.), теория физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.В. Верхошанский), медико-биологические основы физической культуры (А.Г.Сухарев, И.Б. Темкин, Я.М.Коц.), теория сохранения здоровья при занятиях спортом (А.Г. Дембо, Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов).
Научная новизна и практическая значимость:
использование модульной тренировочной технологии воспитания скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста;
решение задачи оптимизации средств для воспитания скоростно-силовых качеств в урочное время.
Глава 1. Теоретические основы воспитания скоростно-силовых
качеств.
1. Воспитание физических качеств как одно из условий совершенствования социальной и биологической природы человека.
Среди наследуемых и приобретаемых способностей человека, определяющую готовность его к различным видам деятельности, особую роль играет физическая кондиция, общий физиологический статус.
Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе – социальный, а не биологический феномен. Физическая культура и спорт способствуют формированию популяции людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного образа жизни, увеличение агрессивных агентов среды обитания.
В процессе эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором элиминирующим действие естественного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации двигательного режима сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения: сердечно-сосудистую систему, костную, мышечную систему, внутренние органы, центральную нервную систему у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки, направленные на воспитание физических способностей, оказывающих мощное тренирующее воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяций, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается. С появлением на Земле человека разумного получила развитие новая форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры. Средства физической культуры – физические упражнения различной интенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы – стали важными средствами повышения адаптивных возможностей человека, совершенствования его социальной и биологической природы. (Зациорский В.М., Сергиенко Л.П., 1975).
Будучи изолированным от общества людей в раннем детстве, человек никак не проявляет потребности в подлинно человеческом познании окружающего нас мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается социальным педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям человеческой культуры. В связи с этим активное приобщение школьников к овладению теоретическими основами спорта, физиологическими, тактико-техническими знаниями необходим не только для спортивного роста, но и для социализации человека, формирования его личности. Совершенно беспомощный при рождении человек (гипоморф – по И.И. Шмальгаузену) благодаря высокой пластичности мозга, его дозреванию при целенаправленном физическом воспитании приобретает огромное количество двигательных навыков и умений, которое в значительной мере перекрывает врожденные двигательные задатки.
Появление человека разумного сопровождалось не только чрезвычайно важными для его прогрессивного развития качествами, но и известными утратами. С наступлением биологической зрелости человек утрачивает потребность в активной двигательной деятельности. Только правильно поставленное физическое воспитание в детском, подростковом и юношеском возрасте позволяет сохранить эту потребность. Только с помощью специальных педагогически организованных методов и средств можно компенсировать эту биологическую утрату. Волевые побуждения людей зрелого возраста, а не потребность в движениях (кинезофилия) являются главным условием их двигательной активности и сохранения здоровья.
Важнейшим адаптивным свойством человека является его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для занятий физическими упражнениями. Совершенствование человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом – важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических способностей. При целенаправленном воспитании физических способностей выполнение больших объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность, силу воли, целенаправленность – эти столь необходимые для человека качества (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов., 1991).
Социальное наследование не меняет основ биологической наследственности человека: и у кроманьонца и у нашего современника врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследственности может меняться активность отдельных участков генома под действием агрессивных факторов внешней среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и житейский опыт. По-видимому, в высоких адаптивных резервах к физическим нагрузкам можно усмотреть механизм реализации „нормы реакции” при систематических упражнениях. Доказательством неизменности генетических структур при систематической тренировке является отсутствие выраженных корреляционных связей в развитии физических способностей родителей и детей, если дети не проходят родительской школы спорта. Иначе говоря, опыт родителей наследуется не буквально, не по биологическим каналам, а социально, т.е. путем передачи детям социальных знаний, умений, опыта. Можно, однако, предположить, что феноменологические проявления „нормы реакции” под влиянием жестких, агрессивно воздействующих факторов внешней среды, расширяются за счет формирования новых, добавочных регуляторных механизмов (например, новых ферментных систем в ответ на длительное действие некоторых агентов внешней среды) (Зимкин И.В., 1961).
Человек обладает высокой пластичностью всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и с социальной средой. Особой пластичностью по сравнению с животными характеризуется генетическая специализация в сфере двигательной деятельности. Человек не рождается ни бегуном, ни прыгуном, ни пловцом. Он становится им благодаря отсутствию жесткой генетической программы, ограничивающей феноменологические проявления двигательной функции.
Эта пластичность – высочайший дар и благо для проявления человеческих способностей в самых различных сферах двигательной деятельности. Человек становится прекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. И все это – результат не только развития мозга и управляемых им функций, но и социального наследования, усвоения опыта предшествующих поколений в период, когда мозг обладает высокой пластичностью. (Зациорский В.М., Сергиенко Л.П., 1975).
Если рассмотреть данные морфологии мозга, то мы увидим, что более 10% нервных клеток обоих полушарий участвуют в работе интеллекта, а остальные 90% управляют мышечной жизнедеятельностью. Мозг ежесекундно пропускает через себя гигантские массивы информационных нервных импульсов, поступающих от мышц в ответ на его команды. Роль этих обратных сигналов в энергетике мозга огромна. Именно они предопределяют активность психики, яркость и глубину мыслительных процессов. Каждый квадратный сантиметр мышц несет в себе миллиарды энергетических потенциалов. Однако это число еще более увеличивается, если мышца развивается и растет в результате воздействия физическими упражнениями. (Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н., 1980).
2. Технология воспитания скоростно-силовых качеств с учетом физиологических и психологических особенностей юношей старшего школьного возраста.
Под термином „скоростно-силовые качества” понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых способностей зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности человека к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения. (В.П. Филин, 1968).
Согласно современной теории физического воспитания принято считать: воспитание скоростно-силовых способностей можно эффективно осуществлять с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений. Типично скоростно-силовыми упражнениями являются легкоатлетические прыжки и метания, удары по мячу в спортивных играх.
Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения. В процессе физического воспитания школьников прыжкам отводится значительное место. Характеризуя основное качество, необходимое для выполнения прыжков, большинство специалистов применяет термин „прыгучесть”. Рядом исследований установлено, что прыгучесть – это комплексное физическое качество. (В.М. Дьячков, 1971).
К категории ведущих в составе скоростно-силовых способностей человека, влияющих на прыгучесть, относятся абсолютная сила мышц, способность к взрывному проявлению динамической и лабильность нервно-мышечного аппарата. Наиболее существенная связь выявлена между результатом в прыжке и способностью спортсмена к взрывному проявлению силы. (Д.И. Марков, 1969).
Воспитание скоростно-силовых способностей в юношеском возрасте имеет свои особенности. Методика и средства подбираются с учетом психофизиологических изменений в этом возрасте. Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Мышцы его растут и при правильном подборе методов и средств позволяют успешно выполнять физически сложные задания. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода полового созревания. Последний перестает быть тем новым и неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят, но меньше, хотя, понятно, острота их полностью исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущим возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы все больше увеличиваются. Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношения к преподавателям и с преподавателями. Преподаватель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице преподавателя настоящего друга, причем уровень его требований к такой дружбе всегда высок.
Отношение к уроку физической культуры и к спортивной деятельности в старшем школьном возрасте также имеет свои характерные особенности. Юноша начинает интересоваться перспективами собственного физического развития. Его потребность к занятиям физической культурой и спортом стабилизируется, обнаруживаются значительные индивидуальные особенности, упрочиваются черты личности. (Мартовский А.Н., 1970).
В отношении моторики данный период можно кратко охарактеризовать следующими свойственными ему отличительными чертами: гармонизацией, возрастающей индивидуализацией, относительной стабилизацией и ярко выраженной специфической половой дифференциацией. Эти черты четко проявляются, между прочим, в развитии основных показателей спортивных результатов и физических способностей. Нетренирующиеся юноши вместе с относительным завершением физического развития постепенно достигают личных высших результатов. Существенно то, что физические способности, особенно сила, а в связи с этим „скоростная сила” сохраняют в юношеском возрасте очень хорошую тренируемость. Совершенствование быстроты по сравнению с ними несколько затруднено, так как тип нервной системы (а, следовательно, и подвижность нервных процессов) в период юности все больше стабилизируется и затрудняются реакции на тренировочные раздражители. Но при этом можно сказать, что повышение уровня скоростно-силовой подготовки в этом возрасте дает значительную прибавку в результативности на спринтерских дистанциях (Д. Харре, 1971).
Методика воспитания скоростно-силовых способностей очень специфична и в теоретическом плане еще далеко не обоснована. Воспитание быстрой силы тем эффективнее, чем больше в тренировке скоростных нагрузок и меньше длительной работы с небольшой скоростью движений. (Конников А.Н., 1984).
Причем основным методом воспитания быстрой силы является упражнение с отягощением небольшого веса, примерно 20% от максимума. (Васюк В.Е. 1984).
С целью направленного воздействия на механизм включения мышц в деятельное состояние следует сочетать упражнения с легким грузом и упражнения с более тяжелым (до 40% от максимума) грузом (вариативный метод) и поднимать его с акцентом на ускорение в начале движения. (Верхошанский Ю., 1974).
Оптимальное сочетание объема упражнений с небольшим и значительным весом может быть выражено 1:5. Что касается последовательности при выполнении тех или других, то лучшим вариантом следует считать чередование их. Что касается паузы между повторениями упражнения, то она определяется уровнем тренированности, специальной выносливостью к повторным максимальным напряжениям, интенсивностью силового проявления.
Скоростно-силовые способности, проявляемые в скоростно-циклических движениях, характерны повторными движениями, которые разделяет фаза расслабления работающих мышц. В воспитании скоростно-силовых способностей в скоростно-циклических упражнениях важное значение приобретает оптимальный вес отягощения, темп движения и длительность работы. (Жордочко Р.В., 1970).
К средствам специальной скоростно-силовой подготовки относятся такие как (Алабин В.Г., 1977, Бартенев Л.В., 1971, Борзов В.Ф., 1973, Верхошанский Ю., 1974):
- Бег с отягощениями.
- Бег и прыжки в гору.
- Прыжки и многоскоки.
- Специально-силовые упражнения с отягощениями на блоках и тренажерах.
- Специально-силовые упражнения со штангой.
- Бег на отрезках.
Также предлагается применение в тренировочном процессе тренажерных устройств максимального, регионального и общего воздействия. Для воспитания взрывной силы величина сопротивления на тренажере должна быть равной 70% от максимального усилия, стартовой силы – 40%, ускоряющей силы – 20%. (Васюк В.Е., 1984).
Рекомендуется использовать для развития реактивной способности мышцы – сгибателей бедра и мышц голени и стопы, стартовой и ускоряющей силы этих мышц, упражнения на тренажерах ускоренным методом. (Шацкий Г.Б., 1997).
Олимпийский чемпион В. Борзов применял в тренировке для развития скоростно-силовых способностей самые разнообразные средства:
- метание ядра 4 кг (вперед, назад, от груди, одной рукой);
- прыжки в длину с места, тройной, „лягушка”, запрыгивание на возвышение (до 1 м), прыжки и бег вверх по лестнице, скачки на одной ноге;
- старты в гору и по песку;
- упражнения со штангой 30–40 кг (быстрые толчки, прыжки в „ножницах”, ускорение);
- бег с отягощением на поясе;
- старты с сопротивлением резины, упражнения с резиной;
- изометрические упражнения.
В тренировке прыгунов тройным и в длину для воспитания скоростно-силовых способностей широко применяются изометрические упражнения. (И.А. Тер-Ованесян, В.А. Креер, В.И. Попов). Основное преимущество изометрических упражнений заключается в том, что они позволяют несколько сократить время, отводимое на скоростно-силовую подготовку. Изометрические упражнения выполняются как с использованием специальных снарядов, так и без них. Зная принципы метода изометрических упражнений (напряжений), учитель и тренер могут легко составить большое количество упражнений, воздействующих на необходимые группы мышц.
В учебно-тренировочной практике применяются изометрические упражнения продолжительностью от 5 до 10 секунд. (Борзов В.Ф., 1973, Верхошанский Ю., 1974, Зациорский В.М., 1966). Степень усилия может быть различной – от 60% максимального и выше. Рекомендуется применять в занятиях максимальные или близкие к ним усилия. (Зациорский В.М., 1966).
Исследования В.П. Филина, 1974, показали, что силовые упражнения статического характера длительностью 5 секунд и интенсивностью 50 и 75% от максимальной дают положительный тренировочный эффект – наибольший по отношению к силе, наименьший по отношению к быстроте. Более значительный положительный эффект по сравнению со статическими силовыми упражнениями наблюдается при применении смешанных комплексов, состоящих в равной мере из силовых упражнений статического и динамического характера.
Статические силовые упражнения, выполняемые в большом объеме, не вызывают болевых ощущений в мышцах, суставах и сухожилиях. Полное восстановление нервно-мышечного аппарата спортсмена после статической силовой тренировки большого объема наступает уже через 24 часа. Статические упражнения в комплексе со скоростно-силовыми упражнениями позволяют воздействовать на все мышечные группы и отдельные группы мышц в необходимых позах.
Руководствуясь дидактическим принципом сознательности, преподаватель должен разъяснить значение статистических упражнений. Учитывая, что юноши обладают способностью активно преодолевать охранительное торможение и продолжать работу, несмотря на развивающееся утомление, необходимо предостерегать их от переоценки своих возможностей. (В.П. Филин, 1974).
Большое внимание В.П. Филин в своих исследованиях уделял проблеме скоростно-силовой подготовки юных спринтеров. Экспериментально В.П. Филин показал, что эффективность подготовки повышается, если применять в тренировочном процессе всевозможные прыжки и прыжковые упражнения: прыжки в длину с полного и укороченного разбега, прыжки с места; тройной; пятерной; многократные прыжки с места, отталкиваясь поочередно обеими ногами, а также на двух ногах, скачки на одной ноге (при большом наклоне туловища). Спринтерам 16-17 лет надо упражняться со штангой один раз в неделю и обязательно сочетать поднимание штанги с упражнениями на гибкость, быстроту и расслабление мышц. При этом в их тренировке особое внимание должно быть обращено на развитие силы мышц ног. С этой целью в меньшей степени используются классические движения со штангой, в большей мере – специальные силовые упражнения: приседания со штангой, подскоки и ходьба с отягощениями. Наряду с упражнениями со штангой в занятиях с юношами полезно применять приседания с партнером, сидящим на плечах, стоя у гимнастической стенки или у стены (3–4 серии по 8–10 приседаний). Надо регулярно включать в тренировочную программу занятий подскоки с гирей, стоя между двух параллельно расположенных гимнастических скамеек (3–5 серий по 10–12 выпрыгиваний).
Следует особо подчеркнуть важность сочетания в учебно-тренировочном занятии обширного комплекса упражнений, направленных на развитие силы мышц, с выполнением спринтерского бега во всех его разновидностях. Только таким путем можно добиться целенаправленного и высокоэффективного использования всего силового комплекса упражнений применительно к воспитанию скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста. (Смирнов Ю.И., 1968).
Скоростно-силовые упражнения следует совмещать с элементами игрового характера. После скоростно-силовых упражнений дается достаточный интервал отдыха, чтобы привести в норму пульс и частоту дыхания, а после этого выполняются упражнения силового характера. Они должны включаться в середину урока, чтобы за ними следовали упражнения на расслабление и затем упражнения бегового характера. (Талага Э., 1998).
Применение скоростно-силовых упражнений немыслимо без сочетания с упражнениями на растягивание, расслабление, координацию движений в одном занятии. (Конников А.Н., 1984).
Обобщая и анализируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что воспитание скоростно-силовых способностей у юношей целесообразно осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых сила стремится к максимуму преимущественно за счет возрастания скорости сокращения мышц. Скоростно-силовыми упражнениями, которые должны широко использоваться в занятиях с юношами, являются: бег на коротких отрезках дистанций; прыжки; метание; упражнения с отягощениями относительно небольшого веса, выполняемые в быстром темпе; прыжки, выполняемые при смешанном (ауксотоническом) режиме работы мышц; прыжковые упражнения, выполняемые на упругой опоре. В меньшей степени с целью воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов должны использоваться собственно-силовые упражнения (например, упражнения со штангой значительного веса). Основными методами воспитания скоростно-силовых способностей у юношей являются метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения, метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса, метод упражнения, выполняемого при смешанном (ауксотоническом) режиме работы мышц. В значительно меньшей степени целесообразно использовать метод однократного выполнения силового упражнения с околопредельным и предельными весами. (В.П. Филин, 1974).
В исследованиях А.А. Тер-Ованесяна (1946, 1967), Н.Г. Озолина (1949, 1970), А.Н. Крестовникова (1951), Н.В. Зимкина (1954, 1956), Н.Н. Яковлева (1957, 1960), В.М. Дьячкова с сотр. (1961, 1964) и др. показано, что одновременное развитие в определенных соотношениях физических качеств обуславливает положительные изменения в физической подготовленности учащихся.
Взаимосвязь физических качеств обусловлена, прежде всего, такими функциональными свойствами центральной нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, которые, по И.П. Павлову (1949), взаимодействуют друг с другом и на основе сочетания которых осуществляется нормальная деятельность организма человека. Взаимодействия в процессе развития физических качеств могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные имеют место не только между различными физическими качествами, но и между разными формами проявления одного и того же физического качества. Такой вариант взаимодействия называют обычно „переносом физических качеств”. (Л.П. Матвеев, 1959; В.М. Зациорский, 1965, 1966, 1968; Н.И. Пономарев, 1969 и др.).
Благодаря явлению переноса можно, применяя сравнительно узкий круг физических упражнений, создать благоприятные предпосылки для овладения любым видом двигательной деятельности. Эту возможность необходимо использовать в практике физического воспитания.
В.С. Фарфель (1959, 1960), В.М. Корецкий (1961) и др. в своих исследованиях показали, что в старшем школьном возрасте у юношей, когда в основном завершается формирование большинства систем организма человека, а также достигает определенного совершенства техника выполнения физических упражнений, спортивные результаты в большей мере зависят от уровня развития физических качеств занимающихся. Взаимосвязь силовых, скоростно-силовых качеств и показателей владения техникой в различных видах спорта возрастает. Все это следует учитывать при планировании учебно-тренировочных уроков в соответствии с возрастными особенностями старших юношей и уровнем их технической подготовленности.
Глава 2. Технология воспитания скоростно-силовых качеств у старшеклассников с использованием специализированного учебно-тренировочного модуля.
Методика проведения эксперимента.
Исследование проводилось с 2002г. на базе гимназии №3 г. Оренбурга.
Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2002-2004г.) создавалась теоретическая база исследования: сформулирована рабочая гипотеза, задача исследования; изучался и обобщался педагогический опыт по воспитанию скоростно-силовых способностей, изучалась и анализировалась специальная литература, психолого-педагогическая литература. Анализировался свой собственный опыт в спортивной, тренерской деятельности. Для этого использовались методы: анализ и обобщение литературных данных, беседы с преподавателями физической культуры, тренерами, спортсменами.
На втором этапе (2004–2007 г.) отрабатывались и проверялись различные методы и средства, повышающие эффективность воспитания скоростно-силовых способностей, уточнялась рабочая гипотеза. Проводился эксперимент, анализировались его результаты. Применялись методы и средства для воспитания скоростно-силовых способностей: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения, метод повторного выполнения упражнения с отягощениями малого и среднего веса, метод упражнения, выполняемого при смешанном (ауксотоническом) режиме работы мышц, изометрические упражнения, как с отягощениями, так и без них, упражнения на тренажерах. На основе этих методов и средств создавались специализированные учебно-тренировочные модули, которые адаптировались для урочной формы занятий и внедрялись в учебный план. Процесс воспитания скоростно-силовых качеств, строился на основе принципов спортивной тренировки. Анализировалась динамика результатов в тестировании на скоростно-силовые способности. Тестирование проводилось три раза в учебный год. Для точного учета нагрузки, отдельные упражнения и комплексы целиком выполнял лично сам на уроках физической культуры с учениками.
Применялись методы исследования: анализ школьных программ по физической культуре, педагогическое наблюдение, тестирование, моделирование методической системы, сравнительный анализ результатов тестирования.
На третьем этапе (сентябрь 2007 – май 2008 уч.г.) осуществлялась работа по организации заключительного этапа эксперимента: проверялись основные положения гипотезы исследования, конкретизировались педагогические условия воспитания скоростно-силовых качеств. Сравнение результатов исследования на начальном этапе эксперимента и заключительном.
Система работы по воспитанию скоростно-силовых качеств у старшеклассников.
Для определения уровня скоростно-силовой подготовленности старшеклассников был использован следующий комплекс педагогических испытаний (контрольных тестов):
- Прыжок в длину с места;
- Прыжок тройной с места;
- Бег 10 метров со среднего старта;
- Бег 10 метров с ходу;
- Бег 30 метров;
- Метание гранаты 700 г.
По итогам сентябрьского тестирования (2007 г.) для эксперимента было выбрано два класса: 11б и 11а. Выбор классов был обусловлен относительно небольшой разницей в результатах тестирования, что показывало о примерно одинаковом уровне скоростно-силовой подготовленности в этих классах. В планировании на учебный год 11б класс был определен как опытный, 11а как контрольный класс. Из каждого класса было выбрано по восемь старшеклассников для участия в эксперименте. Старшеклассники подготовительной и специальной групп не принимали участия в эксперименте. Результаты тестирования представлены в таблицах №1 и №2.
Таблица №1.
Результаты тестирования в опытном 11б классе. Сентябрь 2007г.
№ |
Фамилия Имя |
длина с.м (см.) |
тр-ой с.м (см.) |
10 м. (сек.) |
10 м. с.х. (сек.) |
30 м. (сек.) |
метание гр. (м.) |
1 |
Арапов Д. |
248 |
735 |
1,9 |
1,2 |
4,4 |
41 |
2 |
Клименко С. |
234 |
684 |
2,0 |
1,3 |
4,5 |
40 |
3 |
Кунавин О. |
243 |
715 |
2,2 |
1,4 |
4,5 |
33 |
4 |
Ишмухаметов Р. |
255 |
712 |
1,9 |
1,4 |
4,4 |
28 |
5 |
Назыров Р |
263 |
701 |
1,9 |
1,4 |
4,3 |
31 |
6 |
Чепурин К. |
251 |
646 |
2,0 |
1,5 |
4,4 |
34 |
7 |
Белов Д.. |
242 |
683 |
2,1 |
1,5 |
4,6 |
29 |
8 |
Ермолаев В.. |
242 |
674 |
2,3 |
1,4 |
4,7 |
36 |
Средний арифметический результат |
247 |
694 |
2,0 |
1,4 |
4,5 |
34 |
Таблица №2.
Результаты тестирования в контрольном 11а классе. Сентябрь 2008г.
№ |
Фамилия Имя |
Длина с.м (см.) |
тр-ой с.м (см.) |
10 м. (сек.) |
10 м. с.х. (сек.) |
30 м. (сек.) |
метание гр. (м.) |
1 |
Тиглев С. |
243 |
783 |
1,9 |
1,3 |
4,3 |
36 |
2 |
Гончаров Д.. |
238 |
731 |
2,0 |
1,3 |
4,4 |
34 |
3 |
Щукин Б. |
249 |
728 |
2,2 |
1,5 |
4,2 |
32 |
4 |
Табаков Н. |
226 |
729 |
2,0 |
1,4 |
4,5 |
37 |
5 |
Зиновьев А. |
254 |
786 |
2,0 |
1,2 |
4,4 |
40 |
6 |
Кошкин М. |
251 |
782 |
1,8 |
1,3 |
4,4 |
31 |
7 |
Алымбаев А. |
239 |
756 |
1,8 |
1,5 |
4,2 |
27 |
8 |
Рудаков И. |
242 |
754 |
1,7 |
1,4 |
4,4 |
29 |
Средний арифметический результат |
245 |
756 |
2,0 |
1,4 |
4,3 |
33 |
Для проведения эксперимента нами был разработаны методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств учетом психофизиологических особенностей старшеклассников. Все они представлены в таблице №3. Каждое упражнение в таблице систематизировано по характеру выполнения. Также даются подробные организационные и методические указания. Все упражнения применялись в ходе эксперимента.
Таблица №3.
Методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств у старшеклассников.
№ |
Характер Упражнения |
№ |
Упражнение |
Организационные методические указания |
1. |
Прыжковые упражнения с использованием опоры |
1. |
Запрыгивания на опору, высокую скамью, тумбу |
Для всех упражнений опора 30-50 см. Максимальное усилие при отталкивании. |
2. |
Спрыгивания с опоры с последующим отталкиванием от поверхности пола (асфальта, земли) |
Быстрый, активный отскок от поверхности |
||
3. |
Отталкивание вверх с опоры со сменой положения ног |
Максимальное усилие при отталкивании вверх |
||
4. |
Отталкивание вверх с опоры одной ногой |
Приземление на толчковую ногу. Активный мах другой ногой |
||
5. |
Отталкивание одной ногой вверх из положения сед на опоре, высокой скамье, тумбе |
При отталкивании не опираться на маховую ногу. Активный мах |
||
2. |
Многоскоки |
6. |
Прыжки в „шаге” |
Максимальное усилие при отталкивании |
7. |
Прыжки на одной ноге („скачки”) |
При отталкивании выполнять активное „загребающее” движение толчковой ногой |
||
8. |
Подскоки с одной ноги на другую („перекаты”) |
Отталкивание вверх-вперед с максимальным усилием |
||
3. |
Многоскоки, выполняемые из низких исходных положений |
9. |
Низкие прыжки в „шаге” |
Выполняются из положения глубокого выпада. Перед отталкиванием можно опираться двумя руками о по |
10. |
Прыжки из полуприседа („кенгуру”) |
Максимальное усилие при отталкивании вверх вперед |
||
11. |
Низкие „скачки” („блоха”) |
Выполняются из положения глубокого выпада |
||
12. |
Выпрыгивания из полного приседа с небольшим продвижением вперёд |
Максимальное усилие при отталкивании вверх вперед. Активный мах руками |
||
4. |
Прыжковые упражнения на месте |
13. |
Выпрыгивания вверх с подтягиванием коленей (из положения полуприсед, из полного приседа) |
Максимальное усилие при отталкивании. |
14. |
Выпрыгивания вверх с доставанием предмета рукой (из положения полуприсед, из полного приседа |
Активное отталкивание |
||
15. |
Выпрыгивания вверх, отталкиваясь одной ногой из положения глубокого выпада |
Активный мах |
||
16. |
Выпрыгивания вверх из положения «разножка», в фазе полёта смена положения ног |
Отталкиваться как можно выше вверх |
||
5. |
Быстрые «многоскоки» |
17. |
Прыжки в „шаге” |
Упражнения выполняются на быстроту движений с сохранением техники, с небольшой амплитудой движений |
18. |
Прыжки на одной ноге „скачки” |
|||
6. |
Спринт (до 30 метров) |
19. |
Стартовый разгон |
Старт «с опорой на руку». Засекается на время. По сигналу. 10 метров, 20 метров |
20. |
Бег с ходу |
Засекается на время. Не менее двух серий. 10-30 метров |
||
21. |
Старты из различных положений |
10–30 метров. Различные виды подачи сигнала: свисток, хлопок, отскок мяча, удар ногой по полу |
||
7. |
«Многоскоки» в затрудненных условиях |
22. |
Многоскоки всех разновидностей |
С использованием скамеек, барьеров. От 10 до 20 метров |
8. |
Скоростно-силовые упражнения на верхний плечевой пояс |
23. |
Из положения упора отталкивание руками с последующим выполнением хлопка перед грудью, за спиной |
Упор лёжа на мате, скамейке. Туловище и ноги составляют одну прямую при выполнении упражнения |
24. |
Броски набивного мяча |
Различные разновидности бросков из различных положений. В парах. Вес мяча 1-3 кг. |
||
25. |
Метание гранаты |
Вес гранаты 700 г. С места. С разбега |
||
9. |
Специальносиловые упражнения со свободными отягощениями среднего веса. |
26. |
Жим штанги руками лежа на горизонтальной, наклонной скамье |
35–40 кг. Средний хват. |
27. |
Жим штанги из положения стоя, сидя из-за головы |
20–30 кг. |
||
28. |
Разведение гантелей в стороны. |
6 кг. |
||
29. |
Подъем штанги на бицепс. |
20–25 кг. |
||
30. |
«Экстензия» на трицепс. |
6 кг. |
||
31. |
«Выпады» с гантелями в руках |
12 кг+12 кг. |
||
32. |
Становая тяга |
16–30 кг. Особое внимание на правильное положение спины. |
||
33. |
Приседания, полуприседы со штангой на плечах |
20–40 кг. |
||
34. |
Приседания, полуприседы с партнером на плечах |
Выполняется у гимнастической стенки |
||
10. |
Специальносиловые упражнения на тренажерах. Средний вес отягощений. |
35. |
Тяга вертикального блока за голову |
Следить за правильным положением спины при выполнении всех упражнений |
36. |
Тяга горизонтального блока сидя на горизонтальной скамье |
20–40 кг. |
||
37. |
Сведение рук в тренажере „Наутилус” |
20–40 кг. |
||
38. |
Сгибание ног в станке |
20–40 кг. |
||
39. |
Разгибание ног в станке |
20–40 кг. |
||
40. |
«Гакк» – приседания. |
20–40 кг. |
||
11. |
Скоростно-силовые упражнения с отягощениями малого веса |
41. |
Выпрыгивание вверх из полуприседа с гирей в руках |
Держать спину ровно. 16 кг. |
42. |
„Разножка” с гантелями в руках |
12 кг+12 кг. |
||
43. |
Выталкивание руками грифа вверх вперед, одновременно выполняя „разножку” |
Максимально быстрые движения |
||
12. |
Изометрические упражнения |
44. |
Зафиксировать положение „выпад” |
С гантелями в руках (6 кг. + 6 кг.). Следить за осанкой |
45. |
Зафиксировать положение полуприсед, широкая стойка |
Руки держать перед собой или на поясе |
||
46. |
Зафиксировать положение упор лежа на локтях |
Спина и ноги составляют одну прямую. |
На основе этих упражнений нами была разработана модульная тренировочная технология, суть которой заключается в точечном воздействии на основные группы мышц для ускоренного развития скоростно-силовых качеств у старшеклассников. Технология имеет следующие параметры: 4-6 упражнений, применяемых по методу круговой тренировки и методу повторного выполнения упражнения в одном тренировочном модуле, продолжительность тренировочного модуля от 15 до 20 минут, модуль включается в основную часть урока в течение всего учебного года от одного, до двух раз в неделю. Все упражнения в тренировочном модуле по своим техническим характеристикам и по нагрузке были адаптированы для урочной формы занятий и включались в учебный план для опытного 11б класса в зависимости от текущей темы урока. Нагрузка в тренировочном модуле планировалась на учебный год в соответствии с принципами спортивной тренировки: повышение объема или плотности нагрузки, волнообразное повышение нагрузки в тренировочном модуле в течение учебного года.
Контрольный 11а класс занимался по традиционной учебной программе и процесс воспитания скоростно-силовых качеств не имел системного характера.
В таблице №4 приведен план применения модульной тренировочной технологии.
Условные обозначения:
1 – номер применяемого упражнения. (таблица №3);
(1) – номер применяемого упражнения по характеру выполнения. (таблица №3);
10 от – количество отталкиваний, выпрыгиваний в одном упражнении;
5×10 м – выполнение 5 серий по 10 метров упражнения;
5×10р 30 кг – выполнение 5 серий по 10 раз упражнения с отягощением 30 кг;
10 б – выполнение 10 бросков набивного мяча;
60" – выполнение упражнения по времени 60 секунд.
Таблица №4
План применения модульной тренировочной технологии с концентрированным использованием разработанных методов и средств для ускоренного развития скоростно-силовых упражнений в опытном 11б классе.
I четверть. Тема: легкая атлетика; кроссовая подготовка; с/и футбол, баскетбол. Номера уроков |
||||||
2 |
3 |
5 |
7 |
|||
1(1)50от 2(1)20от 3(1)40от 4(1)20от 5(1)10от |
9(3)40от 10(3)40от 11(3)40от 12(3)40от 23(8)2×10р |
1(1)60от 2(1)30от 9(3)60от 12(3)40от |
17(5)3×20м 18(5)3×30м 25(8) 10р |
|||
9 |
11 |
13 |
14 |
|||
17(5)3×30м 18(5)3×30м 25(8)12р |
1(1)70от 3(1)40от 4(1)20от 26(9)4×10р30кг 27(9)4×10р20кг |
26(9)4×10р30кг 27(9)4×10р20кг 29(9)4×10р20кг 30(9)4×10р6кг |
23(8)3×20р 24(8)60б 17(5)3×20м 18(5)3×20м |
|||
15 |
16 |
17 |
18 |
|||
1(1)80от 2(1)40от 9(3)80от 12(3)40от |
17(5)3×20м 18(5)3×30м 25(8) 10р |
26(9)4×10р30кг 27(9)4×10р20кг 29(9)4×10р20кг 30(9)4×10р6кг |
23(8)3×20р 24(8)60б 17(5)4×20м 18(5)3×20м |
|||
II четверть. Тема: с/и баскетбол; акробатика; гимнастика; общая физическая подготовка; кроссовая подготовка. |
||||||
19 |
20 |
22 |
||||
26(9)5×10р30кг 27(9)4×12р25кг 33(9)4×20р25кг 46(12)60" |
17(5)3×20м 18(5)3×20м 24(8)60б 44(7)60" 45(12)60" 46(12)60" |
9(3)70от 10(3)70от 11(3)70от 45(12)60" 46(12)60" |
||||
23 |
24 |
25 |
||||
26(9)5×12р30кг 27(9)5×12р25кг 33(9)4×10р30кг 45(12)60" |
23(8)4×10р 24(8)60б 12(3)80от 45(12)60" |
9(3)70от 10(3)70от 11(3)70от 26(9)5×15р30кг 27(9)4×20р25кг |
||||
26 |
27 |
28 |
||||
9(3)80от 10(3)80от 11(3)80от 45(12)70" 46(12)60" |
(8)4×12р 24(8)80б 12(3)80от 45(12)60" |
9(3)80от 10(3)80от 11(3)80от 26(9)5×15р30кг 27(9)4×20р25кг |
||||
III четверть. Тема: лыжная подготовка; кроссовая подготовка; общая физическая подготовка; с/и баскетбол, волейбол. |
||||||
29 |
30 |
32 |
34 |
|||
1(1)60от 2(1)60от 9(3)60от 11(3)60от 44(12)60" |
41(11)4×10р16кг 42(11)2×30р12кг 44(12)60" 45(12)60" 46(12)60" |
26(9)3×10р40кг 27(9)3×10р20кг 28(9)3×10р6кг 29(9)3×10р25кг 30(9)4×10р6кг |
44(12)90" 44(11)4×12р16кг 42(11)2×30р12кг 44(12)60" 46(12)60" |
|||
36 |
38 |
40 |
42 |
|||
23(8)100б 9(3)80от 34(9)2×15р 46(12)60" |
1(1)60от 2(1)60от 9(3)80от 11(3)80от 41(11)4×10р16кг 42(11)2×30р12кг |
26(9)3×10р40кг 27(9)3×10р20кг 28(9)3×10р6кг 29(9)3×10р25кг 30(9)3×10р6кг |
9(3)80от 10(3)80от 12(3)80от 41(11)4×15р16кг 42(11)2×30р16кг |
|||
43 |
44 |
45 |
46 |
|||
26(9)3×10р40кг 27(9)3×10р20кг 28(9)3×10р6кг 29(9)3×10р25кг 30(9)3×10р6кг |
23(8)100б 9(3)80от 34(9)2×15р 46(12)60" |
9(3)80от 10(3)80от 12(3)80от 41(11)4×15р16кг 42(11)2×30р16кг |
23(8)100б 9(3)80от 34(9)2×15р 46(12)60" |
|||
IV четверть. Тема: с/и волейбол; кроссовая подготовка; общая физическая подготовка; легкая атлетика. |
||||||
47 |
48 |
50 |
52 |
|||
9(3)80от 10(3)80от 33(9)3×10р40кг 46(12)60" |
23(8)100б 17(5)3×20м 18(5)3×20м 45(12)60" |
26(9)3×12р40кг 27(9)3×10р25кг 28(9)3×10р6кг 29(9)3×10р25кг 46(12)60" |
33(9)3×10р45кг 2(1)100от 44(12)60" 46(12)60" |
|||
53 |
54 |
55 |
57 |
|||
9(3)80от 10(3)80от 33(9)3×12р40кг 46(12)90" |
26(9)3×12р45кг 27(9)3×12р25кг 28(9)3×10р6кг 29(9)3×10р25кг 46(12)90" |
1(1)50от 2(1)50от 3(1)60от 25(8)12р |
17(5)3×20м 18(5)4×20м 33(9)3×12р40кг 46(12)90" |
|||
58 |
60 |
62 |
65 |
|||
1(1)50от 2(1)50от 3(1)60от 25(8)12р |
9(3)80от 10(3)80от 33(9)3×10р40кг 46(12)60" |
1(1)50от 2(1)50от 3(1)60от 25(8)12р |
17(5)3×20м 18(5)4×20м 33(9)3×12р40кг 46(12)90" |
2. Результаты эксперимента и их обсуждение.
В конце декабря 2007г. было проведено тестирование для определения уровня скоростно-силовой подготовленности в опытном 11б классе и в контрольном 11а классе. Тестирование проводилось по тем же видам, что и в сентябре 2007г., за исключением метания гранаты и прыжка тройным с места.
Полученные данные представлены в таблицах №5 и №6.
Таблица №5.
Результаты контрольных испытаний по определению сдвигов в развитии скоростно-силовых способностей в опытном 11б классе
№ |
Фамилия Имя |
длина с/м (см) |
10 м (сек) |
||||
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
||
1 |
Арапов Д. |
248 |
256 |
+8 |
1,9 |
1,8 |
+0,1 |
2 |
Клименко С. |
234 |
244 |
+10 |
2,0 |
1,9 |
+0,1 |
3 |
Кунавин О. |
243 |
246 |
+3 |
2,2 |
2,2 |
0 |
4 |
Ишмухаметов Р. |
255 |
261 |
+6 |
1,9 |
1,9 |
0 |
5 |
Назыров Р |
263 |
265 |
+2 |
1,9 |
1,9 |
0 |
6 |
Чепурин К. |
251 |
263 |
+12 |
2,0 |
1,9 |
+0,1 |
7 |
Белов Д.. |
242 |
250 |
+8 |
2,1 |
2,0 |
+0,1 |
8 |
Ермолаев В.. |
242 |
250 |
+8 |
2,3 |
2,2 |
+0,1 |
Сумма |
1978 |
2035 |
+57 |
16,3 |
15,8 |
+0,5 |
|
Сдвиг, % |
+2,8 |
+3,2 |
№ |
Фамилия Имя |
10 м с/х (сек) |
30 м (сек) |
||||
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
||
1 |
Арапов Д. |
1,2 |
1,1 |
+0,1 |
4,4 |
4,3 |
+0,1 |
2 |
Клименко С. |
1,3 |
1,2 |
+0,1 |
4,5 |
4,4 |
+0,1 |
3 |
Кунавин О. |
1,4 |
1,2 |
+0,2 |
4,5 |
4,4 |
+0,1 |
4 |
Ишмухаметов Р. |
1,4 |
1,3 |
+0,1 |
4,4 |
4,3 |
+0,1 |
5 |
Назыров Р |
1,4 |
1,3 |
+0,1 |
4,3 |
4,2 |
+0,1 |
6 |
Чепурин К. |
1,5 |
1,4 |
+0,1 |
4,4 |
4,4 |
0 |
7 |
Белов Д.. |
1,5 |
1,4 |
+0,1 |
4,6 |
4,5 |
+0,1 |
8 |
Ермолаев В.. |
1,4 |
1,3 |
+0,1 |
4,7 |
4,5 |
+0,2 |
Сумма |
11,1 |
10,2 |
+0,9 |
35,8 |
35 |
+0,8 |
|
Сдвиг, % |
+8,1 |
+2,2 |
Таблица №6.
Результаты контрольных испытаний по определению сдвигов в развитии скоростно-силовых способностей в контрольном 11а классе.
№ |
Фамилия Имя |
длина с/м (см) |
10 м (сек) |
||||
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
||
1 |
Тиглев С. |
243 |
244 |
+1 |
1,9 |
1,9 |
0 |
2 |
Гончаров Д.. |
238 |
239 |
+1 |
2,0 |
2,0 |
0 |
3 |
Щукин Б. |
249 |
250 |
+1 |
2,2 |
2,0 |
+0,2 |
4 |
Табаков Н. |
226 |
230 |
+4 |
2,0 |
1,9 |
+0,1 |
5 |
Зиновьев А. |
254 |
260 |
+4 |
2,0 |
2,0 |
0 |
6 |
Кошкин М. |
251 |
252 |
+1 |
1,8 |
1,8 |
0 |
7 |
Алымбаев А. |
239 |
240 |
+1 |
1,8 |
1,7 |
+0,1 |
8 |
Рудаков И. |
242 |
243 |
+1 |
1,7 |
1,7 |
0 |
Сумма |
1942 |
1958 |
+14 |
15,4 |
15,0 |
+0,4 |
|
Сдвиг, % |
+0,7 |
+2,6 |
№ |
Фамилия Имя |
10 м с/х (сек) |
30 м (сек) |
||||
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
сентябрь |
декабрь |
сдвиг |
||
1 |
Тиглев С. |
1,3 |
1,2 |
+0,1 |
4,3 |
4,3 |
0 |
2 |
Гончаров Д.. |
1,3 |
1,2 |
+0,1 |
4,4 |
4,3 |
+0,1 |
3 |
Щукин Б. |
1,5 |
1,5 |
0 |
4,2 |
4,2 |
0 |
4 |
Табаков Н. |
1,4 |
1,4 |
0 |
4,5 |
4,5 |
0 |
5 |
Зиновьев А. |
1,2 |
1,2 |
0 |
4,4 |
4,4 |
0 |
6 |
Кошкин М. |
1,3 |
1,3 |
0 |
4,4 |
4,3 |
+0,1 |
7 |
Алымбаев А. |
1,5 |
1,4 |
+0,1 |
4,2 |
4,1 |
+0,1 |
8 |
Рудаков И. |
1,4 |
1,3 |
+0,1 |
4,4 |
4,3 |
+0,1 |
Сумма |
10,9 |
10,5 |
+0,4 |
34,8 |
34,4 |
+0,4 |
|
Сдвиг, % |
+3,7 |
+1,1 |
Анализ результатов промежуточных исследований показал, что за период с сентября по декабрь уровень скоростно-силовой подготовленности вырос как в опытном, так и в контрольном классе, но прирост результатов в опытном классе значительно выше, чем в контрольном (см. диаграмму №1).
Диаграмма №1
Прирост результатов уровня скоростно-силовой подготовленности в контрольных испытаниях в % отношении в опытном 11б классе
и контрольном 11а классе (сентябрь – декабрь)
В течение мая 2008г. было проведено заключительное тестирование для определения уровня скоростно-силовой подготовленности в опытном 11б классе и контрольном 11а классе, которое подтвердило эффективность модульной тренировочная технологии с концентрированным использованием специально-силовых, скоростно-силовых и изометрических упражнений. Полученные данные представлены в таблицах №7, №8, диаграмме №2.
Таблица №7
Результаты контрольных испытаний по определению сдвигов в развитии скоростно-силовых качеств опытном 11б классе (декабрь 2007г – май 2008г), тройной с/м., граната (сентябрь 2007г – май 2008г).
№ |
Фамилия Имя |
длина с/м (см) |
10 м (сек) |
||||
декабрь |
май |
сдвиг |
декабрь |
май |
сдвиг |
||
1 |
Арапов Д. |
256 |
259 |
+3 |
1,8 |
1,8 |
0 |
2 |
Клименко С. |
244 |
246 |
+2 |
1,9 |
1,8 |
+0,1 |
3 |
Кунавин О. |
246 |
248 |
+2 |
2,2 |
2,0 |
+0,2 |
4 |
Ишмухаметов Р. |
261 |
261 |
0 |
1,9 |
1,9 |
0 |
5 |
Назыров Р |
265 |
266 |
+1 |
1,9 |
1,9 |
0 |
6 |
Чепурин К. |
263 |
268 |
+5 |
1,9 |
1,8 |
+0,1 |
7 |
Белов Д.. |
250 |
254 |
+4 |
2,0 |
1,9 |
+0,1 |
8 |
Ермолаев В.. |
250 |
258 |
+8 |
2,2 |
2,1 |
+0,1 |
Сумма |
2035 |
2060 |
+25 |
15,8 |
15,2 |
+0,6 |
|
Сдвиг, % |
+1,2 |
+3,8 |
№ |
Фамилия Имя |
10 м с/х (сек) |
30 м (сек) |
||||
декабрь |
май |
сдвиг |
декабрь |
май |
сдвиг |
||
1 |
Арапов Д. |
1,1 |
1,1 |
0 |
4,3 |
4,2 |
+0,1 |
2 |
Клименко С. |
1,2 |
1,2 |
0 |
4,4 |
4,3 |
+0,1 |
3 |
Кунавин О. |
1,2 |
1,2 |
0 |
4,4 |
4,4 |
0 |
4 |
Ишмухаметов Р. |
1,3 |
1,2 |
+0,1 |
4,3 |
4,2 |
+0,1 |
5 |
Назыров Р |
1,3 |
1,3 |
0 |
4,2 |
4,1 |
+0,1 |
6 |
Чепурин К. |
1,4 |
1,3 |
+0,1 |
4,4 |
4,4 |
0 |
7 |
Белов Д.. |
1,4 |
1,4 |
0 |
4,5 |
4,4 |
+0,1 |
8 |
Ермолаев В.. |
1,3 |
1,2 |
+0,1 |
4,5 |
4,4 |
+0,1 |
Сумма |
10,2 |
9,9 |
+0,3 |
35 |
34,4 |
+0,6 |
|
Сдвиг, % |
+2,9 |
+1,7 |
№ |
Фамилия Имя |
тройной с/м (см) |
метание гранаты (м) |
||||
сентябрь |
май |
сдвиг |
сентябрь |
май |
сдвиг |
||
1 |
Арапов Д. |
735 |
742 |
+7 |
41 |
42 |
+1 |
2 |
Клименко С. |
684 |
690 |
+6 |
40 |
41 |
+1 |
3 |
Кунавин О. |
715 |
738 |
+23 |
33 |
37 |
+4 |
4 |
Ишмухаметов Р. |
712 |
726 |
+14 |
28 |
29 |
+1 |
5 |
Назыров Р |
701 |
745 |
+44 |
31 |
32 |
+1 |
6 |
Чепурин К. |
646 |
705 |
+59 |
34 |
35 |
+1 |
7 |
Белов Д.. |
683 |
712 |
+29 |
29 |
30 |
+1 |
8 |
Ермолаев В.. |
674 |
730 |
+56 |
36 |
37 |
+1 |
Сумма |
5550 |
5788 |
+238 |
272 |
283 |
+11 |
|
Сдвиг, % |
+4,3 |
+4 |
Таблица №8.
Результаты контрольных испытаний по определению сдвигов в развитии скоростно-силовых качеств контрольном 11а классе (декабрь 2007г – май 2008 г), тройной, граната (сентябрь 2007г – май 2008г).
№ |
Фамилия Имя |
длина с/м (см) |
10 м (сек) |
||||
декабрь |
май |
сдвиг |
декабрь |
май |
сдвиг |
||
1 |
Тиглев С. |
244 |
252 |
+8 |
1,9 |
1,9 |
0 |
2 |
Гончаров Д.. |
239 |
241 |
+2 |
2,0 |
2,0 |
0 |
3 |
Щукин Б. |
250 |
254 |
+4 |
2,0 |
2,0 |
0 |
4 |
Табаков Н. |
230 |
231 |
+1 |
1,9 |
1,8 |
+0,1 |
5 |
Зиновьев А. |
260 |
260 |
0 |
2,0 |
1,9 |
+0,1 |
6 |
Кошкин М. |
252 |
254 |
+2 |
1,8 |
1,8 |
0 |
7 |
Алымбаев А. |
240 |
243 |
+3 |
1,7 |
1,7 |
0 |
8 |
Рудаков И. |
243 |
252 |
+9 |
1,7 |
1,6 |
+0,1 |
Сумма |
1958 |
1987 |
+29 |
15,0 |
14,7 |
+0,3 |
|
Сдвиг, % |
+1,5 |
+2 |
№ |
Фамилия Имя |
10 м с/х (сек) |
30 м (сек) |
||||
декабрь |
май |
сдвиг |
декабрь |
май |
сдвиг |
||
1 |
Тиглев С. |
1,2 |
1,2 |
0 |
4,3 |
4,3 |
0 |
2 |
Гончаров Д.. |
1,2 |
1,2 |
0 |
4,3 |
4,3 |
0 |
3 |
Щукин Б. |
1,5 |
1,4 |
+0,1 |
4,2 |
4,2 |
0 |
4 |
Табаков Н. |
1,4 |
1,4 |
0 |
4,5 |
4,4 |
+0,1 |
5 |
Зиновьев А. |
1,2 |
1,2 |
0 |
4,4 |
4,4 |
0 |
6 |
Кошкин М. |
1,3 |
1,2 |
+0,1 |
4,3 |
4,3 |
0 |
7 |
Алымбаев А. |
1,4 |
1,3 |
+0,1 |
4,1 |
4,1 |
0 |
8 |
Рудаков И. |
1,3 |
1,3 |
0 |
4,3 |
4,2 |
+0,1 |
Сумма |
10,5 |
10,2 |
+0,3 |
34,4 |
34,2 |
+0,2 |
|
Сдвиг, % |
+2,9 |
+0,6 |
№ |
Фамилия Имя |
тройной с/м (см) |
метание гранаты (м) |
||||
сентябрь |
май |
сдвиг |
сентябрь |
май |
сдвиг |
||
1 |
Тиглев С. |
783 |
790 |
+7 |
36 |
37 |
+1 |
2 |
Гончаров Д.. |
731 |
740 |
+9 |
34 |
35 |
+1 |
3 |
Щукин Б. |
728 |
735 |
+7 |
32 |
33 |
+1 |
4 |
Табаков Н. |
729 |
749 |
+20 |
37 |
38 |
+1 |
5 |
Зиновьев А. |
786 |
790 |
+4 |
40 |
41 |
+1 |
6 |
Кошкин М. |
782 |
791 |
+9 |
31 |
32 |
+1 |
7 |
Алымбаев А. |
756 |
800 |
+44 |
27 |
29 |
+2 |
8 |
Рудаков И. |
754 |
760 |
+6 |
29 |
30 |
+1 |
Сумма |
6049 |
6155 |
+106 |
266 |
275 |
+9 |
|
Сдвиг, % |
+1,8 |
+3,4 |
В диаграммах № 2-3 представлен рост результатов в % отношении в контрольных испытаниях за весь учебный 2007–2008 год в опытном 11б классе и в контрольном 11а классе.
Диаграмма № 2
Диаграмма №3
Анализ результатов заключительного тестирования показал, что за период сентябрь–май уровень скоростно-силовой подготовленности вырос как в опытном, так и в контрольном классе, но прирост результатов в опытном классе значительно выше, чем в контрольном.
Заключение.
На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод:
Педагогический эксперимент, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств у юношей старшего школьного возраста показал, что использование модульной тренировочной технологии с концентрированным использованием специально-силовых, скоростно-силовых и изометрических упражнений в основной части урока позволяет добиться в течение учебного года достоверного прироста в результатах тестирования, характеризующих скоростно-силовые качества.
Литература.
- Бартенев Л.В. Бег на короткие дистанции. – М. Физкультура и спорт, 1971.
- Бартенев Л.В. Обоснование развития быстроты в беге у девочек школьного возраста. Автореф. канд. дисс. – М., 1973.
- Борзов В.Ф. Секреты скорости. – М. Физкультура и спорт, 1973.
- Васюк В.Е. Скоростно-силовая подготовка юных бегуний на короткие дистанции на основе использования трен. устройств. Автореф. канд. дисс. – М., 1984.
- Верхаинский Ю. Черноусов Г. Прыжки в тренировке спринтера. Легкая атлетика – 1974.
- Верхаинский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М. Физкультура и спорт, 1977.
- Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки.
- Дьячков В.М. Физическая подготовка. – В кн. Учебник спортсмена. – М. Физкультура и спорт, 1964.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. „Физкультура и спорт”, 1966.
- Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека. – Теор и практ. физич. культ., 1975, №6.
- Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. – М. 1980.
- Конников А.Н. Развитие свойств юных спортсменов с применением тренировочных устройств.
- Коровин С.С., Тиссен П.П., Мишнаевский Н.В. Дидактические основы физического образования ОГПУ, 1999.
- Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников. – М. „Просвещение”, 1967.
- Матвеев Л.П. Методика физического воспитания с основами теории. – М. Просвещение, 1991.
- Озолин Э.С. Спринтерский бег. – М. Физкультура и спорт, 1986.
- Попов В.Б. 1001 упражнение в тренировке легкоатлетов.
- Смирнов Ю.И. Исследование взаимозависимости между силовыми и скоростными двигательными качествами спортсменов. Автореф. канд. дисс. – М., 1968.
- Талоге Э. Энциклопедия физических упражнений/ Пер. с польск. – М. Физкультура и спорт, 1998.
- Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. – М. Советский спорт, 1992.
- Топчиян В.С. Поурочная программа для СДЮШОР (бег на короткие дистанции). – М., 1985.
- Ухтомский Л.А. Собрание сочинений. Т. I–V, 1950–1954.
- Фарфель В.С., Коц Я.М. Физиология человека. – М., 1970.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М. „Физкультура и спорт”, 1974.
- Филин В.П. Начальная подготовка юного спортсмена. – М. „Физкультура и спорт”, 1966.
- Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. – М. „Физкультура и спорт”, 1968.
- Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М. „Физкультура и спорт”, 1991.
- Фомин Н.А., Фомин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М., 1972.
- Фомин Н.А., Фомин В.П. Основы юношеского спорта. – М., 1980.
- Харре Д. Учение о тренировке. – М. „Физкультура и спорт”, 1971.