Развитие скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста на занятиях легкой атлетикой

1
0
Материал опубликован 16 January 2020

18




















Разработка по теме:



РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………….……...3


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1. Характеристика скоростно-силовых способностей и сенситивных периодов их развития……………………………………………………………..5

2. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста............…10

3. Оценка уровня развития скоростно-силовых способностей………...….....13

Выводы по первой главе………………………………………………………...15

Список цитируемых источников по первой главе…………………………….16
























ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура и спорт должны стать неотъемлемой частью общей культуры каждого гражданина страны. На современном этапе развития гуманистического общества в сфере физической культуры и спорта особую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием двигательных способностей и повышением общего уровня физической подготовленности школьников. Учебный процесс в общеобразовательной школе предусматривает создание основы базовой физической подготовки, формирование у школьников необходимого фонда двигательных умений и навыков, их всестороннее гармоническое развитие. Физическая подготовленность – важный компонент здоровья, а ее улучшение – одна из самых главных задач физического воспитания в школе.

Поиск наиболее эффективных методик развития двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше данных о том, что физические качества учащихся следует как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. В развитии двигательной функции выделяют критические или сенситивные периоды, т.е. целенаправленное воздействие, в рамках которого оказывается наиболее благоприятное влияние на двигательные способности и физическое развитие детей. Если не использовать эти периоды, то совершенствование физических способностей не будет реализовано вообще или осуществится с очень большим трудом и в более позднем возрасте.

По сложившимся объективным причинам в настоящее время нет возможности для введения ежедневных уроков физической культуры. Поэтому с целью улучшения физического воспитания школьников многие специалисты предлагают максимально использовать благоприятные периоды для целенаправленного развития определенных физических качеств для гармоничного развития физического потенциала детей школьного возраста. В эти периоды повышается восприимчивость организма детей к избирательно направленным воздействиям специально подобранных упражнений.

Но сами по себе физические задатки, не реализованные в физические качества, не играют решающей роли для окончательного формирования физического статуса человека, не определяют уровень его физической подготовленности. Для того чтобы претворить наследственно обусловленные способности в качества, необходима собственная активная деятельность ребенка и разнообразные формы воспитания. Внешние условия жизнедеятельности, воздействуя на физические способности, ведут к тому, что они последовательно переходят в качества организма, конкретно проявляясь в двигательной деятельности.

Скоростно-силовые качества являются ведущими в спортивной деятельности, они необходимы человеку для полноценного существования, в учебе и отдыхе, в труде и быту. Развивать их целесообразно в школьном возрасте. Поскольку наибольший эффект получается тогда, когда целенаправленное воздействие совпадает с благоприятными периодами развития скоростно-силовых способностей в среднем школьном возрасте, то именно этот возраст был выбран для проведения исследования.


















ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Характеристика скоростно-силовых способностей и сенситивных периодов их развития


Под скоростно-силовыми качествами понимаются такие свойства организма человека, которые обуславливают возможность проявления предельных и околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.

Скоростно-силовые способности относятся к силовым способностям наряду с собственно силовыми способностями и силовой выносливостью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений (прыжки в длину и в высоту с места и разбега, метание снарядов и т.п.), при этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое школьником (например, при толкании ядра или выполнении рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.

С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения.

К числу скоростно-силовых способностей относятся такие их проявления как:

1. Быстрая сила – характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

2. Взрывная сила – способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимального показателя силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – характеризуется способностью мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начального сокращения.

3. Амортизационная сила – способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановка после ускорения).

К скоростно-силовым качествам относят и прыгучесть – комплексное качество, характеризующееся способностью к мгновенным нервно-мышечным усилиям. Оно основывается на большой силе определенных групп мышц, на быстроте их сокращения и способности спортсмена к крайне концентрированным волевым напряжениям. К факторам, влияющим на рабочий эффект отталкивания в прыжках отнесены абсолютная сила мышц, способность к взрывному проявлению динамической силы и лабильность нервно-мышечного аппарата. Решающее значение для развития прыгучести имеет способность мышц быстро проявлять необходимый максимум динамической силы, а не быстроту движений вообще. Важное значение имеет также реактивная способность нервно-мышечного аппарата спортсмена, проявляющаяся в быстроте переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. Определяющим фактором, от которого зависит дальность или высота прыжка, является быстрота прыжка, которая, в свою очередь, обусловливается скоростью мышечного сокращения. Чем концентрированнее во времени мышечные напряжения, тем большее ускорение сообщается массе тела и тем большее расстояние может преодолеть выполняющий прыжок спортсмен.

Кроме взрывной силы и быстроты движений в структуре прыгучести выделяют еще и ритм движений. Основа новой методологии развития прыгучести – овладение ритмом разбега в сочетании с высокой скоростью, а также ритмом отталкивания.

Скоростно-силовой режим работы обычно протекает на фоне имеющегося уже движения и в условиях опоры, он как бы служит средством для создания дополнительного количества движения к тому, которое уже имеется.

Скоростно-силовые качества в настоящее время рассматриваются не как производные от силы и быстроты, а как самостоятельное двигательное качество человека, требующее адекватных, присущих ему средств и методов развития.

Несмотря на то, что скоростно-силовые, собственно-силовые и скоростные качества рассматриваются как самостоятельные качества, они тесно связаны друг с другом; недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает наиболее полное проявление скоростно-силовых качеств. В этом легко убедиться, если предложить ученику, с трудом разгибающему руки в упоре лёжа, оттолкнуться от пола и хлопнуть в ладоши. Это задание он не выполнит.

Поэтому, когда у учащихся наблюдается очень низкий уровень развития силы или быстроты следует вести параллельную работу над развитием всех трёх качеств или заблаговременно до начала направленного развития скоростно-силовых качеств выделить специальное время для развития собственно-силовых и скоростных возможностей занимающихся.

На базе морфологического и функционального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может явиться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного спортсмена, улучшения его функциональных возможностей.

Скоростно-силовые способности во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц. Как известно мышечные волокна делятся на группы: медленные и быстрые. Их соотношение у разных людей различное и не изменяется в течение жизни. Преобладание быстрых мышечных волокон способствует наилучшему проявлению скоростных и скоростно-силовых качеств. Однако наследственные предпосылки сами по себе ещё не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются многолетняя, систематическая тренировка. Чем раньше будет начало развития скоростно-силовых способностей, тем лучше.

В результате систематического и целенаправленного использования скоростно-силовых упражнений значительные физиологические изменения происходят в быстрых мышечных волокнах. Их толщина увеличивается, повышается содержание сократительных белков актина и миозина, основного источника энергии миоглобина. Помимо этого изменяется характер импульсации мотонейронов мышц: увеличивается частота и сила нервных импульсов, улучшается синхронизация импульсации. Это приводит к совершенствованию внутри и межмышечной координации.

В качестве специфического фактора скоростно-силовых способностей спортсмена выделяют так называемые реактивные свойства мышц.

Сущность реактивности мышц состоит с способности мышц накапливать упругую энергию при их растягивании с последующим ее использованием в качестве силовой добавки, которая повышает мощность их сокращения. Чем активнее (в оптимальных границах) осуществляется растягивание мышц в фазе амортизации и чем быстрее мышцы переключаются от уступающей к преодолевающей работе, тем выше мощность их сокращения. Следует отметить, что скелетные мышцы способны сокращаться или растягиваться приблизительно на 30-40% своей длины. Предшествующее растягивание мышцы на 15-25% своей длины создает оптимальные условия для эффективного ее сокращения и оказывает содействие проявлению большей силы, чем без предварительного растягивания.

Реактивность мышц в наибольшей мере влияет на проявление взрывной и скоростной силы. Она хорошо развивается при выполнении упражнений с такой величиной отягощения, которая позволяет повторно ее преодолеть с высокой скоростью от 4 до 10 раз в одном подходе.

Развитие скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что ещё более усложняет возможность их учёта в процессе физической подготовленности школьников.

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70-80 %) у девочек приходится на средний школьный возраст (9-13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12-13, а в метаниях в 13-14 лет.

Исходя из теории критических периодов, наиболее целесообразным временем совершенствования скоростно-силовых качеств у мальчиков следует считать 12-13 лет (высокие темпы роста) и менее эффективным 14-15 лет (умеренно-высокие темпы роста). Это, конечно, не значит, что в другие возрастные периоды совершенствовать скоростно-силовые качества школьников противопоказано.

Дети, у которых осуществляется избирательно направленное воспитание физических качеств в критические периоды по уровню своего развития устойчиво опережают сверстников.

Экспериментальные исследования показали, что соотношения средств, используемых для направленного воспитания физических качеств, в критические периоды развития оказывают существенное влияние на всестороннюю физическую подготовку учащихся. В течение учебного года, когда приходится осуществлять избирательно-направленное воспитание ряда физических качеств в соответствии с критическими периодами развития, целесообразно уделять преимущественное внимание физическим качествам, для которых представляются наиболее благоприятные условия.

Таким образом, критические периоды развитии физических качеств позволяют не только конкретизировать задачи в области физической подготовки школьников различного возраста и пола, но и создают благоприятные предпосылки для своевременной оценки уровня физической подготовленности учащихся, более целенаправленного планирования средств физической подготовки и совершенствования методики воспитания физических качеств у детей школьного возраста.


Возрастные особенности детей среднего школьного возраста



Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9 классы) и характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. С 12 лет наблюдается интенсивный рост и увеличение размеров тела. Масса тела ежегодно возрастает на 3-6 килограмм. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 сантиметров, а у девочек до 6-8 сантиметров). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20-25 сантиметров) и девочки 13 лет. С 11 лет у девочек, а с 12 у мальчиков ускоряется рост грудной клетки. В этом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей (12-15 лет – мальчики, 13-14 лет – девочки), ускоряется рост позвонков в высоту (на средний школьный возраст приходится второй пик роста опорно-двигательного аппарата).

Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твёрдость. Следует учитывать, что чрезмерные физические нагрузки могут замедлять рост трубчатых костей в длину, ускоряя процесс их окостенения. После 13 лет активно растут лобный отдел мозга и лицевой череп. Завершается формирование суставных поверхностей, капсул и связок. С 13-14 лет увеличивается поперечный размер таза.

Значительно возрастает сила мышц. С 13 лет наблюдается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счёт увеличения мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. Это может привести к искривлению позвоночника, который в этом возрасте ещё гибок. Вот почему задачей тренировки детей в этом возрасте должно быть предупреждение нарушения осанки и исправление её.

Таким образом, нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.

Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстаёт от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Часто наблюдается повышение артериального давления. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, необходимо чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

В этот период у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких с 11 до 14 лет увеличивается в 2 раза. Лёгочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (ёмкость) лёгких возрастает до 3400 кубических сантиметров. Дыхание подростка учащённое. Это частично связано с тем, что морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, поэтому необходимо учить детей дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса у девочек развиты слабее, и это влияет на результаты в метаниях, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Процессы возбуждения всё ещё преобладают над процессами торможения, поэтому внешние реакции подростков по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям. В этот период необходимо терпеливо формировать у занимающихся выдержку, умение владеть своими эмоциями. Лучший способ воспитания дисциплинированности – участие в командных подвижных и спортивных играх, которые формируют волевые, моральные и двигательные качества.

Характерная черта внимания детей среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные занятия или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет педагога или учебника, он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст - наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможность сенситивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости .



3. Оценка уровня развития скоростно-силовых способностей


Наиболее часто для тестирования используются следующие контрольные упражнения:

Прыжок в длину с места используется для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств занимающихся. Он выполняется по трёхметровой резиновой дорожке, которая размечена на сантиметры, или по «линейке», расчерченной вдоль одной из сторон зала. Став на исходную линию (носки за чертой, ноги на ширине ступни), испытуемый делает взмах руками назад, отталкивается обеими ногами и прыгает вперёд, приземляясь на обе ноги. Лучший результат из трёх попыток фиксируется в сантиметрах по следам пяток в момент приземления.

Бросок набивного мяча (1 кг) производится для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств (мышц верхних конечностей и туловища). Выполняется обеими руками из-за головы из исходного положения - сидя на полу, ноги врозь. Занимающиеся выполняют подряд шесть бросков. Фиксируется лучший результат, измеренный от стартовой линии (за спиной) до места падения мяча. На расстоянии 1,5 м перед испытуемым натягивается шнур или ставится другое препятствие такой высоты, которая обуславливала бы траекторию вылета мяча под углом 40-45о, так как от неё зависит результат броска.

Челночный бег 3 10 м проводится по ровной дорожке длиной 10 м, ограниченной двумя параллельными прямыми. За каждой чертой наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром, обозначенным на полукруге. На противоположный старту центр полукруга помещаются три кубика, каждый 5 см3 . По команде «Марш» из положения высокого старта испытуемый пробегает 10 м, берет один кубик, быстро возвращается к стартовой черте и кладет кубик в центр полукруга. Затем бежит обратно, возвращается со вторым кубиком, а затем то же с третьим кубиком, кладя их на обозначенное место. Фиксируется время в секундах от старта до момента, когда кладется третий кубик.

Прыжок вверх с места со взмахом рук выполняется у стены, на которую нанесена линейка сантиметровая. Испытуемый поднимает руку вверх, фиксируется высота в положении стоя. Затем выполняется прыжок вверх, и фиксируется высота, до которой допрыгнет испытуемый. Вычтя из второй цифры первую, получаем искомую величину.

Чтобы стимулировать развитие физических качеств, целесообразно системно отслеживать изменения в уровне развития их, вводить дифференцированную оценку по каждому тесту. Это позволит проводить тренировки более целеустремленно и вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс планомерно, с учетом индивидуального уровня развития данных физических качеств.





Выводы


Под скоростно-силовыми качествами понимаются такие свойства организма человека, которые обуславливают возможность проявления предельных и околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

К числу скоростно-силовых способностей относятся такие их проявления как:

1) быстрая сила;

2) взрывная сила;

3) амортизационная сила;

4) прыгучесть.

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70-80 %) у девочек приходится на средний школьный возраст (9-13 лет). Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста.















Список цитируемых источников по первой главе

Рузметов, Н. К. Развитие физических качеств у школьников младших классов на уроках физической культуры // Теория и методика физической культуры. 2012. № 1. С. 103.

Там же, С. 107

Куприянов, А. Л. Скоростно-силовая подготовка юношей старшего школьного возраста / А.Л. Куприянов // Физическая культура в школе. – 2013. - № 3. – С. 20.

Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М. Советский спорт, 2013. С 84.

Кузьменко, Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет. М.: Советский спорт, 2008. С. 104.

Кузьменко, Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет. М.: Советский спорт, 2008. С. 268.

Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004. С. 164.

Гойхман, П. Н. Легкая атлетика в школе. М.: Физкультура и спорт, 1972. С. 94.

Балыбердин, О. А. О развитии скоростно-силовых качеств на занятиях легкой атлетикой // Физическая культура в школе. 2011. №5. С. 6.

Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : Основы теории и методики физического воспитания. М.: Советский спорт, 2009. С. 29.

Теория и методика физического воспитания : учебник для студ. высш. учеб. заведений физ. воспитания и спорта / под ред. Т. Ю. Круцевич. –Киев: Олимпийская литература, 2003. – С. 65.

Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика: учебно-метод. пособие для общеобразовательных школ. М.: Олимпия Пресс, 2006. 224 с.

Тер-Ованесян, И. А. Подготовка легкоатлета : Современный взгляд. М.: Терра-спорт, 2000. С. 14-28.

Куцаев, В. В. «Золушка» или «королева» // Физическая культура в школе. 2010. № 7. С. 36-40

Лях, В. И. Силовые способности школьников // Физическая культура в школе. 1997. № 1. С. 6-13.

Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика. М. : Советский спорт, 2004. 72 с.

Спирин, В. К. Организационно-методические условия реализации физической подготовленности школьников на уроках физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 2. С. 6-9.

Введенский, К. В. Характеристика технологического подхода к развитию скоростно-силовых способностей юных спринтеров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2. С. 30-31.

Попов, В. Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М. : Олимпия Пресс, 2006. 224 с.

Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю. В. Менхин. М. : СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, 2006. 312 с.

Теория и методика физического воспитания: учебник для студ. высш. учеб. заведений физ. воспитания и спорта / под ред. Т. Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. 392 с.

Бишаева, А. А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ИЦ «Академия», 2015. 304 с.

Попов, В. Б. Средства и методы спортивной тренировки легкоатлета // Физическая культура в школе. 2001. № 3. С. 62-69.

Дробин, Б. А. Развитие физических качеств на уроках легкой атлетики // Физическая культура в школе. 1990. № 7. С. 14-17.

Кондояниди, А. А. Развитие двигательных способностей учащихся: учебное пособие. Челябинск: УралГАФК, 1999. 74 с.

Семенов, В. В. Легкая атлетика в начальных классах // Физическая культура в школе. 2004. № 4. С. 13-16

Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика. Выпуск 3. М.: Советский спорт, 2004. 72 с.

Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 528 с.

Бишаева, А. А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ИЦ «Академия», 2015. 304 с.

Лях, В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методика развития // Физическая культура в школе. 1997. № 3. С. 2-8.

Семенов, Л. А. Мониторинг и проблемы физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 2. С. 49-52.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации