12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барановская Ольга Владимировна19
2

«Развитие творческих навыков учащихся музыкально – эстетической студии на занятиях фортепиано в младших классах»

Методическая разработка

«Развитие творческих навыков

учащихся музыкально – эстетической студии на занятиях фортепиано

в младших классах»

Педагог дополнительного образования: Барановская Ольга Владимировна


Пояснительная записка



Музыка воодушевляет весь мир,

снабжает душу крыльями,

способствует полету воображения;

музыка придает жизнь и веселье

всему существующему…

Ее можно назвать воплощением

всего прекрасного и всего возвышенного.


Платон


Музыкальное искусство – это общедоступный язык, понятный людям разных национальностей, возрастов, степеней развития. Это одно из могущественных средств воздействия, объединяющее большое количество людей одновременно. Поэтому, чрезвычайно важно приобщать людей к искусству. Музыка формирует личностные качества, творческое самовыражение ребенка, развивает общие и музыкальные способности, интеллектуальный потенциал.

Музыка отражает жизнь в звуковых образах, с особой яркостью раскрывает внутренний мир человека. Эмоциональная насыщенность музыки всесторонне затрагивает духовную жизнь людей. Чем выше уровень музыкальных вкусов и интересов, тем успешнее будет обогащающая и облагораживающая роль музыки на подрастающее поколение.

Программа «Класс фортепиано» является частью комплексной программы музыкально-эстетической студии, созданной в ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги Программа имеет художественную направленность и дает возможность обучающимся реализовать свои музыкальные способности.

В музыкально-эстетической студии выстроено последовательное, непрерывное обучение детей 4-15 лет. Образовательная программа студии – комплексная, рассчитана на 9 лет обучения. В процессе занятий на подготовительном отделении (1 ступень) происходит определение и развитие индивидуальных особенностей детей 4 – 7 лет. Занимаясь музыкой, рисованием, танцем, развитием речи, дошкольники получают общеэстетическое воспитание. Продолжая дальнейшее обучение на хоровом отделении (I-II ступени), воспитанники студии получают теоретические знания, приобретают исполнительские навыки. Обязательными предметами этих ступеней являются: хоровое искусство, сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент, вокал. Два раза в год воспитанники сдают экзамены по всем предметам. Закончив обучение в студии, её воспитании получают свидетельство об окончании с правом поступления в музыкальный колледж.

После окончания музыкально-эстетической студии большинство детей продолжают заниматься в творческих коллективах студии.

Программа «Класс фортепиано» предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с другими теоретическими предметами музыкально-эстетической студии.

Главная задача педагога по фортепиано – пробудить в ребенке желание овладеть языком музыкального искусства, увидеть его уникальность, неповторимость.

Не каждый ученик станет художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать искусство, литературу, музыку, что позволяет быть художественно развитым человеком.

«Задача педагога», - как говорил Л.Баренбойм, так вести малолетнего ученика, чтобы приохотить к музицированию, и научить музицировать». Это высказывание знаменитого музыканта свидетельствует о том, что целью обучения музыке должно стать воспитание музицирующих любителей.

Актуальность. Развитие творческих навыков является одним из важнейших этапов в формировании интереса младших школьников к овладению игрой на фортепиано. Любое самостоятельное проявление творчества, будь то подбирание по слуху, чтение с листа, сочинительство, импровизация, всегда требует от учащегося большей сосредоточенности, большего внимания, более бережного отношения к звуку, активизирует память, развивает творческое воображение и фантазию, помогает свободно выражать свои мысли и чувства.

Однако, часто, в музыкальном образовании, погоня за внешним успехом, техникой исполнения, за хорошей отметкой заслоняет основную задачу педагога — воспитание творческой личности. Постоянная напряженно-торопливая подготовка к очередному зачету, работа от «показа» к «показу» приводит к тому, что педагог лишает ученика самостоятельности и берет на себя труд, который тот должен выполнять сам. Педагог должен срочно подготовить отшлифованное выступление, ему «некогда» ждать, пока ученик самостоятельно выполнит задание.

Как правило, мы обучаем нотной грамоте, умению играть музыкально, с пониманием стиля, технически свободно, разумеется, наизусть. Далеко не всегда, учащийся, имеющий достаточный опыт успешных концертных выступлений, может справиться с более простыми задачами: осмысленно прочитать ноты (даже музыку, не раз слышанную), умело и без предварительной подготовки сыграть хорошо знакомую мелодию или подобрать аккомпанемент к ней, свободно играть в ансамбле, ощущая исполнительские намерения партнера, одним словом, музицировать.

Это говорит о том, что в процессе обучения не был привит комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху, чтения с листа, игра в ансамбле, умение аккомпанировать легкие партии).

Решение данной проблемы видится в том, что в процессе обучения нельзя ограничиваться только грамотным техническим исполнением произведений, а необходимо развивать творческие навыки для свободного выражения музыкальных способностей, владения инструментом.

Многолетний опыт педагогической деятельности позволил выделить наиболее эффективные приемы обучения игре на фортепиано, способствующие развитию музыкального творчества.

Новизна и оригинальность данной разработки состоит в том, что для развития творческих навыков используются произведения классических авторов в облегченной и современной обработке. Это позволяет пробудить интерес к обучению, учитывая особенности и потребности детей, дает возможность сиюминутного исполнения, музицирования по нотам.

Цель данной работы – обобщение и представление педагогического опыта по развитию творческих навыков учащихся музыкально – эстетической студии на занятиях фортепиано в младших классах.

Задачи:

теоретическое обоснование проблемы развития творческих навыков;

анализ эффективных способов и методов развития творческих навыков учащихся;

описание основных методов развития творческих навыков учащихся музыкально – эстетической студии на занятиях фортепиано в младших классах.

Включение разработки в методическую систему педагога. Описанные приемы используются практически на каждом занятии фортепиано и способствуют лучшему освоению программного материала.

Эффективность разработки, проверенная на практике. Данные приемы и методы развития творческих навыков позволяют учащимся добиваться хороших результатов в обучении, которые они демонстрируют на экзаменах, зачетах и концертных выступлениях.

Учет возрастных и психологических особенностей учащихся. Главным условием в работе с детьми младшего школьного возраста является учет их индивидуальных возрастных и психологических особенностей в подборе музыкальных произведений, раскрытии художественного образа, в воспитании интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству.


1. Теоретические основы развития творческих навыков


1.1. О детском музыкальном творчестве


Основная цель обучения музыке - научить понимать и выявлять содержание исполняемых произведений, «захватить» внимание зрительской аудитории и «заразить» ее мыслями композитора. Чем одареннее ученик, тем большая ответственность ложится на педагога. Развитие творческого проявления природных качеств музыкально одаренного ребенка требует терпеливого и внимательного отношения. Постоянное, часто бессознательное подчинение педагогу губит творческую мысль ученика. В результате собственная его инициатива отмирает и заменяется намерениями педагога.

Проблема развития творческих навыков исследовалась многими
авторами: Н.А.Ветлугиной, Т.Л.Беркман, М.Н.Бариновой,

С.С.Ляховицкой, В.И.Загвязинским, Г.А.Шевченко, А.С.Стабулниеце.

В их работах были поставлены вопросы, как достичь такого результата обучения, чтобы ученик, после завершения музыкального обучения стал сам развиваться дальше, как сформировать и развить его познавательные интересы в музыкальном искусстве. Многие проблемы обучения детей, поставленные в последние десятилетия 20 века, только сейчас начинают находить решение. Было высказано немало интересных и оригинальных идей по осуществлению развивающего обучения. Например, в книге «Ребенок за роялем», где были собраны статьи многих зарубежных педагогов, и где достаточно четко была определена цель детского непрофессионального образования – развитие музыкальности и творческих способностей, превращение обучения в увлечение, повышение личного интереса к музыкальным занятиям. В этих статьях, в перечень учебных дисциплин были включены предметы, специально направленные на развитие музыкального мышления ученика – чтение с листа, подбирание по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент.

Изменение условий педагогической деятельности требует от педагога освоения новых путей музыкального воспитания, среди которых главное место должны занимать развивающие методы обучения.

На создание эффективной методики музыкального обучения детей были направлены усилия педагогической теории и практики второй половины 20 века: Т.Смирнова «Освоение навыка подбирание по слуху», С.Мальцев «Обучение в классе общего фортепиано хоровой студии», Г.Шатковский «Синтез методов индивидуального обучения методики», Б.Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося по классу фортепиано», С.Лиховицкая «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре»

Процесс развития творческих навыков длительный и сложный. Умение самостоятельно мыслить не дается человеку само, оно воспитывается путем определенной тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на занятиях. Если педагог будет брать основную работу на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не будет развиваться.

Чтобы дать возможность ребенку самому дойти до решения задачи, педагог должен использовать небольшие задания. К примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, досочинить конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть ее от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску (отрывок) и угадать из какого фильма (телепередачи) эта музыка.

Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом занятии вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Увлечь, заинтересовать ребенка языком музыки – главнейшая из задач педагога.


1.2. Развитие творческой инициативы


Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети, без исключения, любят сказки. Наблюдая детей еще в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка. Дети постоянно что-то мастерят, изобретают, фантазируют. Они выдумывают свои особенные слова, игры, сочиняют несуществующие истории. Многие, обладающие хорошим музыкальным слухом, даже пытаются что-то импровизировать за инструментом. Ко всему этому нужно относиться чутко, бережно и всячески поощрять. Нетерпеливое одергивание, бестактное вмешательство в детские дела могут погубить в ребенке творческую инициативу.

Если весь комплекс впечатлений и явлений окружающей нас жизни найдет свое отражение в сочинениях ребенка, то его творчество будет разнообразней, содержательней, совершенней.

Источником творчества могут послужить: явления природы например, дождь, гроза, вьюга, пение птиц, журчание ручейка, восход солнца, сумерки; впечатления от прочитанной книги, посещения музея, цирка, кино, театра, концерта и т.п.; события школьной жизни; игры, праздники, встречи, соревнования; отрицательные и положительные эмоции: неудача, испуг, обида, тревога, волнение, подъем, успех, радость, восхищение и т.д.

Художественный образ может возникнуть в процессе импровизации или занятий по специальности. Для этого иногда достаточно бывает какой-либо интонации, созвучия или фразы.

Был, например, случай с одной из учениц. Девочка разбирала за роялем новое музыкальное произведение и случайно взяла несколько неправильных аккордов. Эти аккорды так ей понравились, что натолкнули ее на какой-то свой музыкальный образ. Она стала импровизировать и в результате сочинила хорошую пьеску «Колокола».

В творческом процессе у ребенка основную роль играет вдохновение и интуиция. Но вдохновение капризно, и ждать его порой приходиться уж слишком долго. В таких случаях педагог может прийти ученику на помощь: дать ему тему для импровизации и выбрать из нее наиболее подходящий материал для будущего сочинения, разобрать с учеником какое-нибудь интересное произведение. Можно попросить ученика изобразить подражание какому- либо музыкальному произведению. Сложность выбранного образца зависит от подготовки ученика.

В период творческого спада можно заниматься различными техническими упражнениями. Имеет смысл даже повозиться с малоинтересным музыкальным материалом, хотя бы для приобретения учеником опыта.

К упражнениям, развивающим творческую активность, можно отнести игру произвольных мелодий, иногда поочередно с педагогом (музыкальный диалог) и другие упражнения. Для того, чтобы включать в эти занятия ученика, не имеющего никакой подготовки, ему можно разрешить играть любые звуки, в любой последовательности, но не больше трех звуков подряд, продолжать будет педагог. В таких случаях всегда необходимо повторять с учеником то, что сыграно, для того, чтобы он мог прослушать и, по мере возможности, охватить пример в целом.

Для совместной игры произвольной мелодии ученик может сам предложить размер и характер музыки.

Музыкальный диалог представляет интерес в том случае, когда силы участвующих равны, и каждый может продолжать развивающуюся мелодическую линию. Упрощенный диалог, в котором ученик будет каждый раз повторять один и тот же мотив, применим во всех классах.

1.3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и их влияние на развитие творческих навыков

Младший школьный возраст - это 7-10 лет, дети, учащиеся 1 - 3 классов. Причем между детьми нижней и верхней возрастных границ имеется значительная разница, как в физическом, так и в интеллектуальном, и в морально-волевом отношении.

При обучении детей младшего школьного возраста следует учитывать возрастные закономерности развития детей, а это значит:

при обучении и воспитании детей необходимо знать меру их сил и возможностей;

нужно ориентироваться на те черты, которым принадлежит будущее, даже если они еще развиты очень слабо;

нужно предъявлять к личности в любом возрасте оптимальные требования (то есть учитывать существующие возможности).

В студию ребенок приходит с определенными предпосылками развития:

Ребенок обладает известной физической зрелостью, которая дает возможность осуществлять длительно серьезную деятельность.

Он обладает довольно широким кругом представлений, которые, хотя и носят еще житейский характер и не систематизированы, но дают возможность опираться получаемым в школе знаниям на некоторый
фундамент опыта.

Ребенок способен к работе по заданию. Система трудового и нравственного воспитания, игра с правилами научили его подчиняться требованиям и сдерживать свои желания.

Он обладает необходимым для обучения уровнем речевого развития (довольно широкий словарный фонд содержится в практике), ребенок в состоянии практически пользоваться грамматическим строем устной речи, оперировать речью как средством общения и средством выражения мысли.

Он обладает относительно устойчивым вниманием, памятью, имеющей в значительной мере эмоциональную окраску, известным уровнем развития воображения.

Несмотря на готовность к обучению, переход в младший школьный возраст связан с переломом — кардинальным изменением всей деятельности и отношений. Школьник переходит к систематическому обучению. Приобретаемые знания развивают у ребенка мышление, меняют его психические процессы, способствуют формированию мировоззрения. Ведущей деятельностью становится учение, которое в корне изменяет образ жизни ребенка и формирует его личность.

Анатомо-физиологические особенности характеризуются относительно равномерным и спокойным развитием. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет равномерно и пропорционально. Костная система младших школьников находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо учитывать и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднены и утомительны, особенно для первоклассников.

Мускулатура находится в состоянии усиленного роста. В связи с увеличением мышечной массы в объеме отмечается значительный рост мышечной силы. Этим, а также и общим развитием всего двигательного аппарата, объясняется повышенная подвижность детей. Но в силу несовершенства координации движений и неэкономной траты сил дети недостаточно выносливы.

Увеличивается пластичность нервной системы, усиливается подвижность нервных протестов, смена и перестройка их приобретает некоторую мобильность.

Дети характеризуются остротой и свежестью восприятия, которое отличается ярко выраженной эмоциональностью. В процессе обучения восприятие становится более целенаправленным и планируемым, принимая характер организованного наблюдения.

У семилетнего школьника внимание непродолжительно, непроизвольно, требует близкой мотивации. К девяти - десятилетнему возрасту возрастает устойчивость, объем и произвольность внимания, что обеспечивается самим процессом обучения.

На основе систематической учебной деятельности происходят усиленное развитие и качественное преобразование процессов памяти ребенка. Младший школьник, в силу особенностей наглядного мышления и недостаточности развития внутренней речи, слабо управляет своей памятью и не может подчинить ее задачам обучения.

Совершенствуется воссоздающее и развивается творческое воображение. Фантазируя, младшие школьники понимают условность этого фантазирования. Развитие воображения в этот период ведет к более полному отражению действительности.

В этот период значительно повышается точность и тонкость работы органов чувств.

В данный период достаточно интенсивно происходит формирование личности ребенка. Складываются новые отношения со взрослыми, со сверстниками, с коллективом, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.


2. Основные методы развития творческих навыков учащихся музыкально – эстетической студии на занятиях фортепиано в младших классах


Анализ теоретической и практической работы педагога позволяет выделить и описать следующие методы развития творческих навыков у учащихся музыкальной студии: чтение с листа; подбор по слуху; игра в ансамбле; сочинительство и транспонирование.


2.1. Чтение с листа

Чтение с листа служит средством развития музыкально-ритмического чувства, музыкально-слуховых представлений, активного внимания, творческого воображения, слухо-клавиатурных связей. Кроме того, умение читать с листа способствует общению детей, расширению их кругозора. Но все это происходит только при систематических занятиях.

При чтении с листа основное внимание уделяется выявлению художественного образа музыкального произведения.

Чтение с листа состоит из многих операций: чтение нотного текста, выполнение необходимых движений. Их координация со слуховыми представлениями, регулирование звукоизвлечения, слуховой контроль.

До начала обучению с листа в работе используются такие предварительные упражнения:

узнавание ранее подобранных мелодий по начертанию;

самостоятельное записывание нотного текста мелодии, подобранной
на фортепиано;

чтение с листа песни, которая ранее была подобрана на фортепиано,
но не записана.

Такая подготовительная работа обеспечивает ведущую роль музыкально-слуховых представлений и закрепляет связь «вижу-слышу-играю».

При отборе репертуара для чтения с листа используются следующие признаки:

удобное расположение звуков мелодии и сопровождения;

простое ритмическое строение текста;

доступность для восприятия и воспроизведения (что лучше понято, то лучше прозвучит);

умеренный темп;

ясно выраженная ладовая основа;

желательное распределение мелодии в двух руках;

одновременное включение чтения нот в басовом ключе;

введение пьес с несколькими знаками;

сопровождение пьес - несложное;

10) использование пьес полифонического склада - только на более
поздних этапах.

В основе методики чтения с листа лежит разработка Т.Л.Беркман «Индивидуальное обучение музыке», которая выделяет три направления: целостное мысленное воспроизведение текста, понимание его и эмоциональная отзывчивость в раскрытии художественных образов.

Ученик в течение 2-3 минут ежедневно играет с листа одну или две незнакомые ему легкие пьесы. Выбор пьес предоставляется ученику, и это приучает его еще до игры «предвидеть» фактуру, темп, тональность и общий характер музыки. Обычно, пьеса исполняется в первый раз для ознакомления, во второй - начисто (и обязательно в требуемом темпе, даже ценой упрощений). Как исключение, разрешается сыграть пьесу в третий раз. Если и после этого пьеса не имеет законченного вида, ученик ее оставляет и делает об этом пометку в тетради.

Основная установка, данная ученику, заключается в следующем: пьеса должна быть настолько легкой, чтобы после первого проигрывания стать понятной, а после второго — доставить удовольствие, как хорошая музыка. Если пьеса трудна и не приносит радости даже после третьего проигрывания, значит, ее надо оставить и ни в коем случае не следует разучивать. Если, наоборот, пьеса очень легка и свободно выходит с первого проигрывания, то это также означает, что выбрана она неудачно, что ее исполнение не приносит «радости преодоления» трудностей, и, в итоге, ничем новым ученика не обогатит.

Для занятий по чтению с листа мы пользуемся распространенной литературой: сборником пьес, этюдов и ансамблей, составленным С.Ляховицкой, различными школами игры на фортепиано, хрестоматиями и альбомами и тому подобное.

В течение недели ученик пользуется только одним сборником. Пьесы в нем проходят не подряд, а выборочно, по желанию ученика. За неделю ученик должен прочесть пьесы разного характера. Среди прочитанных пьес должны быть и ансамбли (как первые, так и вторые партии).


2.2. Подбор по слуху

Одной из главных задач при обучении навыков игры по слуху является формирование слуховых представлений – внутреннего слуха. Для осуществления этой важной задачи необходимо создавать условия, в которых ученик будет вынужден использовать свои слуховые возможности. Наиболее полезной формой развития активного слуха является подбирание.

Начинать задание можно с простых попевок и песен, затем материал постепенно усложняется.

Ученик самостоятельно подбирает в нескольких тональностях знакомую мелодию. Здесь могут быть использованы знакомые песни, музыка из кинофильмов, небольшие отрывки из произведений, пройденных в классе фортепиано.

Необходимо, чтобы музыка, которую предстоит подбирать по слуху, была очень хорошо знакома ученику. В противном случае, каждая ошибка будет закрепляться многократным повторением в разных тональностях. Удобно пользоваться пьесами, пройденными по чтению с листа и транспонированию, если ученик хорошо их запомнил.

В первый день работы ученик подбирает мелодию в удобной для него тональности. На второй день он повторяет ее и подбирает еще в одной - двух тональностях. В последующие дни он повторяет мелодию в тональностях, которые были ему трудны накануне, и продолжает подбор в новых тональностях.

К подбору по слуху относится и подбор аккомпанемента. В этом случае ученику предстоит найти подходящие к данной мелодии басы, аккорды или аккомпанемент иной фактуры.

Для подбора по слуху даются мелодии отдельно для правой и левой руки. Мелодии для правой руки представляют собой песенки, поэтому они изложены и подбираются в первой октаве, чтобы их можно было петь. Для левой руки даются мелодии без слов, чтобы мелодическая линия, которую нельзя спеть в силу неудобного диапазона, воспринималась как самостоятельная музыкальная ткань. Их следует подбирать в малой октаве.

При анализе подбираемой мелодии очень помогает показ направления мелодии рукой или рисования схемы. Подобранную мелодию полезно повторить в других октавах - правой рукой в высоких, левой рукой в низких. Потом можно включить игру «Угадай-ка». Она заключается в угадывании октавы, в которой сыграна мелодия.

Для такой игры можно придумать бесконечное количество вариантов, активизирующих слух. Так, например, маленькие ученики любят переносить руку через октаву с закрытыми глазами с целью попасть на тот же звук, при этом они стараются играть правильными движениями.

Работа по подбору неизменно нравится детям, она вызывает интерес и творческую активность всех учеников.

2.3. Игра в ансамбле


Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.

Игра на фортепиано в 4 руки – это вид совместного музицирования, который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества. Игра в ансамбле дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа и помогает ученику выработать технические навыки. Ансамблевое исполнение учит слушать и вести диалог с партнером. Это накопление запаса ярких, многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение, волевые качества, способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро - динамического).

С первых шагов учащиеся обучаются способам достижения синхронности при взятии и снятии звуков, соблюдению общности ритмического пульса, согласованию разных приемов звукоизвлечения (например: напевная плавная мелодия legato в первой партии и аккорды staccato во второй), вступлению на любую долю такта.

В ансамблевой игре для каждого произведения ставятся свои задачи и учитываются музыкальные возможности каждого ученика.

Например, песенка В.Шаинского «Кузнечик» - само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение, более легкое, мягкое, шутливое, чтобы передать образ. Сначала надо разобрать песенку по музыкальным фразам и предложениям, услышать и понять, что пауза - это дыхание, которое «очень слышно», и без нее не обойтись. Еще здесь закрепляется знание репризы для повторения, а также понятие «вольта» - разные окончания в одинаковых предложениях.


В «Песне Кота Леопольда» (муз. Б.Савельева, сл.А.Хайта) используются основные штрихи – стаккато и легато. Очень веселая, знакомая, легко запоминающаяся песенка, позволяющая выработать автоматизм движений и закрепить ранее полученные навыки. Здесь мы обращаем внимание на ударение в стихотворном и нотном тексте.

Ансамблевое исполнение очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. В качестве материала используются ансамблевые фортепианные пьесы из сборников Е.А.Стрельбицкой, Н.А.Енько, пьесы из хрестоматии педагогического репертуара.


2.4.Сочинительство


Центральное место в занятиях занимает работа над музыкальным сочинением. Дети охотно сочиняют музыку, так как она более образна и доступна их пониманию.

Творческий процесс начинается с возникновения какой-то идеи в сознании ребенка. Потом появляется план сочинения в целом, потом более мелкие его детали, а затем уже замысел воплощается в реальном звучании.

Чаще работа начинается с эскиза, с беглого наброска основной мысли будущего сочинения. Если эскиз не содержит в себе интересных перспектив дальнейшего развития, то мы не продолжаем работу над ним. Эскизы могут быть разных размеров.

Развитию у детей интереса к занятиям музыкой способствуют задания на приобретение навыков сочинения мелодий, небольших пьес и песен. Развитие слуха, ритма, творческих возможностей, фантазии, более свободное владение инструментом — вот далеко не полный перечень того, что дает умение сочинять музыку, Пьеса, сочиненная ребенком, - выражение в музыкальной форме его мыслей и чувств. Это вселяет в маленького человека ощущение радости творчества, он по-новому начинает понимать музыкальные произведения, а педагог начинает лучше понимать ученика. Занятия с элементами сочинения музыки проводятся следующим образом:

сочинение на заданный сюжет;

музыкальное изображение персонажей к сказкам;

мелодизация заданных ритмов;

сочинительство по картинкам;

сочинение подтекстовок ритмическому рисунку;

изображение интонаций музыкальными звуками;

сочинение пьес по названиям, предложенному ритму и с учетом
интонаций;

сочинение пьес с аккомпанементом;

сочинение песен к стихотворениям.

На начальном этапе обучения при сочинении мелодии рекомендуется обходиться без черных клавиш, так как на данном этапе ориентироваться в различных тональностях, имеющих знаки альтерации, детям пока еще трудно.

Примеры сочинительства на занятиях фортепиано:

Сочинение на заданный сюжет

Педагог предлагает ученику какой-либо сюжет и просит его изобразить сюжет звуками на клавиатуре.

«Гроза». Ребенок показывает, в какой части клавиатуры можно изобразить гром, капли дождя или радость появляющегося из-за туч солнца. В работе над образом ребенку помогают рисунки и иллюстрации.

Музыкальное изображение персонажей к сказкам

Ученик, рассказывая содержание «Сказки про курочку Рябу», изображает на фортепиано ее героев. Педагог предлагает изобразить деда, неторопливо шагающим, бабу – более подвижной, а для музыкальных образов курочки и мышки советует использовать секунды, в первом случае (образ курочки) звуки секунды играются одновременно, а во втором (образ мышки) – последовательно. Регистры ученик определяет самостоятельно, соответственно персонажам.

Можно использовать и другие сказки: «Колобок», «Заюшкина избушка, «Теремок» и т.п.

Методика преподавания должна учитывать возраст ребенка, его индивидуальность, способности, степень музыкальной подготовки и общего развития. Занятия должны проходить интересно, в приподнятом настроении, чтобы ученик чувствовал в своем педагоге активную творческую поддержку.

В процессе сочинительства фантазию ограничивать не следует; педагог должен всячески поощрять учеников, помогать найти свой собственный музыкальный язык.


2.5. Транспонирование


Транспонирование - это процесс переноса мелодии в другие тональности. Этот процесс позволяет нам играть мелодию более высоко или низко.

Перед транспонированием следует проанализировать произведение глазами: определить тональность, размер, количество фраз, темп. Проследить направление мелодии, с какой ступени начинается и на какой оканчивается пьеса.

Задание заключается в следующем: из числа пьес, недавно пройденных по чтению с листа, выбирается сравнительно несложная, и главное, хорошо знакомая (чтобы при транспонировании ученик мог слухом контролировать свою работу). Это может быть и короткий (но осмысленный!) отрывок из 4 или даже 2 тактов. В течение 2-3 минут ученик должен сыграть его в основной тональности и еще в двух-трех тональностях, в тех, которые кажутся ему наиболее легкими. На втором занятии он повторяет пьесу (отрывок в тональности, вызвавшей накануне затруднение, и играет ее еще в двух-трех тональностях). То же самое он делает и на третьем занятии, продолжая выбирать тональности от легких к трудным. Так, за три занятия транспонирование охватывает 4 — 5 тональностей.

В течение следующих занятий ученик проходит в таком же порядке другую пьесу (этюд, отрывок). Обычно, если одна из пьес мажорная, вторая должная быть минорной.

Использование метода транспонирование позволяет ученику хорошо ориентироваться в тональностях, в также прививает свободное владение клавиатурой.


Заключение

​​​​​​​ Опыт педагогической деятельности показал эффективность применения методов обучения с активным развитием творческих навыков.

Необходимым условием для успешного обучения является построение учебного процесса в соответствии с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Успех в работе достигается путем ее систематичности и «ежедневности».

Практическая работа подтверждает взаимосвязь музыкального творчества и уровня знаний, умений и навыков игры на фортепиано: с приобретением знаний, умений и навыков музыкальное творчество становится более осмысленным и устойчивым.

Развитие творческих навыков — неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы в классе фортепиано музыкально-эстетической студии. В педагогической работе определяющим стержнем должно быть воспитание личности ребенка, его «аппарата переживания» и «аппарата осмысления».

Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Ребенок должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие – либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания.

Привитые желание и умения творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. К тому же, соприкосновение с музыкальным творчеством поможет учащимся полноценнее использовать часть досуга.

Данная методическая разработка позволяет представить набор эффективных методов развития творческих навыков учащихся младшего школьного возраста, занимающихся по классу фортепиано, и может быть использована в работе педагогов дополнительного образования и учителей музыки для формирования творческой активности детей, их самостоятельности, поиска собственного музыкального языка.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.