Статья «Исполнительство на уроках музыки как средство развития музыкально-эстетической культуры младших школьников»

1
0
Материал опубликован 9 December 2018

«Исполнительство на уроках музыки как средство развития музыкально-эстетической культуры младших школьников»

Бруннер Анна Олеговна

Студентка ГБПОУ СО «НТПК №1»

Группы № 42

Ключевые слова: урок музыки, музыкальное воспитание, музыкально-эстетическая культура, исполнительская деятельность.

Аннотация. В статье представлена проблема грамотной организации исполнительской деятельности младших школьников на уроках музыки, которая обуславливается психолого-педагогическими особенностями музыкального развития детей младшего школьного возраста. Также в статье раскрываются особенности музыкального воспитания и формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется формированию ценностного отношения к эстетическим идеалам. Эстетическое развитие - одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся. Музыкальное искусство и музыкально-эстетическая культура обогащают духовный мир человека, формируя понятия красоты, гармонии, смысла жизни и ее нравственных ориентиров 9, с.21.

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формируются музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых урок музыки занимает особое положение.

Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности младшего школьника 1, с.236.

Музыкальные теоретики и практики такие как: Д.Б. Кабалевский и его последователи Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Б.В. Асафьев, Л.В. Школяр, Л.В. Горюнова, Э.Б. Абдулин, И.В. Кадобнова, М.С. Красильникова, Е.Ю. Гундарев, А.Д. Артоболевская, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и Т.В. Челышева определяют сверхважность урока музыки, как средства формирования музыкально-эстетической культуры младшего школьника.

Отмечается, что проблема связана с отсутствием общих подходов к организации процесса приобщения младших школьников к музыкально-эстетической культуре в условиях музыкально-образовательной среды в начальной школе.

Актуальность   заключается в ее направленности на практические потребности музыкального образования и воспитания, связана с насущной необходимостью организации музыкально-эстетической среды в начальной школе.

Музыкальное развитие младших школьников является важнейшим условием психологического и личностного становления детей младшего школьного возраста. Музыка воспитывает духовную и общую культуру обучающегося, активизирует познавательную и умствен­ную деятельность, является важнейшим условием психологического и личностного становления обучающихся 8, с.310.

В современной школьной практике появляется тенденция создания широкого музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью, микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы бытования музыки, развиваются старые и складываются новые традиции музыкального общения.

Музыкально-эстетическая культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.) 1, с.187.

Подчеркивается, что становление ребенка, школьника как творца, как художника, невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Многолетнее исследование убеждает в том, что музыкальная культура является неотъемлемой частью духовной и общей культуры младшего школьника 11, с.101.

Специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий, для младших школьников  актуальна игровая деятельность, поэтому урок музыки и знакомство с искусством  настолько значимо в начальной школе. Уроки музыки влияют на младшего школьника психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ему здоровье.

Цель  урока музыки заключается в том, чтобы заложить основы музыкально-эстетической культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально - ценностного отношения к искусству и жизни.

Урок музыки - это урок искусства, а значит, что музыка определяет все происходящее на уроках: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия и эстетику исполнительства,  а   на уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у обучающихся музыкально-эстетических потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и  обучающихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке 10.

Немаловажное значение имеет на уроке учитель музыки, ведь как и любой другой учитель, он должен обладать педагогическим мастерством. В музыкальной педагогике - это мастерство общения в посредничестве между музыкой и обучающимся 3, с.52.

Обеспечить достижение цели и задач музыкального воспитания, ориентированных на формирование музыкально-эстетической культуры младшего школьника, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, то есть в музыкальную деятельность.

Сутью музыкально-исполнительской деятельности является творческая художественная интерпретация музы­кального произведения, проявляющаяся в озвучивании, произ­несении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств.

Во всех видах исполнительской деятельности содержание и организация исполнительского процесса исходят из специфики определенной исполнительской деятельности 6.

Следует отметить, что особое место в приобщении младших школьников к музыке занимет пение. Обучение пению способствет общему духовному и физическому развитию обучающихся: формируется правлильное дыхание, укрепляются леггие и голосовой аппарат, развивается эмоциональная сфера и творческие способности, развивается кругозор, объем представлений младших школьников об окружающей жизни 5, с. 36.

Кандидат педагогических наук Надежда Львовна Гродзенская неоднократно высказывала свою точку зрения на значение обучения младших школьников исполнению песни: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитие музыкального вкуса у обучающихся 2, с. 181.

Пение в начальных классах, прежде всего, является коллективным видом деятельности. В процессе хорового пения формируется чувство человеческой общности, духовного единения, сопереживания. В каждом из обучающихся заложено стремление к активным формам освоения музыкального искусства 5, с. 36.

Для формирования вокально-хоровой культуры учащихся огромную роль играет правильный подбор репертуара хорового коллектива, включающий в себя народную, классическую и современную музыку, способный благодаря своей идейной, художественной направленности, разнообразию стилей, жанров и форм воспитывать эстетический вкус учащихся, их нравственные убеждения, творческое, эмоционально-положительное отношение к жизни и ощущение возможности ее преобразования 6.

Важную роль в музыкальном обучении занимает исполнение музыки самими учащимися. Игра на музыкальных инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей обучающихся, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение обучающихся к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов игры 4, с. 124.

Следует отметить, что дети младшего школьного возраста имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития младших школьников в музыкально-ритмической деятельности 4, с. 111-112.

Учитывая интуитивную потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности, целью использования музыкально - ритмических движений на уроках музыки в начальной школе является формирование у обучающихся восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность обучающихся делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении 3, с. 209 - 210.

Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и тематизм построения содержания. Реализация целостного подхода предполагает включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных видов деятельности: исполнение (хоровое пение, игра на ритмических музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение), слушание и импровизирование музыки. Согласно концепции Д.Б. Кабалевского, основанием, способствующим достижению целостности урока, является его тема: «Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство» 2, с.165.

Научить музыке - значит, прежде всего, привить любовь к музыкальному искусству. Ведь музыка не просто увлекает детей младшего школьного возраста, но и развивает духовно, нравственно, расширяет горизонты воображения и мышления, помогает более полно воспринимать окружающий мир во всем его многообразии 7, с.33.

Таким образом, музыкально-эстетическая культура играет значительную роль в формировании сознания личности младшего школьника, влияет на развитие его духовной культуры. Музыкально-эстетическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие эмоциональной сферы младшего школьника, всей структуры мышления и его интеллектуальных способностей.

Процесс формирования музыкально-эстетической культуры учит детей младшего школьного возраста видеть и слышать прекрасное через приобщение к музыкальному искусству с помощью разносторонней музыкальной деятельности на уроках музыки.

Урок музыки является частью целостного образовательного процесса, его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания, а также урок музыки является средством воспитания музыкально-эстетической культуры младших школьников, их личностного и общекультурного становления.

Исполнительская деятельность является непремен­ной частью всех музыкальных занятий, а ведущим видом исполнительства является пение. Музыкально-эстетическая культура младших школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности, поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов и потребностей детей младшего школьного возраста.

Список литературы

Абдуллин Т.А. Музыка в начальных классах Москва [Текст] / Т.А. Абдуллин. - Москва: Просвещение, 2010. – 345 с.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе Текст: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». / О.А. Апраксина. – Москва: Просвещение, 2003. - 224с.

Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. / Л. А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - Москва: Академия, 2008. – 416 с.

Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст]. Вопросы психологии. / В. В. Давыдов, В. И Слободчиков, Г. А. Цукерман. – 3 – е изд. – Москва: Просвещение, 2007. – 279 с.

Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для учащихся пед. уч-щ. [Текст] / Л.Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - Москва: Просвещение, 2006. – 207.

Исполнительская музыкальная деятельность Электронный ресурс: - URL: https://studfiles.net/preview/1763820/page:3 (дата обращения: 19.01.18).

Каледина М. С. Адаптация младших школьников к среде общеобразовательной школы средствами музыки. // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №5 - С: 33-36.

Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. / М.С. Осеннева, Л. А. Безбородова. - Москва: Академия, 2001.- 368 с.

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: введ. 06. 10.2009г., № 373 / Мин – во образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с.

Формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников Электронный ресурс: - URL:https://superinf.ru/view_article.php?id=405 (дата обращения: 10.01.18).

Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст]: учеб.пособие для студ. м 89 муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская. - 3 - е изд. - Москва: Академия, 2007. - 232 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации