В переходном периоде между старшим дошкольным и младшим школьным возрастом социальная ситуация развития характеризуется множеством изменений в жизни ребенка. Меняется не только его положение и статус в системе социальных отношений, но и личные переживания младшего школьника. Попадая в новую среду, новый коллектив, условия, ребенок осознает себя как личность и вырабатывает собственное отношение к этой ранее неизвестной и непривычной для него роли.
Во многих исследованиях была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника которая находит отражение в мотивационно–смысловой сфере и в отношении к школьным предметам.
Негативное отношение может вызвать плохая психологическая и когнитивная подготовленность ребёнка к школе. Недостаток знаний и необходимых навыков, отсутствие мотивации к учебе, неумение наладить отношения с новой социальной группой, а также личная антипатия ребёнка к преподавателю – могут привести к потери интереса младшим школьником к учебной деятельности, снижению успеваемости, падению личной самооценки и даже агрессивному поведению в группе сверстников. Вследствие чего осложняется адаптация ребёнка к новому социальному институту и системе школьных отношений, а также затрудняется нормальное возрастное развитие, характерное для детей младшего школьного возраста.
Поэтому очень важно акцентировать внимание на подготовке ребёнка к школе. Необходимо сформировать представление об учебном процессе, о новой социальной ситуации и выработать положительное отношение к роли ученика младшей школы.