Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях освоения символических средств народных росписей»

0
0
Материал опубликован 23 November 2022

Автор: Вахонина Е. М. студент 4 курса

специальность: «Преподавание в начальных классах»

«ГАПОУ СО НТПК №1»


Развитие творческих способностей младших школьников в условиях освоения символических средств народных росписей


Аннотация: В данной статье рассмотрено, что такое творчество и способности, как развивать творческие способности в условиях освоения символических средств народных росписей во внеурочной деятельности в начальной школе. Также представлены примерные тематические планирования комплекта практических заданий по изобразительному искусству для развития творческих способностей младших школьников при освоении символических средств народных росписей.


ключевые слова: творческие способности, развитие творческих способностей младших школьников, освоение символических средств народных росписей, младший школьник.


Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого и подготовку к быстро меняющейся жизни в условиях быстрого развития техники, науки и других сфер жизни общества ставит проблему развития творческих способностей детей на первое место. А вопрос воспитания способностей остается одним из важнейших в педагогической и психологической науках.

Для определения сущности творческих способностей обратимся сначала к рассмотрению необходимых для этого основных понятий. Для нашего исследования таковыми являются «творчество» и «способности».

В Новой философской энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом: «Творчество – присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень» [1].

Целостная концепция творчества появилась в конце XVIII в. Ее создателем был И. Кант. Согласно его точке зрения, творческий процесс представляет собой общность сознания, субъективности представлений и воображения. Творческая способность – связь чувственных впечатлений и рассудка. Под воображением И. Кант понимал единство сознательной и бессознательной деятельности [2].

Обратимся к понятию «способности». Существуют различные определения понятия «способности». С. Л. Рубинштейн, основоположник философско-психологической теории деятельности, определял способность как сложное образование, содержащее ряд психологических особенностей личности, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые в процессе этой деятельности и вырабатываются. «Способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» [Цит. по 3].

В настоящее время существует множество подходов к проблеме творческих способностей. Один из них свидетельствует о том, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). Другой подход к проблеме творческих способностей может быть охарактеризован следующим образом: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень способностей и наоборот; творческого процесса как специфической формы психической активности не существует.

Создание эмоционально-положительной атмосферы к творчеству на занятиях и уроках изобразительного искусства способствует успешному решению воспитательных задач. Искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость, посредством эстетического воспитания развивает высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где – либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.

Следовательно, все культурные ценности, накопленные человечеством, это результат творческой деятельности людей. И будущее человеческого общества будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Когда обучение изобразительному искусству и другим видам деятельности будет выполняться педагогом планомерно и системно, только тогда развитие художественно-творческих способностей принесет свои труды.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно оно более всего понятно детям, доступно изучению и творческой интерпретации.

Одной из сторон художественного образования, опирающегося на традиции народного искусства, является изучение народных росписей. Они не могут не нравиться, равнодушным к ним не остается никто. Это яркое наследие, оставленное нам предыдущими поколениями, которое давно привлекло к себе внимание и стало полноправной частью воспитания эстетики личности. Много внимания уделяется народным росписям в большинстве образовательных программ по декоративно-прикладному искусству. Однако такие программы не всегда оснащены необходимым методическим фондом.

В современном образовательном процессе начального общего образования традиционно изучают следующие виды народных росписей – гжельскую, жостовскую, хохломскую, полхов-майданскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие. В зависимости от основной цели программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, методика построения занятия с применением рабочей тетради строится по-разному.

При выполнении практической творческой работы учащиеся обретают навыки создания собственных проектов-импровизаций на основе образов народного искусства, современных народных промыслов, овладевают навыками работы в конкретном материале; учатся объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ.

Главная цель практических заданий – это формирование национальной идентичности у младших школьников средствами изобразительного искусства, в частности с применением народных орнаментов и росписей.

В настоящие время применяется множество форм, методов и средств для освоения младшими школьниками символических средств народных росписей и развития творческих способностей при этом. Однако, одним из приоритетных средств, согласно ФГОС начального общего образования, для является предметная область «Изобразительное искусство» как содержащая в себе возможность духовно-нравственного развития на основе художественно эстетического познания мира.

Тематические планирование комплекта практических заданий по изобразительному искусству для развития

творческих способностей младших школьников при освоении символических средств народных росписей

Наименование

темы урока

Содержание практического задания

Символическое средство в ИЗО

Предметные результаты

Продолжительность

выполнения задания, мин.

1

Розан Городецкой росписи

Основное задание:

‑ создание по памяти розана в маховой технике с определением его символизма как благодати.


Задание на дополнение (усложнение задания):

‑ изображение розана в центровой композиции с опоясывающей композицией символизма богатства и достатка.


Задания на импровизацию в изображении (повышенной сложности):

‑ изображение розана и в диагональной композиции с символизмом дарения для близкого человека.

оценка близости объектов

‑  узнаёт: особенности построения изображения в маховой технике и правила создания единого образа при несовместимых и зрительно выделяемых материалах; о цветах.

‑  научится: изображать объекты в маховой технике так, чтобы они воспринимались как единое целое; рисовать розан в правильном расположении цветов.

‑  получит возможность научиться: украшать изделия в разной композиции.

40 минут

2

Изучаем линию и форму. Работа с цветом в семеновской росписи.

Основное задание:

‑ изображение русского народного костюма с узором из семян подсолнуха как символа начала лета


Задание на дополнение (усложнение задания):

‑ изображение головного убора «кичка» и декорирование его узором, орнаментом, символизирующем замужество женщины.


Здание на импровизацию в изображении (повышенной сложности):

‑ изображение орнамента с символами благополучия и большого урожая

анализ близости объекта в системе «фигура-фон»

‑  узнаёт: приемы группировки и изображения объектов в системе «фигура-фон», воспринимаемых как части единого целого; составные элементы народного костюма; узор и орнамент .

‑  научится: создавать единое изображение объекта с орнаментом

с учетом фона и цвета объектов; отличать костюмы разной национальности, подбирать правильные узоры.

‑  получит возможность научиться: создавать свой орнамент по мотивам народных.

30 минут

3

Природа и мы. Мезенская роспись

Основное задание:

‑ создание символического образа человека на охоте, при помощи красок и орнамента


Задание на дополнение (усложнение задания):

‑ создание символа победы человека на озоте


Задания на импровизацию в изображении (повышенной сложности):

‑ создание северного леса с символом превосходство природы.



определение общей зоны

‑  узнаёт: о правилах размещений объектов для восприятия зрителем их как одной группы; видовые особенности северных животных.

‑  научится: имитировать изображение из элементов народной росписи с группировкой объектов.

‑  получит возможность научиться: работать с разные объектами народной росписи

30










































Список литературы

Батурина И. Н. Народная педагогика и воспитание дошкольников / И. Н. Батурина, Т. Ф. Кузина. – М.: Педагогика, 2015. – 158 с.

Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т. 4: Детская психология. – 432 с.

Кривцова Е.В. Творческие способности как фактор ее ценностного самоопределения в изобразительном искусстве: дис. …кан. псих. наук / Е.В. Кривцовой. – Кемерово, 2010. – 201 c.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации