Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки. Из опыта работы
«РАЗВИТИЕ ТВОЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ» ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГАМЮНОВОЙ С.С., УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, « УЧИТЕЛЯ-МЕТОДИСТА»
Республиканский смотр-конкурс индивидуальных творческих проектов
«Методист-PRO»
Номинация «Методический семинар»
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой, правомерно поставить вопрос: в чем же причины той исключительной остроты, с которой формулируется эта задача сейчас? Разве она не была поставлена и решена в свое время в теории и на практике выдающимися советскими педагогами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским и другими.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Занятия музыкальным творчеством открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира ребёнка, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуицию, сопереживание, содержательную рефлексию, формирует систему ценностей человека. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Целью моей педагогической деятельности является развитие творческих способностей каждого ребенка через организацию и осуществление музыкального образования (воспитания, обучения и развития) школьников, направленные на развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, формирование умений и навыков в сфере эмоционального интеллекта, способствующее самореализации и самопринятию личности.
Для достижения цели реализую следующие задачи:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Много лет работая по данному вопросу, я убедилась, что развитие творческих способностей в школьном возрасте, протекает наиболее результативно при определённых условиях:
Условия эффективного развития творческих способностей школьников.
Создание ситуации выбора (процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения);
Организация сотворчества в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
Использование технологии развития творческого мышления: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектных технологий ...
Систематическое отслеживание результатов диагностики.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
Каковы же способы стимулирования творческих способностей?
Способы стимулирования творческих способностей.
обеспечение благоприятной атмосферы на уроках;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Прежде, чем взяться за усиленную работу по развитию творческих способностей нужно… расслабиться. Это, кстати, справедливо и для развития интуиции, и для других навыков. В этом прекрасно помогают медитативные практики, а также различные приёмы реклаксации и аутотренинга. Таким образом, вы сможете отойти от привычных мыслительных стереотипов и освободить место для новых идей и возможностей. Кроме того, вы сможете получить доступ к внутренним ресурсам УЧЕНИКОВ — добиться состояния покоя, вдохновения и лёгкости.
Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Чем ещё можно помочь раскрыться безграничному творческому потенциалу ребенка? Очень важной является работа с ограничивающими убеждениями. Согласитесь, оригинальные идеи не спешат приходить в голову, где крутятся мысли вроде: "Я сама посредственность", "Куда уж мне…", "А что подумают другие?" и т.д. Поэтому необходимо работать над образом мышления своих учеников. В этом нам могут помочь аффирмации (поймали ограничивающее убеждение — тут же говорите себе взамен что-то позитивное), психотерапия (можно поработать с причинами тех барьеров, которые мы себе выставляем, понять себя), коучинг (формируем стратегию мышления победителя) и т.д.
Ещё одной немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Для этого всегда нужно иметь под рукой бумагу и карандаш (новые мысли могут посетить вас в самых неожиданных местах!).
Очень помогает в работе применение инновационных педагогических технологий.
Часто использую в своей работе технологию «КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ». Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
На своих уроках использую такие методические приемы развития критического мышления: КЛАСТЕР, МОЗГОВОЙ ШТУРМ, СИНКВЕЙН, ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА И ДР. Это помогает детям лучше понимать музыкальные произведения и приобщаться к миру прекрасного.
Также хороший результат дает применение ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, поскольку игра,- это любимое занятие детей.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. — Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. — Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия,обосновывать, применять В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
· стимулируется познавательная деятельность · активизируется мыслительная деятельность · самопроизвольно запоминаются сведения · формируется ассоциативное запоминание · усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того, насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Применение инновационных технологий расширит границы их проявления творчества у детей.
Литература:
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
https://znanio.ru/- «Образовательный портал «Знанио»
https://multiurok.ru/- ООО «Мультиурок»
https://infourok.ru/ - Инфоурок
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы”.№2,2001.
Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7.
Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: “Треугольник”,1993.