Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. Использование интерактивных технологий в сфере изобразительного искусства

5
0
Материал опубликован 5 February 2021

















 «Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся».

Особенности применение информационных технологий для проведения урока изобразительного искусства.



















Спикер: Преподаватель

МБУ ДО «Детской школы искусств»

г. Торжка

Головач Е.Н.



Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся

В жизни современного общества происходят серьёзные изменения, которые влияют и на школьное образование. В современной школе существует множество проблем, но самая острая из них – понижение учебной мотивации школьников, снижение у них интереса к изучаемым предметам.

Серьезная эпидемиологическая ситуация, связанная с короновирсной инфекцией, которая сложилась во всех странах мира, так же внесла существенные изменения в процесс обучения детей в 2020 году. Массовое внедрение дистанционного обучения повлекло за собой еще большее снижение интереса учащихся к предметам. Многие оказались не готовы к восприятию преподаваемого материала, с помощью информационных технологий; появилась сложность в самоконтроле при выполнении домашней работы. Этот опыт показал нам, насколько серьезным изменениям необходимо подвергнуть всю систему образования, чтобы добиться впоследствии положительной динамики обучения детей, в случаях внедрения дистанционного обучения.

Так же ежегодно, развитие общества претерпевает большие социальные и экономические изменения. Научно-технический прогресс, резко ускорившийся темп жизни накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. Растут требования к уровню творческих способностей личности, которая сможет самостоятельно решать самые разнообразные задачи, возникающие в профессиональной деятельности. По определению Н. К. Винокуровой, творческие способности – это общие интеллектуальные способности, под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов 

Одна из задач современного преподавателя – работать на занятии так и организовывать процесс обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учёбе, в том числе к урокам изобразительного искусства. Одним из способов повышения учебной мотивации является введение в занятие творческого момента, построение урока таким образом, чтобы развивать креативность, творческий потенциал личности. Если учащегося научить творить, то ему, несомненно, будет интереснее учиться, возрастёт эффективность педагогического труда, школьные занятия станут важной частью творческой жизни учащегося.

Проблема целенаправленной подготовки учащихся к творческой деятельности сложна и многогранна. И это понятно, ведь творческая деятельность неразрывно связана со многими сторонами учебно-воспитательного процесса.

Как уже отмечалось раннее, мы живём во времена перемен. Нашей стране нужны люди, способные мыслить творчески, нестандартно, умеющие быстро принимать решения.

Способна ли современная школа изменить устоявшийся подход к обучению?

Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и только от педагога зависит, будет ли это желание реализовано. 

Однообразное повторение, действие по образцу убивает всякий интерес к обучению. Это лишает детей радости открытия, не позволяет им раскрывать творческие способности.

Как правило, средняя школа даёт ученику минимальный набор знаний, который необходим в обыденной жизни, при общении, для овладения той или иной профессией.

На сегодняшний день целью образовательного процесса становится подготовка учащегося, способного к самообразованию, обладающего развитыми творческими способностями, стремящегося к профессиональному и прочему самосовершенствованию и желающего

применить свои знания на практике.

Из чего следует, что основная цель образовательного процесса – создание для учащихся творческой атмосферы.

Для того чтобы создать такую атмосферу, необходимо:

- актуализировать изучаемый материал. Учащийся должен понимать, какова цель его деятельности, полезность этой деятельности лично для него;

- систематизировать индивидуальную работу с учащимися;

- разнообразить спектр объединений дополнительного образования (кружков);

- активизировать проектную и исследовательскую деятельность учащихся;

- уделить особое внимание работе с одарёнными детьми.

Успешное развитие творческих способностей требует создания определённых условий, благоприятствующих их формированию. Однако, создания только благоприятных условий недостаточно, необходима целенаправленная работа педагога по развитию творческого потенциала учащихся.

Для этого каждый учащийся должен иметь «право на ошибку», обязательно должен видеть динамику своего успеха, которая учитывается и фиксируется педагогом (важно, чтобы успехи учащегося сравнивались с его прошлыми достижениями и ни в коем случае с достижениями других учащихся!). Кроме всего прочего учителю необходимо сочетать различные формы работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Существует немало педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся. Рассмотрим элементы некоторых из них:

1. Внутренняя мотивация обучения.

Только на её основе возможно успешное развитие способностей и создание благоприятных условий для развития одарённости.

2. Постановка проблемной задачи.

Начинать урок необходимо с постановки цели (решения какой-либо проблемной задачи). Но не стоит путать цель обучающей деятельности учителя с целью познавательной деятельности ученика (здесь речь именно о ней!). Цель для ученика воспринимается как проблемная задача только тогда, когда она, будучи реально субъективной, для него выступает как объективная.

3. Рефлексия.

Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и уметь их оценивать. Это позволит им прогнозировать свои дальнейшие действия, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, чтобы «найти себя», своё место в жизни.

4. Дифференциация изучаемого материала.

Ещё один способ развития творчества основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала. Это так называемая обогащённая программа обучения: специальные программы обучения одарённых детей творчеству, формирования умения общаться, лидерских и других качеств, способствующих в будущем социализации творческой личности.

Педагог, прежде всего, должен хорошо знать содержание учебника с тем, чтобы суметь связать любой учебный материал с ситуациями общения, т.е. максимально приблизить его к жизни.

К активным формам урока относят:

- ролевые игры;

- уроки-конкурсы;

- уроки-викторины;

- уроки-путешествия;

- уроки-спектакли;

- уроки-конференции;

- уроки-диспуты;

- уроки-экскурсии;

- интегрированные уроки;

- разработку и защиту проектов и др.

Конечно, учителю необходимо знать специфику каждого из таких уроков, владеть методикой подготовки и технологией их проведения.

Чтобы урок (занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся, учителю необходимо при их подготовке и проведении учитывать некоторые правила:

1.пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие самых разных способностей: физических, эмоциональных, интеллектуальных, личностных, духовно-нравственных.

2. принимать ученика как индивидуальность, имеющую «право голоса» и обладающую уже сложившимися особенностями. Это означает,

что отношения между учителем и учеником обязательно должны носить «субъектный» характер.

3. создать образовательную среду, которая будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

4. встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. при проведении урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, необходимо соблюдать обязательные условия:

- учитель должен принимать все ответы и реакции учащихся;

- необходимо обеспечить учащимся независимость выбора при принятии решений;

- ошибку ученика нужно использовать как возможность по-новому взглянуть на

что-то привычное;

- положительная поддержка каждого учащегося;

- во время урока исключается любая критика учащегося и его деятельности;

- следует шире использовать в учебной деятельности повседневный личный опыт

детей;

- и, главное, помнить, что основная задача урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся – помочь раскрыть собственные способности ученика!




Развитие творческого мышления и творческих способностей на примере проведения урока изобразительного искусства.

План урока.

Тема урока: «Новогодняя елка»

Учащиеся: ученики 2а,2б,2в классов МОУ СОШ №6

Дата проведения:

Цель:   развивать  художественное  творчество детей .

Задачи: 

Учебные

       1.Ознакомить с произведениями декоративно – прикладного искусства.

       2.Научить правильным приемам работы с бумагой и карандашами.

навыкам работы с художественными материалами.

Коррекционные

Развивать мелкую моторику и координацию движения, операции соотнесения.

  Фантазию,  наблюдательность и внимание.

 Чувства композиции и колорита.

Воспитательные

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Чувство уверенности в своих силах.

Умение восхищаться красотой вокруг нас.

Оборудование: альбомный лист А3,  картинка ели, наряженная искусственная ёлка, натуральная ветка ели, разрезные буквы (новогодняя ёлка), конверты с игрушками.

                                              Ход урока.  

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2.Беседа по теме урока.

Учитель:

Какое сейчас время года? (зима)

-Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

-О каком месяце говориться в загадке?

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем новый год.     (декабрь)

- Есть такая пословица «Декабрь год заканчивает, а зиму начинает», как вы

её понимаете?

-К какому празднику мы готовимся в этом месяце?

Рассказ учителя: Новый год – это праздник чудес!

- Ой ребята, кто – то зашифровал тему нашего урока. Попробуем справиться

с заданием?

На доске ребус: Новогодняя елка  (Новогодняя ёлка)

- Как зовут нашу гостью?

- Как ещё называют новогоднюю ёлку?

- Зимой отмечают великий христианский праздник Рождество Христово.

4. Подготовка к работе.          

Подготовим наши ручки  к работе.

Физ. минутка.

«На льду»

На катке под Новый год      (шевелят пальцами )

Кружит маленький народ.(выполняют круговые движения )

Белоснежные снежинки     (касаются пола )

Опускаются на лёд.

Ветер их в колечки вьёт.(рисуют в воздухе круги)

Вьюга в воздухе связала    (дети кружатся на носочках)

Кружевные покрывала.     (выполняют плавные движения руками)

5. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Сегодня на уроке мы будем рисовать ёлочку.

- Как лучше расположить лист бумаги вертикально или горизонтально?

- Почему? (Ёлка большая, высокая)

- Рассмотрите, как расположены ветки ели?

- Какого цвета ёлка? (Зелёного)

- Откуда удобнее начать рисовать? (Сверху)

6. Продолжение беседы по теме урока.

 - Посмотрите, что изображено на картинке? (фото ели). (Приложение )

Рассказ подготовленного ученика о ели.

-Ель даёт и корм, и жильё лесным обитателям. В пушистых кронах

много птичьих гнёзд. Семена еловых шишек – пища клестов, дятлов.

Ель полезна людям. Хвоя и древесная стружка ёлки – сырьё для

приготовления лекарств,   получения бумаги, музыкальных инструментов.

- Чем полезна ель?

- Сравните натуральную еловую ветку и искусственную ёлку.

- Какая ёлка сделана человеком, а какую создала природа?

- Чем искусственная ёлочка отличается от натуральной еловой ветки?

- Какая из них имеет запах?

- Какая больше нравиться, почему?

- Посмотрите на тему урока. Почему слово Новогодняя написано

разноцветными буквами, а слово ёлка зелёными?

Учитель: Отгадайте загадку.

Какая девица сама не мастерица,

Иголки собирает, раз в году королевой бывает. (ёлка)

 -Ребята давайте из наших ёлочек сделаем королев.

7. Продолжение практической деятельности.

- Сейчас мы будем украшать ёлочки.

- Чтобы они получились нарядными и красивыми сначала разложите

украшения на ёлки, а потом будем клеить.

(Дети украшают ёлки, игрушками, которые они сделали на уроках рисования и трудового обучения). (Приложение )

Рассказ учителя.

- Обычай украшать Ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал

прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда

согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель

игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие

птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки.

8. Итог урока.

Выставка и анализ детских работ.

- Чья ёлочка вам понравилась больше всех?

Обобщение темы урока.

- Понравилась вам такая техника рисования?

- Какое настроение было у вас, когда вы украшали свои ёлочки?

- А что вы ещё хотели бы нарисовать?







Ссылки на источники

Крылова М. Н. Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка // Перспективы науки и образования, 2013. – № 4. – С. 251–263.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543.

Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Академия, 1999. – 144 с.

Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Паблишерз, 2012. – 401 с.

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – № 1. – URL: http://e-koncept.ru/article/964/





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации