12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жданова Елена Ивановна152
Материал размещён в группе «Образовательные технологии»
0

Статья «Психолого-педагогические основы применения игровых технологий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

 Психолого-педагогические основы применения игровых технологий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Цели и задачи развития творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства

Любая образовательная концепция реализуется через школьные про­граммы. В основе программы «Изобразительное искусство и художествен­ный труд» лежит разработанная народным художником России, академи­ком РАО Б.М. Неменским концепция «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе». Она ори­ентирована на ребенка, на становление его духовного мира.

Цель определяется тем, ради чего происходит развитие. Данная про­грамма использует воздействие искусства на растущего человека, форми­рующего его в целостную личность, направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка, подростка, юноши и девушки к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через соб­ственное творчество и создание художественных образов.

Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания, направленные на развитие художественно-образного, творчес­кого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценност­ных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия че­ловечества, а также приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность в процессе обучения.

Приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально-ценностных отношений (т. е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духов­ных отношений, выраженных в художественных образах) в художествен­ном образовании и воспитании выступают на первый план.

Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искус­ства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в само­познании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастает ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни бла­готворная самоирония, ни отважная интуиция... ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе: там проявляется гибельное высокомерное от­ношение ко всему неординарному, к отважной мысли — всему, за чем пря­чется талант. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать куль­турные ценности, остающиеся в веках. Даже если человек работает в сфе­ре науки, наличие в нем каких-то художественных талантов особенно под­черкивает его незаурядность.

Что же важно положить в основу преподавания искусства в школе? Изобразительное искусство, как и любой другой предмет, должен вклю­чать в свое содержание все четыре компонента образования, но в обратной последовательности нумерации по значимости.

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни че­рез увлечение искусством, развитие у школьников способностей восприя­тия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полно­ценного художественного творчества, способствование развитию художе­ственно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Такое понимание должно определять единые принципы и методы пре­подавания любых художественных дисциплин, выражающиеся в специ­фических особенностях языка и материала конкретных видов искусства.

Это значит, что освоение их содержания должно проходить на уровне его практического «проживания», через общение с конкретными произведе­ниями разных видов искусства как выражение чувств, мыслей, жизнен­ной позиции их творцов. Это предполагает, в частности, открытый харак­тер заданий: диалог национальных и исторических форм искусства; ува­жение к творческой индивидуальности ученика; диалоговое общение учителя с детьми и детей между собой в процессе целостного художествен­ного познания мира на основе собственной созидательной деятельности; широкое внедрение различных игр, способствующих активному форми­рованию творческой личности; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность, по выражению Б.М. Неменс­кого, своего рода обмена способностями между учениками.

Опубликовано в группе «Образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.