Статья «Психолого-педагогические основы применения игровых технологий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Психолого-педагогические основы применения игровых технологий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Цели и задачи развития творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства
Любая образовательная концепция реализуется через школьные программы. В основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» лежит разработанная народным художником России, академиком РАО Б.М. Неменским концепция «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе». Она ориентирована на ребенка, на становление его духовного мира.
Цель определяется тем, ради чего происходит развитие. Данная программа использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность, направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка, подростка, юноши и девушки к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через собственное творчество и создание художественных образов.
Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания, направленные на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества, а также приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность в процессе обучения.
Приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально-ценностных отношений (т. е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах) в художественном образовании и воспитании выступают на первый план.
Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастает ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция... ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе: там проявляется гибельное высокомерное отношение ко всему неординарному, к отважной мысли — всему, за чем прячется талант. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать культурные ценности, остающиеся в веках. Даже если человек работает в сфере науки, наличие в нем каких-то художественных талантов особенно подчеркивает его незаурядность.
Что же важно положить в основу преподавания искусства в школе? Изобразительное искусство, как и любой другой предмет, должен включать в свое содержание все четыре компонента образования, но в обратной последовательности нумерации по значимости.
Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у школьников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.
Такое понимание должно определять единые принципы и методы преподавания любых художественных дисциплин, выражающиеся в специфических особенностях языка и материала конкретных видов искусства.
Это значит, что освоение их содержания должно проходить на уровне его практического «проживания», через общение с конкретными произведениями разных видов искусства как выражение чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов. Это предполагает, в частности, открытый характер заданий: диалог национальных и исторических форм искусства; уважение к творческой индивидуальности ученика; диалоговое общение учителя с детьми и детей между собой в процессе целостного художественного познания мира на основе собственной созидательной деятельности; широкое внедрение различных игр, способствующих активному формированию творческой личности; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность, по выражению Б.М. Неменского, своего рода обмена способностями между учениками.