Доклад «Развитие творческой активности обучающихся на уроках биологии в свете новых требований ФГОС»
Развитие творческой активности обучающихся на уроках биологии в свете новых требований ФГОС
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, в основе безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Особенно важно понять ценность природы и научиться видеть, как окружающий мир прекрасен: полет мотылька, цветок, тянущийся к солнцу, трель соловья, улыбка ребенка. И чем раньше это произойдет, тем быстрее общество получит личность, которая будет любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Но научить детей ценить природу, используя только страницы школьного учебника, невозможно. Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвинули перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка, повысить качество и эффективность получения и практического использования знаний. Иными словами, нам необходимо обеспечить развитие самостоятельной личности, обладающей социальной мобильностью, автономностью, способностью находить выход из кризисных ситуаций и умением применять полученные знания, сохраняя при этом свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.
С другой стороны, дети тоже изменились. Сегодняшний ученик в любую свободную минуту стремится к играм (на компьютере, телефоне, планшете), чаты, видео просмотры на Youtube, TikTok… Из всемирной паутины льётся огромный поток информации куда более «интересной», чем урок биологии.
Проработав в школе почти сорок лет, я пришла к выводу, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно развиваются и проявляются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Возникает вопрос: «Как на практике создать творческую среду, побуждающую ребенка к активному познавательному процессу способствующую вовлечению его в исследовательскую деятельность?»
По моему глубокому убеждению, решить эту задачу возможно, только используя разнообразные методы, лежащие в основе развивающего обучения. Именно развитие познавательного интереса школьников оказывает влияние на развитие всех компетентностей. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными источниками информации, приобретению опыта деятельности, возникновению потребности постоянно развиваться.
Каковы же пути решения поставленной задачи?
Во-первых, показать, что знание - это не просто способ получение информации, которая может быстро изменяется, это умение найти информацию, отсеять от ненужной, перевести ее в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, сформировать умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание того, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, научить адекватно оценивать себя, окружающий мир, свое место в этом мире, конкретные знания, необходимые или ненужные для своей практической деятельности, а также методы и способы получения или использования этих знаний.
Эта формула развития может быть выражена в виде логической последовательности:
Биология – наука прикладной направленности. В учебной программе много теоретического материала и мало практики. Средствами образования гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал школьников, исчезает детская инициативность, потребность в исследовательской деятельности. Возникает противоречие, которое необходимо преодолеть в процессе педагогической деятельности.
Ведущая педагогическая идея моего опыта - усиление практической направленности уроков через интеграцию системно-деятельностного и метапредметного подходов, индивидуализацию обучения, использование методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень мотивации учащихся.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности, выделяю три этапа роста познавательного интереса в процессе формирования исследовательских умений:
5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности;
7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя;
9-11 класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса, когда основным способом познания мира является игра, я ставлю следующие задачи:
Развитие любознательности;
Формирование умений читать литературу и делать анализ текста;
Расширение кругозора учащихся.
Примером может быть выполнение лабораторной работы в начальной школе «Изучение факторов влияющих на прорастание семян», где учащиеся, точно следуя методике, закладывают опыт и анализируют результаты. В 6 классе работа повторяется вновь, но я провожу с детьми не только опыт, но и включаю элементы эксперимента. Так 1 банку с оптимальными условиями, необходимыми для прорастания семян, ставим одну на свет, а другую - в темное место. Сравнение состояния проростков позволяет учащимся сделать вывод, что для жизни живого организма необходим условием является сочетание нескольких факторов и отсутствие хотя бы одного ведет к его гибели. Задания такого характера способствуют развитию наблюдательности и логического мышления. На этом этапе учащиеся получают еще одно дополнительное задание исследовательского характера: выяснить причины того, что часть семян вообще не прорастает?
Учебный материал 7-8 класса позволяет осваивать приемы свертывания информации и ее отражения в знаковых и графических формах, а также увеличивается количество заданий, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, на основе сравнения и анализа делать выводы, находить пути решения проблем. Учащиеся знакомятся с методами составления схем и правилами их чтения. Важным фактором развития творческих способностей на данном этапе является формирование умений работать с дополнительными источниками информации, вовлечение учащихся в исследование и написание учебных проектов. Исследовательская и проектная деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочное время.
Начинать научно-исследовательскую работу, на мой взгляд, необходимо с 9 класса, так как создание научно-исследовательской работы является результатом кропотливого труда в течение 2-3 лет. Чем больше времени исследователь отводит своему труду, тем больше шансов на успех. Американский исследователь Томас Альва Эдинсон считал, что изобретение состоит из 1% вдохновения и 99% пота. Сущность развития личности ребёнка на данном этапе заключается в качественном изменении деятельности, в которую он включен. На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения - вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.
При изучении биологических законов, эволюционных преобразований можно предложить ученикам пофантазировать. Основные принципы преобразования обычного явления, объекта, факта:
• Принцип увеличения или уменьшения (Вспомните изменение размеров рептилий. Что будет дальше с млекопитающими?);
• Принцип ускорения или замедления (Сроки цветения различных экологических групп растений и влияние среды на них);
• Принцип изменения внешних связей (Что произойдет, если изменятся условия обитания рыб, культурных растений и т.д.);
• Принцип «наоборот» (Измените признак на противоположный…);
• Принцип динамизации (Если объект статичен – кораллы, представьте его подвижным. Опишите изменения);
• Принцип универсализации. Распространение признака, свойства, закона на более широкий класс, объект и т.д. (Что произойдет, если у жабы сердце станет четырехкамерным?);
• Принцип вынесения (Спрогнозируйте результат после отделения от объекта присущего ему свойства, признака, функции);
• Принцип смещения (Сместите во времени какое-либо действие, свойство и предположите изменения).
Мониторинг достижений учащихся за предыдущие годы позволяет мне выявить группу учащихся с аналитическим складом ума, склонных к научному исследованию.
Следующим этапом деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником направленная на выявление интереса, области, где ребенок может проявить свои способности, приобрести культуры научного мышления. Результатом этой работы являются ответы на вопросы: «Что мне нравиться? Чем я хочу заниматься? Чем актуальна эта проблема для меня?». На данном этапе превалирует эмоциональное отношение к выбору проблемы.
Если педагог подходит продуманно к каждому моменту обучения ребенка исследовательской работе и в состоянии прогнозировать результаты этого обучения, то это действительно позволяют достичь впечатляющих результатов, главное - ученики становятся настоящими исследователями.
И в заключении хочется сказать - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
Скрипкина М.А.