12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бочко Елена Владимировна21

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов











Развитие творческой активности учащихся на уроках истории.













Бочко Елена Владимировна

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категории



2019 г.






Содержание:



Условия возникновения опыта – 3 стр.

Актуальность и перспективность – 3-5 стр.

Ведущая педагогическая идея – 5 стр.

Теоретическая база опыта – 5-9 стр.

Новизна опыта – 9-10 стр.

Технология опыта – 10-14 стр.

Результативность опыта – 14-15 стр.

Адресная направленность – 15-16 стр.

Литература – 16 стр.

Приложения – 16-36 стр.


Условия возникновения опыта.

Современное общество сегодня поставило перед школой задачу перехода на индивидуальное и дифференцированное обучение, развития у школьников самостоятельного творческого мышления. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, творческого начала и при наличии определенных условий развития и поддержке со стороны они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Поэтому задача школы на сегодняшний день состоит в том, чтобы поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей, поддерживать исследовательские способности учеников.


Анализируя проведенные уроки в 5-11 классах, можно сделать вывод, что, не зависимо от возраста, учащиеся:
• постоянно испытывают потребность в чем-то новом,
• не боятся поставленной перед ними проблемы,
• обладают широким восприятием, богатым воображением,
• легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
• испытывают интерес и увлеченность к своими действиям.



Исходя из этого возникла идея создания на уроках истории условий, стимулирующих, поощряющих, воспитывающих творческое мышление и действия учащихся:

дать школьникам возможность проявлять инициативу, экспериментировать;
• поощрять оригинальные идеи, развивать положительную самооценку;
• использовать в работе разнообразные материалы и источники;
• внедрять задания исследовательского, проблемного характера;
• использовать альтернативность и самостоятельность в выборе заданий;
• внедрять групповые формы работы, проектную деятельность;
• увлекать учащихся собственным примером и участием;
• создать доброжелательную атмосферу, свободную от беспокойства и боязни неуспеха;
• обеспечить психологический комфорт, открытость и свободу.
 


2. Актуальность и перспективность.



Вопрос о формировании и развитии творческой активности учащихся вновь становится актуальным и ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что:

творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности;

творческая активность не является неизменным наследственным свойством, она формируется под воздействием различных факторов;

актуальность развития творческой активности обусловлена требованиями личностно – ориентированного подхода в обучении.

Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности. Являясь субъективной стороной учебного труда школьника, она отражает его потребности, интересы, способности, волевые усилия, эмоциональное отношение.

Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности, инициативности в ходе решения учебных задач. Ведь всякое знание остается мертвым, если учащиеся не развивают инициативу и самостоятельность. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности ребенка.

Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, опыта, огромного фонда умственных приемов и операций:

операции мышления (анализ, сравнение, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация);

общие способы учебной работы (умение работать с книгой, слушать, наблюдать, планировать, контролировать);

перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.



Так как сейчас информационная революция породила открытое образование, колоссальную образовательную среду, в которой мы сегодня живем, просто механическая передача знаний от учителя к ученику уходит в прошлое. Сама жизнь требует использование новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающего мира, менять профессию. Что в свою очередь свидетельствует о перспективности развития творческой активности личности.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр.

Поэтому в школе необходим выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентацию ученика в знании, организация таких форм сотрудничества, где были бы востребованы творческая активность и инициативность ученика.



3.Ведущая педагогическая идея.



И так в соответствии с общественными потребностями, которые определены на сегодняшний день: обществу необходим не Человек-Исполнитель, а Человек-Творец, интеллектуальная, творческая личность с ее богатым внутренним миром, интересами и потребностями.

Поэтому основную педагогическую идею своей деятельности, связанной с развитием творческих способностей учащихся, можно выразить словами великого Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».



Наша задача, как учителей истории, при подготовке к уроку выбрать оптимальные способы творческой организации урока, учесть различные факторы: тему урока, уровень подготовки и способностей класса, наличие наглядных пособий, технические средства и многое другое. Главное при этом – не допустить механического перенесения методических средств на урок, не загружать урок обилием пусть и интересного материала. На каждом уроке необходимо организовывать учащихся на самостоятельную творческую, учебную деятельность.



Чтобы достичь хороших результатов в работе с учащимися, необходимо использовать личностно – ориентированное обучение, проектные методы обучения, здоровьесберегающие и информационно – коммуникационные технологии, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника.

Использование в школах ИКТ стало средством достижения качества, средством достижения главной цели – получение знаний путем творчества, самостоятельности.



Теоретическая база опыта.

Для начала необходимо было определить, что же такое творческая активность.


Так, например, в кратком педагогическом словаре творческая активность определяется как «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности».


В энциклопедическом словаре педагога под творческой активностью понимается «стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов».


Исходя из определения творческой активности, современный педагог может и должен создать такие условия обучения, которые вызовут у учащихся интерес к учению, потребность к знаниям и в конечном итоге их сознательное усвоение. Другими словами учитель должен стимулировать творческую активность личности.


В творческой активности учащихся можно выделить несколько уровней, которые характеризуются следующими критериями и показателями:

мотивационно – целевой (развитие познавательных интересов, способность ставить цель на основе исследования проблемы);

когнитивный (усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению);

эмоционально – волевой (способность к преодолению познавательных трудностей, удовлетворенность деятельностью, самооценка);

деятельно – практический (самостоятельная реализация собственных возможностей, проектов; творчество).

Анализ ряда учебных программ по истории общеобразовательной школы показал, что развитие творческих способностей учащихся не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения предложенных заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном направлены на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов.

С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, а также экономичного использования времени на уроке к учебникам разработана серия рабочих тетрадей по истории. В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий рисунков, памяток и других справочных материалов. Эффективное обучение на уроках истории строится на определенных методиках, которые помогут не только приобрести знания, но также развить социальные и интеллектуальные навыки, необходимые современному человеку.


В процессе формирования творческой активности на уроках истории в 5-11 классах возможно использование широкого спектра разнообразных образовательных технологий и методов обучения для более продуктивного использования рабочего времени и получения хороших результатов обученности учащихся:

Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности и речь.

Работая над проблемными заданиями, учащиеся получают возможность не только применять уже полученные знания, но и получать дополнительные знания самостоятельно, используя различные источники, проанализировать их и применить в качестве доказательств.

Виды проблемных заданий:

Сочинение-эссе,

Анализ проблемы,

Устная или письменная рецензия выступления, реферата, сообщения, презентации и др.,

Формулирование собственной точки зрения по данной проблеме (вопросу),

Доклад,

Реферат и т.д.



Разноуровневое обучение.



Используя данную технологию на уроках, появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые – получат возможность испытывать учебный успех. В целом повышаетя уровень мотивации ученья.

Виды разноуровневого обучения:

Карточки с заданиями разного уровня сложности при проведении письменных опросов,

Задания различной степени сложности при работе с историческими источниками, картами, учебными пособиями,

Распределение обязанностей по принципу сложности при работе в группах,

Дополнительные задания из рубрики «Это интересно».

Различные задания в работе «Творческой мастерской» и др.



Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Данная технология позволяет использовать ИКТ при подготовке и проведении уроков, что полностью отвечает требованиям современной школы. Вызывает особый интерес со стороны учащихся, т.к. дает возможность проявить себя, раскрыть свои таланты, творческие способности, знания.

Виды проектной деятельности:

Презентация,

Проект,

Защита.



Исследовательские методы обучения.

Исследовательские методы позволяют учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути ее решения, что очень важно при формировании мировоззрения, определения индивидуальной направленности развития учащегося.

Данная технология особенно уместна на уроках в старших классах, так как учащиеся уже имеют определенную базу знаний, умеют применять на практике различные методы добывания знаний, анализировать и обобщать.

Виды исследовательской деятельности:

Исследовательская работа по узкому (специальному) вопросу,

Исследовательская работа источника, исторического документа,

Исследование проблемы,

Урок-исследование.



Информационно-коммуникативные технологии.

Сегодня мы действительно можем изменить и неограниченно обогатить содержание образования благодаря использованию возможностей интернета.

Интернет можно использовать как на уроке, так и в домашних условиях при обработке необходимых материалов для подготовки к уроку, при создании компьютерных презентаций, видеороликов, видеорядов, информационных слайдов и пр.

Сейчас интернет для подготовки к урокам использует большинство учащихся не только старших классов, но и среднего звена.

В последнее время широко используются школьные сайты, на страничках которых можно выкладывать задания по предметам, а так же скайп.



Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с иными видами работ, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.



Новизна опыта.

Все  выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения. Поэтому сама по себе тема развития творческой активности школьника не является новой.

В ходе педагогической деятельности постепенно возникла идея создания «Творческой мастерской» на базе кабинета истории, где учащиеся превратились бы в творцов, смогли постоянно проявлять свои индивидуальные, творческие способности.

«Творческая мастерская» должна была создать особую атмосферу партнерства между учителем и учениками, совместного поиска. Только в совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности реализуются наиболее полно, дополняют друг друга, достигают качественно нового уровня развития.

В результате систематической и целенаправленной деятельности «Творческой мастерской» у учащихся должна сформироваться готовность к творческой работе, активности, развиться воображение, мышление, появиться положительная мотивационная направленность на поиск нового, оригинального, нестандартного.



Технология опыта.

С целью развития творческой активности учащихся на уроках истории была использована технология творческого развития личности через работу «Творческой мастерской».

Перед «Творческой мастерской» были поставлены следующие задачи:

Развитие творческой активности учащихся посредством использования различных видов урочной и внеурочной деятельности.

Поощрение развития творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат:

Формирование потребности в творческой самореализации личности учащегося.

Развитие индивидуальных, творческих способностей личности.

Повышение коммуникативной компетентности учащихся.

Повышение интереса к образовательной деятельности.

Развитие самоуважения и уважительного отношения к другой личности.

Применение данной технологии дает возможность использовать разнообразные формы работы, различные задания, способствующие развитию творческой активности на уроках истории:

создать, раскрыть образ;

«нарисовать» картину какого-то события;

написать сочинение – эссе;

создать образную характеристику;

составить сюжетный рассказ;

провести социологический опрос;

составить информационное сообщение;

решить проблемное задание (наличие версий; ситуация предложения);

воссоздать историческую интерпретацию по картине;

осуществить путешествие по карте;

выполнить научно – исследовательскую работу (реферат);

провести исследовательскую работу (по источникам, историческим документам);

подготовить компьютерную презентацию;

разработать проект;

подготовить фоторепортаж, репортаж;

создать исторический альманах, газету;

нарисовать рисунок;

написать стихотворение, очерк;

сделать макет и др.



Для развития творческой активности у учащихся, применяются разные формы уроков:

уроки - соревнования: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН («Турнир знатоков истории Великой Французской революции XVIII века». 10 класс).

уроки – игры: ролевая игра, деловая игра, викторина, кроссворд (Викторина «Белые и красные». 9 класс).

уроки, основанные на формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью, репортаж («Репортаж с фронтов ВОВ». 11 класс).

уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок – откровение, «дублер» («Дублер начинает действовать» 9-11 классы).

уроки, имитирующие проведение общественно – культурных мероприятий: экскурсия в прошлое, путешествие («Путешествие в Россию XVII – XVIII вв». 7 класс).

уроки, использующие традиционные формы внеклассной работы: «брейн – ринг», диспут (Диспут «Особенности экономического развития России начала XX века». 10 класс).

интегрированные уроки.

уроки постановки проблем и их решения («Декабристы на Сенатской площади – акт гражданского неповиновения? Восстание? Революция?» 9 класс).

уроки – конференции («Диалог культур» 11 класс).

уроки – презентации («Международные отношения в XVIIXVIII веках» 10 класс).

урок – защита реферата («Защитники блокадного Ленинграда» 9 класс).

урок – защита проекта («Никто не забыт, ничто не забыто» 11 класс).

театрализованные уроки («Быт и нравы Древней Руси» 6 класс).

мультимедийные уроки и др.

Развивать творческие способности учащихся позволяет и применение креативных методов на уроках истории:

Метод мозгового штурма.

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения, даже самых фантастических. После чего из общего количества высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть применены на практике.

Цель этого метода:

Выбрать наиболее подходящее решение.

Формулировать свою собственную идею.

Научиться слушать других, не критикуя их.

Развивать идеи других участников



Метод смыслового видения. Синквейн.

Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, которая позднее стала использоваться в дидактических целях, как эффективный способ развития образной речи, позволяющий получить быстрый результат.

Синквейны полезны для синтезирования сложной информации. Их можно применять для оценивания понятийного и словарного багажа учащихся.

Синквейн – средство творческого самовыражения, позволяющее почувствовать себя творцом.

Метод символического мышления. Ментальные карты.

Данный метод обычно применяется в процессе выработки новых идей, анализа и упорядочения информации.

В центре карты (доска, ватман) записывается ключевое понятие. В процессе урока учащиеся записывают вокруг данного понятия возникающие у них мысли, чувства.

Метод шести шляп.

Этот метод дает возможность структуировать и сделать наиболее эффективной умственную работу как отдельной личности, так и коллектива в целом.

Каждая шляпа – это определенный тип мышления:

Белая шляпа – факты,

Красная шляпа – чувства, интуиция,

Черная шляпа – критика,

Желтая шляпа – логический позитив,

Зеленая шляпа – креативность,

Синяя шляпа – управление процессом.

В данной методике существуют определенные правила:

Надевая на себя шляпу мышления, мы принимаем и исполняем ту роль, на которую указывает данная шляпа.

Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от данного вида мышления.

При смене шляп происходит мгновенное переключение мышления.

В работе над развитием творческой активности учащихся на уроках применялись различные виды работ:

Индивидуальная работа,

Групповая работа,

Коллективная работа.

В работе «Творческой мастерской» особое внимание уделяется наглядности. Необходимо что бы ученики видели результаты своей деятельности. Поэтому было решено сделать в кабинете истории стенд «Творческая мастерская», на котором размещаются работы детей – стихи, рассказы, очерки, интервью, рисунки, рефераты и многое другое. Материалы на стенде постоянно обновляются, что дает возможность каждому увидеть собственную работу, что в свою очередь является элементом поощрения и способствует развитию творческой активности ученика.

Для развития творческой активности учащихся в рамках работы «Творческой мастерской» проводятся открытые уроки и мероприятия, на которых учащиеся демонстрируют свои знания, умения, таланты.

Результативность опыта.

Анализируя работу «Творческой мастерской», можно сделать вывод, что в последнее время учащиеся стали более активны как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Ученики все чаще испытывают потребность создавать свои презентации, проекты, видеоряды, готовить доклады, рефераты, писать очерки, брать интервью. Они чувствуют себя творцами, обретают веру в себя, свои возможности и способности. А результат – радость, успех!

Так же большую ценность имеют работы исследовательского характера, так как способствуют формированию аналитических навыков учеников, умению работать с первоисточниками. Все это позволяет не только повышать качество знаний учащихся, их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности учащихся, различные творческие качества.

В активную творческую деятельность включаются все учащиеся без исключения. Но в зависимости от способностей и умений, они выбирают себе посильные задания. У детей всегда есть право выбора творческого задания. Любые виды заданий объединяет общая тема. Поэтому каждый выбирает себе вид задания, который поможет ему продемонстрировать результат.

Чтобы выяснить чему способствует выполнение творческих заданий, среди учащихся 10 классов была проведена анкета выявления творческих качеств. В анкете было предложено отметить те качества, которые развились у ребят в результате работы над компьютерной презентацией, проектом.

Результаты показали, что работая над компьютерной презентацией или проектом, учащиеся развили в себе такие творческие качества, как:

целеустремленность – 20 учеников,

познавательную активность – 27,

любознательность – 23,

решительность – 18,

самоконтроль – 21,

инициативность – 28,

активность – 31,

увлеченность – 27,

яркое воображение – 17 и т.д.



Таким образом, это еще раз доказывает, что развитие творческой активности стимулирует личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включению учащихся в процесс творческого поиска, возможности демонстрации собственного результата.

Работая над развитием творческой активности учащихся на уроках истории, мы прививаем им устойчивый интерес к предмету.



Адресная направленность.

Данный педагогический опыт по развитию творческой активности учащихся в рамках работы «Творческой мастерской» на уроках истории может быть использован:

В работе учителей истории общеобразовательных школ, владеющих современными педагогическими технологиями;

В работе с учащимися 5-11 классов, так как все учащиеся, не зависимо от возраста, способны проявлять творческую активность.



Литература.

Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986;

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. М., 2000;

Головаха. Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. К., 1989;

Демиденко В.К. Психологические основы усвоения истории учениками. К., 1970;

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985;

Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М., 1977;

Ковалев Г.А., Коряк Н.М., Петровская Л.А. Проблемы активного социального обучения. //Вопросы психологии, 1982, № 5;

Кучерук В. Учебные игры на уроках истории. //Преподавание истории в школе. 1989, № 4;

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982;

Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. М., 2001.



10.Приложения.

Анкета выявления творческих качеств учащихся,

Урок-презентация «Образ женщины-матери сквозь века»,

Исследовательские работы по истории 10-11 классы,

Тесты по истории 8-11 классы,

Конкурс «Знатоки истории» для 6 классов,

Праздник русской каши для учащихся 5-7 классов,

Стихотворение ученицы 6-а класса Чугункиной Вики «Соседи восточных славян».


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.