12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Большакова Елена Владимировна88
Россия, Татарстан респ., Казань
3

Развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Е.В.Большакова

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение «Лицей №145» г. Казани

Аннотация: Задача статьи – попытка определить сущность творческой активности подростков, выявить возможности и условия организации творческих проектов и исследовательских работ как средства развития творческой активности подростков, воспитание творческой, разносторонне развитой личности.

Цели разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов невозможно без развития творческой активности учащихся. Сегодня это актуальнейшая проблема системы образования. Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника,  отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.

 В условиях быстрого развития общества от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества присущи, в большей степени, творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных связях и системах. Развитие творческих способностей начинает закладываться в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Эти качества можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

Анализ проблемы развития творческой активности подростков в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия:

1. Потребность личности в самореализации, социальный заказ на человека, имеющего активную гражданскую позицию, и возможностями ребенка, которые могут быть реализованы.

2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным опытом учебной, творческой деятельности в содержании литературы и русского языка.

Как учитель-практик могу выделить несколько уровней творческой активности, исходя из теоретических и практических обобщений. Эти показатели условно колеблются на низком, среднем и высоком уровнях. Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности. У подростков со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает стихийно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации. Подростков с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивое желание узнать, как можно больше, их познавательный интерес возникает вне зависимости от внешних требований. У них всегда есть идея (и не одна) и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они выдают идеи «на ура», их деятельность отличает высокая степень новаторства.

         Воспитать такого ребенка — значит, реализовать общественный заказ. А воплотить в себе качества, указанные в Федеральных стандартах, может только творческая личность. Значит, цель моей педагогической работы состоит в том, чтобы воспитать успешного подростка  с высоким уровнем творческой активности. Реализацию этой педагогической задачи я осуществляю, используя технологию критического мышления, технологию исследовательской работы  и информационно-коммуникативную технологию.

В основе технологии критического мышления лежит базовая модель: вопрос — размышления — вывод. На первом этапе у учащихся возникает актуализация прежних знаний и представлений о предмете; на втором этапе они соприкасаются с новыми знаниями, сопоставляют их с собственными, на стадии рефлексии формируется целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

         Технология исследовательской работы интересна тем, что учитель предлагает ученикам только самый большой, крупный вопрос и не дает ученикам подвопросов. Ученики должны сами найти путь решения, цитаты из текста, из критической литературы и ответы на вопросы. Приемы, используемые учителем, стимулируют творческую деятельность учеников: самостоятельный анализ части или целого произведения, сопоставление произведения с его экранизацией, самостоятельная оценка произведения, написание докладов или сообщений и др.

Активно использую объяснительно-иллюстративный метод обучения. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Огромную помощь учителю оказывают различные цифровые образовательные ресурсы, применение которых на уроке стало возможным в связи  с внедрением Национального проекта в рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк».

 Исследовательская работа  учащихся (метод проектов) —  неотъемлемая часть эффективного образования в области русского языка и литературы. Так при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он "открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Ученик ставится в положении исследователя-творца. Метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития. Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

     На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по русскому языку и литературе и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков. Важно, чтобы занятия порождали воодушевление и творческую активность учеников.

Создание ситуации успеха помогает ученику поверить в свои силы. Главное, уловить в детских глазах искорку интереса и понимания творчества и разжечь её до яркой звезды.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.