12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Байтерякова Альбина Фаритовна279
Россия, Московская обл., Орехово-Зуево
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
4

Методическая разработка «Работа учащихся с историческими источниками на уроках истории России»

Работа учащихся с историческими источниками на уроках истории России



Данная работа направлена на исследование дополнительного материала, представленного в учебнике по истории России за шестой класс под редакцией академика РАН А.В. Торкунова и его использовании на уроках. Автор на примере дополнительного материала изучил и показал основные виды деятельности учащихся при работе с историческими источниками.



Введение

Актуальность изучения истории – неоспорима! Но то, как изучать, при помощи каких эффективных инструментов, остается открытым вопросом. Преподавание истории в школе при помощи различных методик и технических усовершенствований сделало этот процесс интересным и увлекательным. Учитель, влюбленный в свою работу, может увлечь за собою учащихся, показать им новый неизведанный мир. Благо, возможности Интернета способствуют этому! Но, в данной работе хотелось бы рассмотреть возможности, которые предоставляет школьный учебник.

Цель: исследование деятельности учащихся на уроках истории России по работе с историческими источниками.

Задачи:

1. Изучить дополнительный материал учебника по истории России для шестого класса под редакцией А.В. Торкунова.

2. Исследовать и показать работу учащихся с дополнительным материалом учебника.

Объект исследования: Практическая деятельность учащихся на уроке истории России.

Предмет исследования: Особенности работы с историческими источниками на уроке.



1. Значение учебника на уроках истории

Учебник по истории – это главный источник информации для школьника. И в подтверждение тому слова доктора педагогических наук Е.Е. Вяземского: «Думается, что еще долгие годы школьный учебник останется основным средством обучения истории…»1. Наличие Интернета, телевидения, возможностей экскурсий и различных поездок по историческим местам и музеям, дающим возможность прикоснуться к прошлому, не лишает главного источника информации, – учебника, его первого места.

Информация в школьном учебнике по истории делится на основную, дополнительную и пояснительную. В данном исследовании мы рассмотрим дополнительную часть.

Что может включать в себя дополнительный текст? Документы, научно-художественные тексты и т.д. Хотелось бы добавить, что дополнительный текст в учебниках, в виде фрагментов исторических документов, появившись в 60-е годы, стал активным инструментом познания2. Дополнительная информация способствует расширению и конкретизации знаний, полученных из основного текста. В современных учебниках дополнительный текст сопровождает череда различных заданий, дающих учащимся возможность самостоятельной работы.

В качестве примера рассмотрим дополнительный текст учебника по истории России за шестой класс, состоящего из двух частей, под редакцией академика РАН А.В. Торкунова3.



2. Работа учащихся с дополнительным материалом первой части учебника

В данном учебнике в конце большинства параграфов под рубрикой «Изучаем документ» представлены тексты двух видов: отрывки из исторических источников и извлечения из работ ученых4.

В первой его части представлены четырнадцать параграфов и три дополнительных материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.

В первом параграфе и следующим за ним материале для самостоятельной работы и проектной деятельности дополнительный материал отсутствует.

Во втором параграфе «Образование первых государств» учащимся предлагается изучение и работа с отрывком из «Истории» Геродота, где рассказывается об обычаях скифов: жертвоприношение, гадание, ритуал договора о дружбе. К данному документу прилагаются три задания, направленные на работу учащихся по: самостоятельному изучению, анализу, подтверждению своего мнения при помощи цитат из документа и составлению рассказа о религиозных верованиях скифов на основании сведений из данного документа5.

В третьем параграфе «Восточные славяне и их соседи» представлен отрывок из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского о славянах. В нем рассказывается о религиозных верованиях, особенностях жилья, одежды воинов и их физических данных. К документу прилагаются три задания: сопоставление основного и дополнительного текстов о быте в славянском поселении; оценка отношения автора текста к славянам; анализ основного и дополнительного текстов для определения имени верховного бога6.

В пятом параграфе «Становление Древнерусского государства», в основном тексте приводится отрывок из «Повести временных лет», рассказывающий о Святославе Игоревиче, его образе жизни в походах и поведении во время боя. Задания к данному отрывку не прилагаются. В конце параграфа представлен отрывок из «Повести временных лет», раскрывающий причины смерти князя Игоря. В двух заданиях к тексту от учащихся требуется: определить дату события, описанного в документе, при том, что дата в отрывке отсутствует – необходима работа с основным текстом, а также провести анализ текста для выявления политических особенностей Древнерусского государства7.

В шестом параграфе «Правление князя Владимира. Крещение Руси» дается отрывок из «Повести временных лет», описывающий события, связанные с выбором веры князем Владимиром. Задания к тексту направлены: на изучение и выявление информации, связанной с причинами выбора христианской веры Владимиром; на рассуждения учащихся о достоверности летописного рассказа; на работу с текстом по выявлению фактов, свидетельствующих о том, что документ был написан на много лет позже описанных в нем событий8.

В седьмом параграфе «Русское государство при Ярославе Мудром», в основном тексте приводится отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе», где автор называет Бориса и Глеба «защитой и опорой» государства9. Задания к данному отрывку отсутствуют. В конце параграфа представлены два отрывка: изречение историка Н.И. Костомарова о правлении Ярослава Мудрого и отрывок из «Правды» Ярослава. По первому отрывку от учащихся требуется на основании источника объяснить стремление Ярослава распространить православие и, проведя сравнительный анализ информации, полученной из сочинения историка и из исторического источника, выявить различия между ними. По второму отрывку учащиеся должны, на основе текста, выявить какие пережитки родового строя присутствовали в Древнерусском государстве, и привести доказательства из текста, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

В восьмом параграфе «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах» представлен отрывок из «Устава Владимира Мономаха», где рассказывается о правах и обязанностях закупа10, взявшего ссуду. Учащимся предлагается работа с текстом по выявлению информации о том, как «Устав…» ограничивал распространение холопства и объяснение значения понятия «ссуда» и ее особенности11.

В десятом параграфе «Культурное пространство Европы и культура Руси» дан отрывок из работы историка Н.И. Костомарова о Софийском соборе. К данному тексту предлагаются следующие задания: изучив основной и дополнительные тексты, выяснить, где находится описанный Н.И. Костомаровым храм – в Киеве или в Новгороде; на основании текста документа выявить особенности древнерусского храмового зодчества; при помощи Интернета составить словарь терминов, встречающихся в документе12.

В одиннадцатом параграфе «Повседневная жизнь населения» приведены два документа: отрывок из работы А.В. Терещенко о древнерусском пире и отрывок из «Набросков по варяжскому вопросу» В.О. Ключевского. Если по первому отрывку задания присутствуют, то по второму – их нет. Документ, описывающий особенности древнерусского пира подталкивает учащихся к рассуждению. Учащимся нужно объяснить цель данного действия и смысл последней фразы из документа: «Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца»13.

В тринадцатом параграфе «Владимиро-Суздальское княжество» учащимся предлагается работа с отрывком из летописи об убийстве князя Андрея Боголюбского. Первое задание предполагает поиск в тексте информации, показывающей отношение летописца к убийству князя. Второе задание подталкивает учащихся к размышлению и предположению о том, когда был записан этот рассказ: сразу после происшествия или же спустя какое-то время.

В четырнадцатом параграфе «Новгородская республика» представлен отрывок из Ипатьевской летописи о князе Всеволоде Мстиславиче. Изучив материал, учащимся нужно определить отношение летописца к Всеволоду Мстиславичу и, в доказательство своих суждений, привести цитаты из документа. Также, нужно определить причины недовольства новгородцев князем и сделать выводы о взаимоотношениях между князьями и новгородцами, между разными группировками среди самих новгородцев14.

В материале для самостоятельной работы и проектной деятельности «Южные и юго-западные русские княжества» приведен отрывок из Галицко-Волынской летописи, рассказывающий о церкви Святого Иоанна, построенной при Данииле Галицком. Первое задание - оценить работу мастеров – строителей церкви. Второе задание подразумевает работу по поиску информации о данном строении из Интернета15.

3. Работа учащихся с дополнительным материалом второй части учебника

Вторая часть учебника состоит из тринадцати параграфов и двух материалов для самостоятельной работы и проектной деятельности. Номера параграфов продолжают нумерацию первой части.

В пятнадцатом параграфе «Монгольская империя и изменение политической карты мира» даны два отрывка. Один - из «Великой Ясы» Чингисхана, другой отрывок – из работы персидского историка Рашид-ад-Дина о взятии монголами столицы Хорезма - Ургенча в 1221 г. В первом документе, где представлены законы монгольского государства, работа учащихся заключается в объяснении того, какое влияние оказали данные положения на монгольские завоевания. Во втором документе, рассказывающем о взятии города Ургенча и участи его жителей, учащимся предлагается порассуждать над действиями монгольских завоевателей и сопоставить их поведение с поведением других завоевателей16.

В шестнадцатом параграфе «Батыево нашествие на Русь» представлены два дополнительных источника: отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем», повествующем о подвиге Евпатия Коловрата и отрывок из летописи о взятии монголами Киева. По первому отрывку заданий нет. По второму – три задания: составить сообщения о борьбе защитников русских городов против завоевателей, используя при этом информацию из основного и дополнительного текстов; изучив документ, сформулировать основную мысль; опираясь на источник, рассказать о вооружении, которое использовалось во время штурма Киева17.

В семнадцатом параграфе «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» имеются три отрывка. Два из них – дополнительный материал без заданий: отрывки из «Жития Александра Невского» о Невской битве и Ледовом побоище. Третий отрывок, также из «Жития Александра Невского», рассказывает об одной из битв. Учащимся, изучив документ, нужно: определить о каком сражении идет речь и свой ответ подтвердить цитатами из текста; уточнить, представители каких слоев населения принимали участие в описанной битве; назвать причины победы русских в сражении18.

В восемнадцатом параграфе «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» представлены три отрывка: один из ярлыка хана Узбека об отношении к православной вере и к православным, задания к нему отсутствуют; другой - из летописи о переписи, проведенной монголами; третий – из народной песни о баскаке Щелкане. Учащимся, поработав со вторым документом, нужно определить, о каком событии в нем говориться; пояснить для чего ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников»19; определить, на сколько тяжела была дань, и кто от нее освобождался20.

В двадцатом параграфе «Усиление Московского княжества» дан отрывок из книги историков И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова об Иване Калите. Первое задание направлено на поиск информации об особенностях ордынской политики, используемых Иваном Калитой для укрепления своей власти. Во втором задании нужно объяснить, каким образом Ивану Калите удалось остановить постоянные набеги Орды на Русь. Третье задание о влиянии политики Ивана Калиты на жизнь простых людей подразумевает под собой формулирование вывода учащимися. Четвертое – объяснение смысла фразы: «Пришло время Ивана Калиты»21.

В двадцать первом параграфе «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» даны два отрывка: отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище», повествующий о Куликовской битве, задания к нему отсутствуют; второй отрывок - из «Жития Сергия Радонежского»22. По второму отрывку учащимся предстоит, изучив документ, определить мнение автора о причинах побед русских войск в Куликовской битве и высказать свое мнение по этому поводу. Второе задание направлено на определение того, кем был написан данный документ: современником или человеком, жившим намного позже. И при этом нужно доказать свое мнение. Третье задание предполагает поиск информации из текста для определения характера битвы.

В двадцать втором параграфе «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.» представлены два дополнительных текста. Первый – отрывок из воспоминаний писателя начала XV в. Епифания о Феофане Греке. Во втором тексте представлены два мнения о монгольском нашествии на Русь: А.С. Пушкина и И.Н. Данилевского. Задания даны лишь к отрывку из работы Епифания. Первое задание направляет учащихся на поиск отличительных черт творчества Феофана Грека от творчества художников того времени. Второе требует размышления о роли Феофана Грека в развитии русского искусства23.

В двадцать пятом параграфе «Распад Золотой Орды и его последствия» дан отрывок из описания путешествия венецианского посла А. Контарини. Работа с текстом направляет учащихся на анализ текста с последующим заключением вывода об особенностях политических и хозяйственных связей между Москвой и Астраханью24.

В двадцать шестом параграфе «Московское государство и его соседи во второй половине XV в.» имеются два дополнительных текста: отрывок из «Записок о Московии» германского посла С. Герберштейна о битве на реке Ведроши, задания к нему отсутствуют и отрывок из работы историка В.О. Ключевского о характере княжеской власти. По второму тексту даны два задания: на основании полученной информации определить изменения, произошедшие с княжеской властью в Московском государстве после падения монгольского ига и показать связь между словами «цезарь» и «царь»25.

В материале для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV – начале XVI в.» приведен отрывок из обращения Марка Эфесского к православным. В первом задании работа учащихся связана с поиском нужной информации из Интернета, а именно – поиска значения незнакомых слов, обнаруженных в данном документе. Второе задание связано с формулированием главной мысли отрывка. Третье задание направлено на работу с основным и дополнительным текстами, по поиску доказательства о том, что автор был участником Флорентийского собора26.

В материале для самостоятельной работы и проектной деятельности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.» дан отрывок из Судебника 1497 г. Работая с данным текстом, учащиеся должны: найти в тексте информацию о том, какие меры применяла власть, для удержания крестьян во владениях служилых людей; определить порядок уплаты пожилого и высказать свою точку зрения об этом27.

В двадцать седьмом параграфе «Формирование культурного пространства единого Российского государства» представлены два дополнительных текста: отрывок из работы Д.С. Лихачева о сборнике сочинений по всемирной истории «Хронограф» и отрывок из изречения историка И.Н. Заволоко о творчестве Андрея Рублева. По первому тексту даны два задания: учащимся нужно определить, о каком произведении идет речь, так как отсутствует его название; поразмышлять о том, как представлял себе ход истории автор этого произведения. Во втором тексте также даны два задания: на основании текста определить особенности творчества Андрея Рублева; провести сравнительный анализ работ Андрея Рублева и мастеров эпохи Возрождения28.

Выводы

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- дополнительный текст, в виде различных исторических источников, способствует расширению и конкретизации знаний. По данному учебнику под редакцией А.В. Торкунова, на уроках истории России учащиеся шестых классов знакомятся с творчеством таких историков, как Геродот, Прокопий Кесарийский, Рашид-ад-Дин, И.Б. Греков, И.Н. Данилевский, И.Н. Заволоко, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, А.В. Терещенко, Ф.Ф. Шахмагонов; с работами митрополита Марка Эфесского, венецианского посла А. Контарини, германского посла С. Герберштейна, русского поэта А.С. Пушкина, доктора филологических наук Д.С. Лихачева. Учащиеся на уроке и дома могут поработать с отрывками из исторических источников, таких как Галицко-Волынская летопись XIII в., «Древнейшая Правда» Ярослава Мудрого, «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, «Записки о Московии» С. Герберштейна, Ипатьевская летопись XV в., «История» Геродота, «История войн» Прокопия Кесарийского, «Мир истории. Русские земли в XIII-XV веках» И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова, «Наброски по варяжскому вопросу» В.О. Ключевского, «Повесть временных лет», «Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сборник летописей» Рашида-ад-Дина, «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Черноризца, «Сказание о Мамаевом побоище», Судебник 1497 г., «Устав Владимира Всеволодовича» Владимира Мономаха, Ярлык хана Узбека митрополиту Петру, «Яса» Чингизхана и т.д.

- дополнительный текст, дает возможность учащимся самостоятельно изучать историю - анализировать, систематизировать, сопоставлять, выбирать, делать выводы, рассуждать, искать информацию из Интернета и других источников, использовать свои знания в повседневной жизни и т.д.

Заключение

Работа с дополнительным материалом делает урок более интересным и насыщенным различными видами деятельности. Она позволяет учащимся раскрыть свои возможности, получить новые знания, развить свои умения и навыки. А также, приобщает школьников к исследовательской деятельности.



Список литературы

1. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 275 с.

2. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

3. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

4. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 77 с.

5. Репина, Л.П. Историческая наука сегодня. Теории, методы, перспективы / Л.П. Репина [и др.]; под ред. Л.П. Репиной. – Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. – 608 с.

6. Скударева, Г.Н., Романова Г.А. Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры: монография / Г.Н. Скударева, Г.А. Романова [и др.]; под ред. Г.Н. Скударевой. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. – 400 с.



1 Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – С. 175.

2 Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – С. 177.

3 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

4 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 5.

5 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 25.

6 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 34.

7 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 49.

8 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 55-56.

9 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 57.

10 ЗАКУП - в праве Древней Руси человек, работающий в хозяйстве феодала за "купу", т.е. заем, в который могли включаться разные ценности - земля, скот, зерно, деньги и пр. Объем работы определялся кредитором. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

11 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 69.

12 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 92.

13 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 97-98.

14 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 122.

15 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 127.

16 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 11.

17 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 19.

18 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 22-26.

19 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 34

20 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 33-34.

21 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 47.

22 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 53-54, 56.


23 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 62-63.

24 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 83.

25 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 88, 94-95.

26 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 100.

27 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 106.

28 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – С. 114-115.

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.