Занятие-игра «Развитие слухового восприятия и техника речи» в 1 классе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №7»
Занятие-игра
«Развитие слухового восприятия и техника речи»
в 1 «А» классе (глухие дети)
Учитель-дефектолог,
сурдопедагог: Н.Г. Парамонова
Волгоград, 2018 г.
«Развитие слухового восприятия и техника речи»
1 класс (глухие дети)
Тема: Восприятие и воспроизведение ритма речевых структур.
Цель: развитие слуховых, речевых, двигательных и ритмических способностей детей.
Задачи:
1. Формировать навык восприятия и воспроизведения ритма слогосочетаний: ПАпапа паПАпа папаПА.
2. Развивать умение переносить ритм слогосочетаний (ПАпапа паПАпа папаПА) на слова.
3. Корригировать двигательные навыки детей в процессе проведения упражнений в соотнесении ритма движений с ритмом проговаривания слов и фраз.
4. Воспитывать принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Оборудование: ЗУА «Суваг», барабан, бубен, таблички, большие и маленькие круги, картинки предметов (яблоко, барабан, собака).
Краткая характеристика занятия: фронтального занятия «Развитие слухового восприятия и техника речи» проводится только в школах для детей с нарушенной слуховой функцией. Занятие проводится один раз в неделю в первых дополнительных, первых и вторых классах. Данный конспект занятия разработан для глухих детей первого класса. На занятии используется электроакустическая аппаратура коллективного пользования серии СУВАГ, производства Франция, и вибростол.
Ход занятия
1. Орг. момент
Дети стоят полукругом.
- Здравствуйте. - Здравствуйте.
- Сегодня мы будем играть, говорить, слушать.
Игра «Круг».
2.Речевая зарядка.
- Игра «Круг».
- Будем играть и говорить.
Педагог показывает по очереди круги разного размера.
- Что это? - Круг.
- Что это? - Круг.
Педагог показывает большой круг.
- Какой круг? - Большой круг.
Педагог показывает маленький круг.
- Какой круг? - Маленький круг.
Педагог прикрепляет большой круг к магнитной доске и сильно бьет в барабан. Под кругом прикрепляет табличку «ПА». Произносит слог с элементами фонетической ритмики (рука вытянута вперед с напряжением)
- ПА
- Скажем вместе: «ПА».
Дети синхронно с педагогом произносят громко слог с элементами фонетической ритмики.
- Скажи, Вова. - ПА
Дети по очереди произносят громко слог с элементами фонетической ритмики.
- Молодцы.
Педагог прикрепляет маленький круг к магнитной доске и слабо бьет в барабан. Под кругом прикрепляет табличку «па». Произносит слог с элементами фонетической ритмики (рука вытянута вперед и согнута в локте напряжением)
- па
- Скажем вместе: «па».
Дети синхронно с педагогом произносят тихо слог с элементами фонетической ритмики.
- Скажи, Таня. - па
Дети по очереди произносят тихо слог с элементами фонетической ритмики.
- Молодцы.
- Что мы делали? - Мы играли и говорили.
- Сядьте.
3. Восприятие и воспроизведение неречевого ритма.
- Наденьте наушники.
Дети надевают наушники, включается ЗУА. Дети устанавливают определенный уровень громкости. Педагог проверяет работу ЗУА.
- Будем играть и слушать.
Детям раздаются круги. Педагог бьет громко в бубен и показывает большой круг, бьет тихо – маленький круг. Дети повторяют. При помощи экрана педагог исключает зрительное восприятие детей, и они на слух различают звучание, отбиваемое педагогом на слух, и показывают соответствующий круг.
Затем педагог составляет схему из большого и маленьких кругов. Каждому ребенку дается бубен. Педагог при помощи своего бубна отбивает ритм. Дети воспринимают слухозрительно и воспроизводят ритм при помощи бубнов.
Педагог меняет схему и отбивает новый ритм. Дети повторяют.
Затем при помощи экрана педагог исключает зрительное восприятие детей, и они на слух различают ритмы, отбиваемые педагогом сначала в определенной последовательности, а затем вразбивку.
- Что мы делали? - Мы слушали и играли.
4. Физкультминутка.
5. Восприятие и воспроизведение речевого ритма.
- Будем слушать, говорить, играть.
Педагог говорит с элементами фонетической ритмики: «ПАпапа», и складывает круги. Дети проговаривают с элементами фонетической ритмики и складывают круги.
- Послушайте и повторите.
Педагог говорит за экраном.
- ПАпапа, паПАпа, папаПА
Дети проговаривают с элементами фонетической ритмики и складывают круги.
- Что мы делали? - Мы слушали, говорили, играли.
6. Восприятие и воспроизведение слов.
Перед учениками кладутся таблички со словами: барабан, собака, яблоко.
Учитель, показывает табличку со словом: «Барабан», произносит его перед микрофоном без экрана с элементами фонетической ритмики и складывает схему из кругов. Дети повторяют.
Аналогично проводится работа с другими словами.
После этого при помощи экрана учитель исключает зрительное восприятие учащихся, и они на слух различают слова и воспроизводят их. Педагог произносит слова сначала в определенной последовательности, а затем вразбивку.
7. Итог урока.
- Что мы делали?
- Как говорили?
- Как слушали?
- Как играли?