12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Марина Леонидовна24

Развитие волевых качеств у учащихся музыкальной школы

Соколова М.Л.,

преподаватель отделения фортепиано

МБОУ ДО «ДМШ №1 им.Р.Нагимова», г. Альметьевск



«Только в силе воли заключается условие наших побед на избранном поприще».

В. Белинский

Воля – это качество личности, которое способствует сознательному управлению своими мыслями и поступками. Проявляется она в стремлении к цели, в устойчивой мотивации к преодолению препятствий и трудностей, которые могут возникнуть на этом пути. Для того, чтобы занятия музыкой у ребенка проходили, с одной стороны, в благоприятной эмоционально– психологической обстановке, а с другой – более результативно, обладать хорошими природными музыкальными способностями недостаточно, важно иметь и особые свойства характера, которые успешнее поведут юного музыканта не только по творческому, но и по жизненному пути. Актуальность темы воспитания волевых качеств учащегося в том, что воля – не обособленный навык, который позволяет достигать больших успехов в музыкальной и творческой деятельности, но свойство характера, которое при должном развитии помогает в любых жизненных ситуациях.

Волевыми качествами личности психологи называют инициативность, настойчивость, решительность, выдержку, самоконтроль, дисциплинированность, самостоятельность и другие. В любом деле важен результат, а его, в свою очередь, невозможно добиться без волевых усилий. Но творческая или другая деятельность и взрослого человека, и ребенка прежде всего определяется ее целью. Чем яснее вырисовывается цель, тем точнее формируется в сознании мотивы ее достижения и план действий. На этом этапе в сознании ученика могут возникнуть противоречия. Например, если ребенок, поставил перед собой цель максимально точно и выразительно донести содержание исполняемого произведения до слушателя – это одно, а если он решил быстро и поверхностно проиграть произведение и пойти гулять с друзьями – это совсем другая цель, если же ученик собрался выступить на зачете так, чтобы только оправдать ожидания педагога – это третья цель. Все эти цели имеют разное моральное содержание. И задача педагога – направить мысли, чувства и мотивацию ученика в правильное русло. Признаком волевого начала у ученика является также следование намеченному плану в поставленной цели и реальные действия для его осуществления.

Для достижения цели в творческой и учебной деятельности ученик подходит к следующему этапу – собственно к работе, к труду. Начав обучение в фортепианном классе, ребенок часто с удивлением обнаруживает, что теперь ему нужно заниматься за инструментом ежедневно, постоянно, систематически, настойчиво. Преодолевать собственную лень – это тоже элемент воспитания воли, это внутренний конфликт, когда «я хочу» вступает в противоречие с «я должен». Когда побеждает последнее – начинает развиваться воля. Но не только выполнение трудоемкой, качественной, сложной, а иногда даже скучной работы за инструментом ведет к воспитанию волевых качеств, но и отказ от любимых и приятных дел или досуга в пользу обязанностей формируют волю. «Весь секрет в том, – писал П.И. Чайковский, – что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься».

Помочь ребенку осознать цель, составить план или режим дня, найти мотивацию для учебной деятельности должны родители и педагоги. «Трудное – это проблема, которая может быть решена сразу или почти сразу. Невозможное – то, что потребует от человека несколько больших затрат времени и сил» – так говорил американский философ Дж. Сантаяна.

По-настоящему и взрослый человек, и ребенок достигает только той цели, которую действительно хочет достичь. Поэтому для развития волевых качеств можно предложить ученику соблюдение следующих условий:

начинать воспитывать в себе привычку преодолевать сначала небольшие трудности, а затем все более сложные; полезным девизом может послужить слово «навстречу!»;

видеть перед собой не только ближайшую цель, но и отдаленную перспективу, рисовать ее в своем воображении и неуклонно идти к ней;

выполнять обдуманное и принятое решение всегда, т.к. регулярное невыполнение своих замыслов и планов ведет к дезорганизации и расхолаживанию воли;

осознавать смысл учебной и творческой работы. Педагог на этом этапе должен помочь понять ребенку свои сильные и слабые стороны, научить критическому взгляду на себя, на свою работу;

развивать навыки самостоятельной работы не только над произведением, но и над организацией своего распорядка дня, т.е. стараться быть во всем дисциплинированным и целеустремленным;

укреплять стрессоустойчивость для успешных публичных выступлений; для этого учиться анализировать, контролировать и правильно организовывать свои эмоциональные и физические ощущения на подготовительном этапе работы; очень важны на этом этапе не только предложенные педагогом полезные упражнения и психотехники, но и его похвала и положительная оценка.
«Я думаю, что, занимаясь художественно-творческой деятельностью, лучше в иные минуты переоценить себя, нежели недооценить, – говорит Е.В. Образцова. – Вера в себя, особенно во время публичного выступления, нужна музыканту больше, чем что-либо другое».

Итак, волевые усилия, так же как понятия мышление, воображение, эмоциональная отзывчивость, креативность – составные качества личности ученика, занимающегося музыкой, но проявляющиеся по-разному в зависимости от жизненных ситуаций и от условий окружения и воспитания каждого конкретного ребенка. Поэтому воля – понятие изменяющееся, способное к развитию. У кого-то она может быть гибкой, податливой, у другого – твердой и решительной, но в любом случае, эта категория всегда останется значимой психологической характеристикой растущего человека.



ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1981 г.

2. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты–XXI век, 2004 г.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989 г.

4. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. – М., 1979 г.

5. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. – М., 1988 г.

6. Юдовина-Гальперина Т. Музыка и вся жизнь. – СПб., 2007 г.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.