Конспект занятия «Советы психолога родителям — развитие волевых качеств дошкольника»

6
0
Материал опубликован 19 May 2017 в группе

Конспект занятия

«Советы психолога родителям – развитие волевых качеств дошкольника»

Задачи:

Активизация внимания родителей о важности развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Дать информацию родителям о способах развития волевых качеств детей.

Место и время проведения:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» города Иваново, помещение группы, ноябрь 2016 года.

Аудитория:

Родители старшей группы.

Предварительная работа:

Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста.

Разработка памяток для родителей.

Провела:

педагог - психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

127» города Иваново. Лежнина Ольга Геннадьевна

«Развитие волевых качеств дошкольника»

Педагог - психолог:

Здравствуйте уважаемые родители. Я рада вас видеть. Тема сегодняшней нашей встречи «Развитие волевых качеств дошкольника».

Начнем мы сегодня с того, что каждый из вас назовет ласковым именем своего ребенка и его черту характера. Расскажите, какие ваши дети.

Ответы родителей:

Машенька добрая, Ромочка веселый, Дашуля серьезная, Катенька упрямая, Олечка ласковая и др.

 

Педагог - психолог:

«Я рада слышать от вас ласковые слова, и думаю, что вы и ваших детей радуете такими комплиментами. Скажите, пожалуйста, что такое воля? (ответы родителей)

Воля – способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

В последнее время показано, что растет число детей с низким уровнем развития волевых качеств, что мешает личностному развитию и социализации ребенка, а в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации, к дисциплинарным требованиям школы.

Я хочу вам представить портрет ребенка с неразвитым самоконтролем:

не дисциплинированный

не соблюдает нормы и обычаи, принятые в коллективе

во время занятий часто вскакивает с места

не может выполнить задание до конца

ребенок мешает другим своим поведением

ребенок не уступает другим.

упрямый, ленивый, несдержанный

Вы хотите видеть своих детей такими?

(Скорее всего, отрицательные ответы родителей)

Как вы думаете, в чем могут быть причины подобных нарушений?

Основные причины подобной ситуации:

отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства»),

гиперопека родителей,

неустойчивый стиль воспитания,

воспитательная неуверенность родителей.

Чаще родители уделяют большое внимание развитию девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее.

 

Педагог - психолог:

А что можно отнести к волевым качествам личности?

Ответы родителей (смелость, ответственность, самостоятельность, и т.д.)

Педагог - психолог:

К волевым относят действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.

Волевые качества личности: выдержка, смелость, энергичность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, терпеливость, решительность.

Воспитание воли — педагогически управляемый процесс. Имеются в виду не специальные упражнения, а тренировка волевых усилий в ходе жизни.

Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример взрослого человека (родителя, педагога). Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления, важность иметь волевые качества.

Хорошие результаты в воспитании воли у детей дают рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм.

Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудностиВ повседневной жизни важна реализация принципа: «Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам!». Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели.

Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца.

Важно, чтобы ребенок учился формулировать свои целиучитывая при этом потребности других людей (не нарушая чужих границ).

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека. Правила, распорядок и алгоритмы помогают проявляться воле. Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления нужна достаточно «жесткая» позиция родителей.

Выполнение обязанностей, соответствующих возрасту:

У каждого члена семьи, в том числе и у ребенка должны быть обязанности по дому. Вместе с ребенком необходимо обсудить, что он сможет выполнить.

Уважаемые родители, а у вашего ребенка есть постоянные обязанности дома? Какие?

(Ответы родителей)

Список обязанностей может быть разным, например:

-убирать за собой игрушки

-убирать за собой вещи в шкаф

-поливать цветы и вытирать пыль

-носить нетяжелые покупки

-заботиться о домашних питомцах

-даже на кухне ваш ребенок может быть помощником-почистить овощи, расставить посуду на стол.

Ежедневное выполнение домашних обязанностей формируют у ребенка волевые качества.

Побольше играйте со своими детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение: лото, классики, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты.


 

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия спортом.


 

Педагог - психолог:

Уважаемые родители я предлагаю вам памятки «советы психолога» - игры для развития волевых качеств дошкольника.


 

С родителями педагог психолог проводит 2 - 3 игры по выбору родителей.


 

«Игры для развития волевых качеств дошкольника»


 

«Графический диктант»

Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.

Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»

Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».

«Палочки и крестики»

Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Правила игры.

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.


 


 


 

«Да и нет»

Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».

Пример вопросов:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь смотреть мультфильмы?

3. Тебе нравится играть?

4. Ты любишь мороженное?

5. Тебя зовут Света? И т. п.


 

«Копирование образца»

Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.

Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.

«Найди букву»

 

Цель: игры этой серии развивают устойчивость и концентрацию внимания и тренируют умение произвольно распределять и переключать внимание.

Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка.
Дайте ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву надо подчеркнуть. Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку. Затем измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву С». 
Ребёнку можно давать тексты из 2 - 3 абзацев.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.