12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лыхина Анна Андреевна192
Россия, Воронежская обл., Воронеж
1

Статья «Развитие информационной компетентности у учащихся начальной школы»

Развитие информационной компетентности у учащихся начальной школы

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития информационной компетентности у учащихся начальной школы. В настоящее время к начальному образованию предъявляются несколько иные требования, чем прежде. В соответствии с ФГОС младшие школьники по итогам обучения должны обладать различными компетенциями.

Ключевые слова: информационная компетентность, школьники, начальные классы.

В настоящее время к начальному образованию предъявляются несколько иные требования, чем прежде. В соответствии с ФГОС младшие школьники по итогам обучения должны обладать различными компетенциями.

В современном обществе умение работать с информацией ценится гораздо выше, чем простое владение большим объемом знаний без умения применять их для решения конкретных учебных, практических и жизненных задач. Поэтому качество образования сейчас все чаще связывают с умениями самостоятельного поиска и получения информации из разных источников, преобразования и оценки полученных сведений, формированием ключевых компетенций, владением различными способами информационной деятельности в реальной жизни, что указывает на необходимость применения компетентностного подхода в образовании.

Значительный вклад в изучение проблемы формирования информационной компетенции младших школьников внесли Л.С. Илюшин, З.У.   Колокольникова, О.Б.  Лобанова, И.В. Мусихина, А.Е. Малых, Д.В. Ставцева, А.В. Судас. З.У.   Колокольникова.

В современном обществе качество образования связывают с умениями самостоятельного поиска и получения информации из разных источников, преобразования и оценки полученных сведений, формированием ключевых компетенций, владением различными способами информационной деятельности в реальной жизни, что указывает на необходимость применения компетентностного подхода в образовании.

Самостоятельное приобретение знаний и умения их применять при решении разнообразных познавательных, практических задач и в повседневной жизни стали главной идеей современного образовательного процесса, который опирается, в начальной школе, в основном, на урок, учебник и учителя.

В настоящее время для обучающегося актуальна разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

В соответствии с ФГОС НОО существующая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального образования

Множество исследований отечественных педагогов и ученых, посвящено изучению компетентностного подхода и проблем формирования ключевых компетенций. Среди них можно выделить следующих: В. А. Болотов, Н. Л. Гончарова, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова, В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и др.

В системе педагогических категорий выделяются новые понятия: компетентность и компетенции. Компетенция – это заданное требование к подготовке, а компетентность – качество человека, основанное на владении компетенцией.

Говоря о компетенциях и компетентности следует отметить их отличия. Компетенция – это круг вопросов, которыми необходимо владеть для осуществлении деятельности в определенной сфере. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией. Компетентность–это совокупность знаний, их наличие у человека, а компетенция—умение использовать эти знания в ходе деятельности.

Компетенция может быть проявлена только в соответствующей ей деятельности и может быть реализована:

а) при наличии соответствующей компетентности;

б) при наличии определенных полномочий и условий включения в соответствующую деятельность.

В соответствии с ФГОС НОО результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Под понятием «ключевая компетенция» подразумевается совокупность знаний, умений и навыков, полученных в образовательном процессе, способствующих эффективному решению задач в условиях окружающего мира.

И. А. Зимняя под информационной компетенцией понимает «способность использовать, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации, как в печатном, так и в электронном виде» [2, с.50].

Информационная компетенция связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами НИТ.

В (ООП) НОО зафиксировано, что в процессе всего обучения в начальной школе на всех предметах формируется умение работать с текстом, как с источником информации и учебником как познавательным инструментом. Подчёркивается необходимость развития читательских действий, как поиска информации, умения выделять нужную для решения практической или учебной задачи информацию, систематизировать её, сопоставлять раннее полученной, проводить операции анализа и обобщения имеющихся в тексте идей и информации, а так же уметь интерпретировать и преобразовывать.

В соответствии с федеральным государственным стандартом начальное формирование и развитие информационной компетенции происходит на всех предметах образовательного цикла. Одной из главных задач современного образования становится создание таких педагогических условий, в которых формирование информационной компетенции будет наиболее эффективным.

Особого внимания заслуживает информационная деятельность учащихся с использованием персонального компьютера или других гаджетов. Заметим сразу, что все эти устройства являются универсальными с точки зрения формирования компонентов информационной компетенции. Они позволяют осуществлять и поиск, и оценку, и преобразование информации. Однако их применение не должно стать самоцелью для учащихся. Важно, чтобы младшие школьники понимали роль и место электронных устройств и воспринимали их лишь как инструмент, оптимизирующий информационную деятельность.

Как видно, суть компетентностного подхода в том, что компоненты информационной компетенции поэлементно интериоризируются младшими школьниками и преобразуются в информационную деятельность учащихся. Именно поэтому в структуре информационной компетенции выделяется еще один компонент - эмпирический, который представлен личным опытом ученика в информационной деятельности. Очевидно, что от широты этого опыта, его позитивности в значительной степени зависит успешность информационной деятельности младших школьников. Для формирования опыта информационной деятельности у младших школьников целесообразно включать их в реальные жизненные ситуации на основе специальных заданий.

Для эффективного формирования и развития информационной компетенции, по мнению Хиленко Т.П., необходимо создать следующий комплекс педагогических условий: непосредственная информатизация самого учебного процесса, учёт принципов гуманизма, а так же индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности, обеспечение субъект - субъектного взаимодействия и дифференцированный подход. В исследованиях таких ученых, как Тришина СВ., Семенова А.Л., Зуевой Т.М., Хиленко Т.П., подчеркивается следующие принципы, необходимы для успешного формирования и развития информационной компетенции: системности, целостности, доступности, открытости, наглядности, самодеятельности, личностного целеполагания, проблемности, метапредметности. Говоря о критериях сформированности информационной компетенции выпускников начального общего образования, необходимо отметить, что они определяются в соответствии с компонентами её формирования [1, с.50].

Прежде всего, мотивационный компонент, включает в себя следующие критерии:

1) готовность к работе с новыми информационно-коммуникационными технологиями;

2) интерес к работе с информацией и осмысление полезности такой работы;

3) понимание сущности информационных процессов.

Познавательный компонент включает в себя следующие критерии:

1) наличие базовых знаний в области ИКТ и способность применения различных видах деятельности;

2) знание и умение использовать разные методы работы с информацией,

3) навыки хранения, анализа, синтеза и систематизации информации;

4) навыки использования различных источников для получения информации.

Критерии деятельностного компонента направлены на использование в самостоятельной и исследовательской деятельности универсальных технических средств:

1) поиска, обработки и хранения информации;

2) демонстрации эффективности и продуктивности информационной деятельности;

3) обработки числовой информации (электронные таблицы, графики).

Итак, формирование информационной компетенции начинается с начальной школы. Процесс формирования информационной компетенции предполагает очень большую самостоятельность в решении возникающих проблем, где меняется форма и взаимодействия учеников с учителями: где учитель уже не выступает для ученика единственным источников информации, а становиться посредником, для получения передачи информации.

Список литературы

Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. – Ростов н/Д: Аркол, 2010. - 386 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Эксперимент и инновации в школе/ 2009 https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.