«Развиваем критическое мышление у учащихся»
Семинар для учителей «Развиваем критическое мышление у учащихся»
Критическое мышление – это способность и стремление оценивать
разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо
обоснованных доказательств.
К.Уейт, К.Таврис
Вступительное слово
Вед. Добрый день! От имени нашего небольшого, но дружного коллектива я благодарю вас за то, что вы нашли время и пришли к нам в гости. Сегодня мы вас приветствуем на нашей сказочной поляне. Здесь произрастёт много новых идей. Потому что здесь собрались люди творческие, инициативные.
Мы постараемся сделать так, чтобы наша сегодняшняя встреча была не только информативной, но и интересной.
Тема нашего семинара: «Развиваем критическое мышление у учащихся» Я надеюсь, что некоторые элементы нашего семинара вам понравятся, и вы сможете их применить на своих уроках.
Итак, давайте познакомимся! Для того, чтобы нам с вами сегодня было комфортно работать и общаться, нам надо познакомиться. Каждый из вас по очереди, называет свое имя и ту информацию о себе, которая вас объединяет (длина волос, цвет глаз, элементы одежды и т.д.). Сигналом того, что вы закончили говорить и передаете слово рядом сидящему человеку, будет – игрушка, сказочный герой, которая является своеобразным символом трудового обучения. Ее сделали воспитанники студии креативного рукоделия «Весёлка», под руководством Контаревой Натальи Юрьевны. Спасибо им за возможность поработать с таким помощником.
Все мы чего-то ожидаем. Это естественно для людей – ожидать. Речь идет не об ожидании автобуса на остановке, а об ожидании реализации каких-то наших планов, желаний, определенного поворота ситуации. Сформулируйте, пожалуйста, чего вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи, напишите эти ожидания на стикере-леписточков сказочного цветочка цветика – семицветика.
Практическая часть
Перед вами на столе разложены фрукты и сладости (муляжи), а также лист бумаги и ручка. Есть и лист, на котором написано «Верю, не верю» (он на понадобиться чуть позже).
Предлагаю вам взять со стола один понравившийся вам десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Смотрим, изучаем.
(участники изучают)
Изучили? Молодцы!
Откладываем десерт. Берем в руки лист и ручку. Вам задание: составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный вами десерт.
(участники пишут)
Достаточно, спасибо.
Теперь, пожалуйста, обведите слово из списка, которое лучше всего описывает вас самих. Выберите одно слово и поясните, почему именно это слово так описывает ваш характер.
(участники объясняют)
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Сейчас мы проведем практически методические приемы для развития критического мышления учащихся.
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Что же принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в наборе методов и приемов, которые направлены на развитие мыслительных навыков учащихся.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия!!!!!!
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
На этой стадии использую такие приемы, как «Верите ли Вы, что…?», «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговая атака» и другие...
Практическая часть.
1. “Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
Отгадай буквы, прочтёшь слово
Буква похожая на месяц.
Звонкий Г, глухой …..
Первая буква в алфавите
Стоит за буквой Ж
Дружит в паре с буквой Г
Третья буква в слове ПРИРОДА
.Игра «Верите ли Вы, что…?»
- Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? | |
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться? | |
- Верите ли вы, что технология критического мышления трудна и недоступна? | |
- Верите ли вы в утверждение, что «все новое – это забытое старое»? | |
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.
На этом этапе используют такие приёмы как: «Синквейн», «Кластер», «Четвертое лишнее » и др.
Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – изумительные детские творения, с которыми знакомятся родители на классных родительских собраниях, выставках. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Результаты участия в конкурсах, выставках позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
“Четвёртое лишнее”.
Упражнение используется на этапе определения темы урока для развития логического мышления. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
1. Корова, медведь, лиса, заяц.
2. Дуремар, Мальвина, Петушок, Пьеро.
3. Ромашка. Василёк. Дюймовочка. Сирень
4. Машина, самолет, автобус, троллейбус.
5.Яблоко, персик, огурец, груша.
Использую анаграммы на этапе изучения нового материала для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.
Анаграммы.
Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите нужное слово.
Например: НОЛС - слон, ОРУК – урок, РАУССТ – страус, - РАЖИФ – жираф
“Развиваем логику”
По определению назови слово:
- водяная, зелёная, квакающая;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
Задание для всех участников:
Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.
Правила написания синквейна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах(двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строка – эта фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать.
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия__________________________________________________
Чувство (фраза)____________________________________________
Повторение сути___________________________________________
Каникулы.
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь – не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение.
Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Нет предела совершенству и фонтану
Идей.
составьте синквейн по теме «Технология развития критического мышления» (задание выполняется в парах или группах. Участники читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструментом для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и информации).
Сказка
Волшебная, бытовая
Читать, пересказывать, учить
Сказка ложь да в ней намек
А сейчас я хотела бы предложить вам составить кластер по этапам урока, проведенного по технологии критического мышления и используемых методов:
Творческие вопросы. Многие считают, что творчество – удел избранных, весьма ошибаются. Творить – значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать, вышивать или строить замки. Нет, творчество – это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно не творческим человеком.
Задавая творческие вопросы, можно изменить течение урока. Дело в том, что фантазия по определение не бывает правильной или неправильной – каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и наши! Разумеется в своей области мы – эксперты, но в мире предложений и вымыслов, каждый сам себе специалист.
Творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Благодаря творчеству мы, используя не большие условия, достигаем впечатляющих результатов.
Пример: Что будет, если я к красному платью одену белый шарфик, а потом белые туфли и браслет?
Практические вопросы, требуют от учащихся каких то действий.
Пример: Как мы можем изменить юбку прямого покроя?
Разминка
Мы с вами очень хорошо поработали и немножко устали. Лучший отдых – это смена деятельности. Давайте сделаем небольшую разминку. Ее можно делать как сидя, так и стоя – как вам удобно. Итак, сядьте удобно, свободно и повторяйте за мной.
– Как живешь?
– Вот так! (Показ большого пальца.)
– Как идешь?
– Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
– А бежишь?
– Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Руки под щеку и положить на них голову.)
– Как берешь?
– Вот так!
– А даешь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.)
– А грозишь?
– Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу)
А дальше, если вы будете использовать эту считалочку на уроках, можете продолжить ее по своему усмотрению.
Третий этап «Рефлексия»
На этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы, как эссе, метод 6 шляп, «Продолжи фразу»
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о нашем занятии, опираясь на метод «Шесть шляп».
1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события).
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).
6.Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
6 шляп критического мишления
Белая шляпа. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этом произведении (книге)?», Перечислите героев романа» и т.д.
Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например:
Чёрная шляпа. Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить , что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серия занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Например:
Зелёная шляпа. Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле. Старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо всё время работы разделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Приложение 1 (Сказка «Репка» от шести шляп)
Подведение итогов. Рефлексия
Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия».
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках | |
да | Нет |
Пошаговое выполнение:
— заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса заголовка;
- обменяйтесь мнениями со своими коллегами;
- используя их аргументы, которые кажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы;
Рецепт применения критического мышления на уроках
Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. Непременно добавьте в каждый свой урок:
12 порций мудрости,
11 порций терпения,
10 порций храбрости,
9 порций работоспособности,
8 порций оптимизма,
7 порций преданности своёму делу,
6 порций вольнодумия и свободомыслия,
5 порций доброты,
4 порции отдыха и заботы о здоровье,
3 порции юмора,
2 порции такта,
1 порцию веры в каждого своего ученика.
Для того чтобы придать остроты и сладости вашему уроку, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте всё хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте всё энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте всё блюдо улыбками, изюминками и веточками радости.
Следуйте чётко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждой своей творческой работы
Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги!
Аппетита к учительскому труду и творчеству!
Поляков Александр Васильевич
Куликова Ирина Геннадьевна
Ванярха Светлана Витальевна