Критическое мышление в школе
Технология критического мышления
При переходе на новые федеральные государственные стандарты существенные изменения происходят в образовательном процессе: основополагающим становится развивающее обучение, в системе организации традиционная классно-урочная уступает место блочно-модульной, лекционно-семинарской, индивидуальной, используются более эффективные технологии: проектная, критическое мышление, дебаты, учебное исследование. Обязательное условие современного преподавания предмета – метапредметные результаты реализации основной образовательной программы, которые предполагают наличие умений у учащихся: умение самостоятельно определять цели своего обучения и пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля и самооценки. Касаемо уроков русского языка метапредметными результатами реализации образовательной программы должны быть сформированы умения отбирать главное в море информации, создавать обобщения, применять и образовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение.
Ещё один существенный момент – предметное содержание перестаёт быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер, значительно усиливается воспитательная функция. Как учителю-словеснику, мне импонирует такое положение, над которым необходимо работать каждому педагогу: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно это положение ФГОС, на мой взгляд, даёт простор для творчества учителя. Покажу на примере своей педагогической деятельности, как пытаюсь это реализовать в практике работы.
На уроках русского языка последнее время активно использую технологию критического мышления.
Этапы технологии критического мышления (авторы технологии – американцы, в основе технологии – исследовательские работы Выготского) позволяют чётко организовать работу класса с опорой на самостоятельное решение ряда задач. На примере урока развития речи в 5 классе «Сочинение по картине К.Васильева «Русалка»» постараюсь рассмотреть рабочие моменты данной технологии.
1. Стадия вызова.
Перед введением нового понятия предлагается высказать своё мнение о нём в течение 1 минуты. Высказывания не комментируются, а записываются на доске, образуя кластер, который называется «пучок». Стадию вызова предваряем просмотром фильма «В подводном мире».
2. Приём проблемного ввода, который позволяет выявить противоречия между имеющимися знаниями и областью незнаний демонстрирует следующий вопрос.
- Как выглядит Русалка в литературных произведениях?
И далее предлагаем прослушать отрывки из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» и выдержки «Из народных преданий».
Благодаря прослушанным фрагментам образ Русалки в представлении учащихся получит дополнительные смысловые оттенки.
«Сама такая вся беленькая, светленькая сидит…перестала смеяться, да вдруг как заплачет», «зелёными волосами глаза утирает».
(«Бежин луг»)
Из высказываний ребят:
«Русалочка в сказке Андерсена очень похожа на простую девушку, которая умеет любить, способна жертвовать жизнью ради счастья любимого человека. Она добрая и верная».
- Этап осмысления предполагает сравнительно-сопоставительный анализ понятий, составление понятийной цепочки и плавно переходит в наблюдение.
Перед учащимися картина К.Васильева «Русалка». Приподнимается полотно, до сих пор скрывавшее картину. Дети в течение 5-7 минут рассматривают главный персонаж – Русалку. Просмотр картины сопровождается музыкальным произведением Де Бюсси «Лунный свет».
- Этап рефлексии предполагает самостоятельное наблюдение картины и выход на объективное понимание образа Русалки.
Итогом такой работы будет составление синквейна. А на втором уроке – написание сочинения-описания по картине К.Васильева «Русалка».
Синквейн
- Русалка. 3. Поёт, плачет, манит.
2 Красивая, печальная. 4. Завораживает красотой и губит человека. 5. Колдунья.
На уроках повторения (обобщения) материала уместно использовать такой приём, как составление алгоритма на стадии вызова.
Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие»» 7 класс.
Алгоритм
- Суффиксы деепричастий: а - я, вши – ши.
- Вопросы деепричастия: что делая? что сделав?
- Относится к глаголу-сказуемому.
- Обозначает добавочное действие.
- Выделяется запятыми.
- Деепричастный оборот = деепричастие + зависимое слово.
На следующем этапе работы – стадии осмысления – учащиеся, используя алгоритм, выполняют задание, связанное с поиском деепричастий и деепричастных оборотов, их графическим обозначением и расстановкой знаков препинания. В конце урока на стадии рефлексии предлагаю комплексный анализ текста.
«Отъезд из замка».
Герцог получил немалое удовольствие пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью. Он полагал, что настоящий, а не мнимый рыцарь странствуя не должен предаваться лени и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.
Попрощавшись со всеми рано утром Дон Кихот облачённый в тяжёлые доспехи предстал на площади перед замком. С галереи недоумевая, еле сдерживаясь от смеха на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные… Восседая на своём ослике Санчо был рад: герцогский управитель вручил ему двести золотых.
Учтиво поклонившись герцогу и всем присутствующим Дон Кихот повернул Росинанта, выехал за ворота в открытое поле говоря: «Со свободой, Санчо, на сравнить никакие сокровища!»
Вариант 1.
- Найти и выписать деепричастия совершенного вида, обозначить суффикс деепричастия
- Найт фразеологизм и определить его синтаксическую роль
- Найти возвратное деепричастие и показать способ его образования
- Найти слово, соответствующее схеме: корень+суффикс+окончаение+ суффикс.
Вариант 2.
- Найти и выписать деепричастие несовершенного вида, обозначить суффикс
- Найти существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую
- Найти причастие и показать способ словообразования
- Найти слово, соответствующее схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс+суффикс.
Каждый из этапов технологии критического мышления важен и ответственен. Учителю необходимо определить для себя 2 – 3 приёма, которые будут работать именно в этом классе и на этом уроке.