Критическое мышление в школе

1
0
Материал опубликован 13 January 2020

Технология критического мышления

При переходе на новые федеральные государственные стандарты существенные изменения происходят в образовательном процессе: основополагающим становится развивающее обучение, в системе организации традиционная классно-урочная уступает место блочно-модульной, лекционно-семинарской, индивидуальной, используются более эффективные технологии: проектная, критическое мышление, дебаты, учебное исследование. Обязательное условие современного преподавания предмета – метапредметные результаты реализации основной образовательной программы, которые предполагают наличие умений у учащихся: умение самостоятельно определять цели своего обучения и пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля и самооценки. Касаемо уроков русского языка метапредметными результатами реализации образовательной программы должны быть сформированы умения отбирать главное в море информации, создавать обобщения, применять и образовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение.

Ещё один существенный момент – предметное содержание перестаёт быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер, значительно усиливается воспитательная функция. Как учителю-словеснику, мне импонирует такое положение, над которым необходимо работать каждому педагогу: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно это положение ФГОС, на мой взгляд, даёт простор для творчества учителя.  Покажу на примере своей педагогической деятельности, как пытаюсь это реализовать в практике работы.

На уроках русского языка последнее время активно использую технологию критического мышления.

Этапы технологии критического мышления (авторы технологии – американцы, в основе технологии – исследовательские работы Выготского) позволяют чётко организовать работу класса с опорой на самостоятельное решение ряда задач. На примере урока развития речи в 5 классе «Сочинение по картине К.Васильева «Русалка»» постараюсь рассмотреть рабочие моменты данной технологии.


 1.  Стадия вызова.

Перед введением нового понятия предлагается высказать своё мнение о нём в течение 1 минуты. Высказывания не комментируются, а записываются на доске, образуя кластер, который называется «пучок». Стадию вызова предваряем просмотром фильма «В подводном мире».


image-20200113130323-1.png 2. Приём проблемного ввода, который позволяет выявить противоречия между имеющимися знаниями и областью незнаний демонстрирует следующий вопрос.

  • Как выглядит Русалка в литературных произведениях?

И далее предлагаем прослушать отрывки из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» и выдержки «Из народных преданий».

Благодаря прослушанным фрагментам образ Русалки в представлении учащихся получит дополнительные смысловые оттенки.

«Сама такая вся беленькая, светленькая сидит…перестала смеяться, да вдруг как заплачет», «зелёными волосами глаза утирает».

                                                                                                               («Бежин луг»)

Из высказываний ребят:

«Русалочка в сказке Андерсена очень похожа на простую девушку, которая умеет любить, способна жертвовать жизнью ради счастья любимого человека. Она добрая и верная».

  1. Этап осмысления предполагает сравнительно-сопоставительный анализ понятий, составление понятийной цепочки и плавно переходит в наблюдение.

Перед учащимися картина К.Васильева «Русалка». Приподнимается полотно, до сих пор скрывавшее картину. Дети в течение 5-7 минут рассматривают главный персонаж – Русалку. Просмотр картины сопровождается музыкальным произведением Де Бюсси «Лунный свет».

  1. Этап рефлексии предполагает самостоятельное наблюдение картины и выход на объективное  понимание образа Русалки.

Итогом такой работы будет составление синквейна. А на втором уроке – написание сочинения-описания по картине К.Васильева «Русалка».

Синквейн

  1. Русалка.                              3. Поёт, плачет, манит.

2     Красивая, печальная.        4. Завораживает красотой и губит человека.   5. Колдунья.  

 

На уроках повторения (обобщения) материала уместно использовать такой приём, как составление алгоритма на стадии вызова.

Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие»» 7 класс.

Алгоритм

  1. Суффиксы деепричастий:  а - я, вши – ши.
  2. Вопросы деепричастия:  что делая? что сделав?
  3. Относится к глаголу-сказуемому.
  4. Обозначает добавочное действие.
  5. Выделяется запятыми.
  6. Деепричастный оборот = деепричастие + зависимое слово.

На следующем этапе работы – стадии осмысления – учащиеся, используя алгоритм, выполняют задание, связанное с поиском деепричастий и деепричастных оборотов, их графическим обозначением и расстановкой знаков препинания. В конце урока на стадии рефлексии предлагаю комплексный анализ текста.

«Отъезд из замка».

Герцог получил немалое удовольствие пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью. Он полагал, что настоящий, а не мнимый рыцарь странствуя не должен предаваться лени и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром Дон Кихот облачённый в тяжёлые доспехи предстал на площади перед замком. С галереи недоумевая, еле сдерживаясь от смеха на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные… Восседая на своём ослике Санчо был рад: герцогский управитель вручил ему двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу и всем присутствующим Дон Кихот повернул Росинанта, выехал за ворота в открытое поле говоря: «Со свободой, Санчо, на сравнить никакие сокровища!»

Вариант 1.

  • Найти и выписать деепричастия совершенного вида, обозначить суффикс деепричастия
  • Найт  фразеологизм и определить его синтаксическую роль
  • Найти возвратное деепричастие и показать способ его образования
  • Найти слово, соответствующее схеме: корень+суффикс+окончаение+ суффикс.

Вариант 2.

  • Найти и выписать деепричастие несовершенного вида, обозначить суффикс
  • Найти существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую
  • Найти причастие и показать способ словообразования
  • Найти слово, соответствующее схеме:                                      приставка+корень+суффикс+суффикс+суффикс.


Каждый из этапов технологии критического мышления важен и ответственен. Учителю необходимо определить для себя 2 – 3 приёма, которые будут работать именно  в этом классе и на этом уроке.











 


Комментарии
Комментариев пока нет.