РАЗВИВАЕМ ЛИЧНОСТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВМЕСТЕ
РАЗВИВАЕМ ЛИЧНОСТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВМЕСТЕ
СорокинаН.М. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»с.БольшаяГлушица
Аннотация. В статье кратко раскрывается понятие личностного потенциала. Описан опыт работы с родителями, направленной на развитие личностного потенциала школьников в рамках полипозиционной модели наставничества.
Ключевые слова. Личностный потенциал; полипозиционное наставничество; воспитание.
«Способности важны, но ещё важнее
способность использовать способности»
Д.А.Леонтьев
Мы живём в быстро меняющемся мире. Для развития общества необходимы постоянные изменения. Школа является связующим звеном между сохранением традиций и распространением новых идей. Современный выпускник должен быть готов ко всем новшествам, быть устойчивым, целеустремлённым, готовым к ответственному выбору. Быстроменяющийся мир является вызовом для образования, требуя, чтобы оно было непрерывным на протяжении всей жизни человека.
По словам А. Г. Асмолова, преадаптация является способом накопления резервного фонда личности в быстро меняющемся и нео определенном мире[1]
Сегодня особенно востребованными оказываются следующие характеристики и качества личности:
Готовность действовать в ситуациях неопределенности и адаптироваться к изменениям;
Способность видеть альтернативные возможности и самостоятельно совершать осознанный выбор;
Ориентация на проявление креативности в поиске нестандартных решений для появляющихся новых задач;
Умение ориентироваться в информационном потоке для достижения поставленных целей;
Осознанность и рефлексивность в отношении своего личностного и профессионального развития;
Способность к установлению конструктивных отношений с окружающими при одновременном учете индивидуальных ценностей и потребностей личности.
Очень важно начиная с первых дней обучения в школе проводить работу, направленную на развитие личностного потенциала школьников. Что же такое личностный потенциал?
Леонтьев Д.А. определяет личностный потенциал как интегральную, системную характеристику личности, которая лежит в основе способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности на фоне давления ситуации и изменения внешних условий.[4]
Такие исследователи как Е.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Т.П.Скрипкина, В.И.Носков выделяют в структуре личностного потенциала два связанных взаимодействующих фактора.
Первый фактор это реальные возможности индивида, которые характеризуют уровень его актуального развития( знания, умения, способности, навыки, интеллектуальные и физические потенции).
Второй фактор- устремления и общая направленность личности, обусловленные системой отношений и представлений индивида о самом себе и окружающем мире, иерархией ценностей и моровоззрения.[3]
Принято выделять 5 составляющих личностного потенциала:
1. Гносеологическая (познавательная). Когнитивные способности у всех развиты по-разному. И потенциал личности довольно сильно зависит от уровня интеллекта и качества восприятия, а также от способности запоминать новую информацию, сохранять приобретенный опыт и применять его в дальнейшем.
2. Аксиологическая (ценностная). Данная составляющая определяется нравственностью, моралью и прочими системами ценностей, которые человек приобретает в процессе взросления и социализации.
3. Творческая. Сюда входят навыки и способности, позволяющие находить нестандартные решения, создавать, изобретать, критически осмысливать ситуацию, генерировать и реализовывать идеи.
4. Художественная. Это часть творческих способностей, связанная с чувством вкуса, умением создавать художественные и иные произведения искусства или просто делать красивые вещи, нравящиеся другим людям.
5. Коммуникативная. Эта составляющая подразумевает высокий уровень социального интеллекта, который позволяет человеку устанавливать контакты и добиваться взаимопонимания с другими людьми.[2]
В школах осознают, насколько важно помогать ученикам в самореализации и самоопределении, создавать возможности для реализации личных интересов, но при конструктивном взаимодействии с окружающими. Однако эта помощь будет не полноценной без участия родителей.
Взаимодействие школы и семьи всегда было и остается приоритетным направлением в вопросах воспитания и обучения детей.
Семья – это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.
В нашей школе работа с родителями начинается с первого класса. Очень важно на начальном этапе обучения создать ту модель взаимоотношения между учителем и родителями, которая будет положительно влиять на развитие личности ребёнка.
Начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе, проводится работа, направленная на адаптацию ребёнка, а затем и его социализацию. Чтобы это процесс прошёл для первоклассника быстрее и безболезненнее психолог и педагоги школы проводят с родителями тренинги, групповые и индивидуальные консультации, которые помогают выработать единый стиль поведения и общения с младшими школьниками.
Все мероприятия, которые проводятся в школе, являются звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды.
Важно понимать, что дети копируют модель поведения со взрослых: привычки, образ жизни, увлечения. Наша задача- показать на собственном примере правильный вектор развития. Помочь разглядеть те или иные способности в ребёнке, дать толчок к их развитию.
Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности.
В нашей школе создана полипозиционная система наставничества, способствующая формированию ценности сотрудничества всех участников образовательных отношений, накоплен практический опыт взаимодействия с общественными организациями и родителями.
Выстроенные тесные, гармоничные отношения с социальными партнерами, социумом, чёткая ориентированность образовательных целей на социальный заказ, скорректированные традиции, концепции педагогической работы, в соответствии с проблематикой времени обеспечат сохранность контингента обучающихся.
Наставничество способствует соорганизации и соуправлению жизнедеятельности школы на основе совместно выработанных норм, развитию профессиональных компетенций, личностных качеств, коммуникативных и управленческий умений, организации взаимодействия всех участников образовательных отношений и рост образовательной и социальной активности.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» определяет существенную роль родителей в обучении и воспитании. Они выступают в качестве наставников и призваны передать подрастающему поколению свой жизненный опыт. Выступая в качестве активных субъектов образовательно-воспитательного процесса, родители в школе могут заниматься различной активной деятельностью. Самое важное – в работе с родителями использовать в единстве все виды воспитательного воздействия – открытое и незаметное, прямое и опосредованное, использовать творчески – конкретные многообразные приемы. Важно найти формы родительского участия в делах школы, перейти от разового посещения внешкольных мероприятий к созданию системы взаимодействия с родителями и общественностью, использовать жизненный опыт различных поколений в воспитании подростков.
Родительское самоуправление в ГБОУ СОШ №» «ОЦ» с.Большая Глушица, общешкольным родительским комитетом и родительским клубом «Алые паруса». Клуб объединяет активных творческих родителей различных профессий и возрастов.
Родители выступают в роли наставников отрядов детских школьных объединений, которые предполагают выдвижение инициативы проведения творческих дел, участие в обсуждении текущих вопросов совместно с детскими отрядами, непосредственная деятельность по профилю работы. Участвуют в совместном планировании мероприятий Объединений, решают финансовые вопросы и привлекают спонсоров, обеспечивают взаимодействие с организациями. Помогают с организацией и проведением самостоятельных спортивных, интеллектуальных, музыкальных мероприятий, проводят тематические круглые столы, мастер-классы.
Эта работа создаёт условия для личностного роста детей и родителей, что благотворно отражается в воспитательном и образовательном процессе в школе.
В результате работы с наставниками, школа является образовательной средой способствующей активному продуктивному взаимодействию участников образовательного процесса, развитию их личностного потенциала. Школа предоставляет возможность делать выбор, использовать ресурсы, способствующие достижению целей и жизнестойкости. За счет создания личностно-развивающей образовательной среды достигается новое качество жизни всех участников образовательного процесса. Обеспечивается развитие у обучающихся необходимых в современном обществе качеств, таких как креативность, коммуникативность, кооперация, критическое мышление и т.д.
Полипозиционное наставничество обеспечивает:
1. высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся;
2. готовность выпускников к дальнейшему обучению, достижение выпускниками школы высокого уровня коммуникативной компетентности и развитого эмоционального интеллекта;
3. развитие и культивирование школьных традиций, отстаивание яркой индивидуальности школы;
4. педагоги, дети и родители демонстрируют доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимают чувства других, сопереживают;
5. дети и взрослые включаются в соорганизацию и соуправление жизнедеятельностью школы на основе совместно вырабатываемых норм и проведения фестивалей, коллективно- творческих дел
6. обеспечивается рост образовательной активности родителей.
Совместная деятельность родителей, детей и школы, позволяет качественно изменить образовательный процесс, а взаимодействие с другими субъектами помогает школе формировать компетенции обучающихся, в том числе способствует адаптации выпускников в социуме, облегчает знакомство с социальными моделями, обеспечивает профориентацию, развивает жизненные навыки, формирует установки ответственного и нравственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность школьников, когда каждый может найти себе дело по интересам.
Практика наставничества в воспитательной работе с учащимися приоритетна в воспитании подрастающего поколения. Роль наставничества в образовании в сфере культуры и искусства действенна и приносит высокие результаты в выполнении образовательных и воспитательных задач учебной программы, в соответствии с главной целью ФГОС нового поколения.
Список литературы:
Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. – М.: Акрополь, 2018 – С. 81–104.
А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева. Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2011. - 679 с.
Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. Основы профориентологии: учебн. пособие для вузов/.М.:Высш.шк., 2005., -159с.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл,1993.-43с.