Развивающая кинезиологическая программа по дополнительному образованию «Умные движения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ТЕРЕМОК»
ПРИНЯТА Решением педагогического совета МБДОУ детский сад «Теремок» протокол №____ от «____»__________ 2022г. |
|
Развивающая кинезиологическая программа
по дополнительному образованию
УМНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Автор-составитель:
Учитель-логопед Чагина С.В.
Коноша
2022 год
Содержание программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1.Пояснительная записка. | 3 |
1.1.1.Цели и задачи программы. | 3 |
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы. | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения программы. | 4 |
1.3. Актуальность и новизна программы. | 4 |
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Характеристика направлений кинезиотерапии, используемых в коррекционной деятельности. | 7 |
2.2. Учебно-тематический план. | 8 |
2.3. Перспективный план занятий. | 9 |
Ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Технология проведения комплексов упражнений. | 17 |
3.2. Методики определения уровня развития межполушарного взаимодействия. | 18 |
3.3. Методическое сопровождение. Приложения. | 22 |
3.4.Список литературы. | 23 |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Программа по образовательной кинезиологии разработана в соответствии с документами:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 введен в действие с 1 марта 2021г. Москва. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа рассчитана на 1 учебный год и состоит из комплексов упражнений на каждый месяц. В начале каждого месяца педагог постепенно разучивает с детьми новые упражнения. Упражнения добавляются по мере усвоения предыдущего. Для достижения программных задач все комплексы проводятся в интересной, привлекательной для дошкольников форме. Создаваемый педагогом доброжелательный эмоциональный фон способствует более быстрому освоению комплекса упражнений, что является необходимым условием эффективности учебной и игровой деятельности детей дошкольного возраста. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 15 до 20 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений составляет один месяц. Воспитатели в формате коррекционного часа закрепляют с детьми выполнение упражнений. На выходные упражнения даются родителям для ознакомления и закрепления.
Срок реализации программы: сентябрь - май
Целевая аудитория: дошкольники 5 - 7 лет с ТНР, ЗПР посещающие группу компенсирующей направленности.
Форма и режим занятий.
Форма организации деятельности воспитанников: подгрупповая и индивидуальная.
Режим проведения: подгрупповое занятие - среда 10.40-11.00, индивидуальное – 4 раза в неделю: понедельник, вторник, четверг, пятница, согласно сетке занятий каждого ребенка.
Цели и задачи программы.
Цель: Развитие и коррекция ВПФ у дошкольников, с помощью кинезиологических упражнений и балансировочной доски Бильгоу.
Задачи:
Развивать у дошкольников межполушарные связи с помощью специальных игр и упражнений;
Повысить способность к произвольному контролю;
Снизить утомляемость у детей.
Принципы и подходы к формированию программы.
В Основе разработанной системы данной программы лежат следующие принципы:
Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и обучения
Постепенное усложнение обучающей задачи, увеличение объема и наращивание темпа выполнения заданий;
Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
Органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка
Единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации данной программы создаются условия, способствующие интеграции связей полушарий, что помогает установлению дружеских контактов и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий.
1.2. Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения у дошкольников:
улучшится память и концентрация внимания;
разовьются межполушарные взаимосвязи;
снизится утомляемость;
повысится способность к произвольному контролю;
активизируются интеллектуальные и познавательные процессы.
Данные результаты фиксируются по итогам нейропсихологической диагностики.
1.3. Актуальность, новизна программы.
Актуальность программы.
В системе дошкольного образования наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, в данном случае с логопедией. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания, благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног, когда образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой, и координация мозга и тела в целом. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется! Оба полушария начинают работать без связи! У детей нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей. Положительное влияние нейропсихологии на коррекцию речи доказано в научных работах А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Л.С. Выготского, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Е.Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема развития ребенка не является изолированной.
Тяжелые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Источниками речевого развития являются: сенсомоторные координации, ритмология и вокализация, обогащенная сенсорная среда, сформированные пространственные представления, постоянное активное коммуникативное взаимодействие ребенка со взрослым окружением. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения. Источник: http://logoportal.ru/statya-17611.html.
У дошкольников с ТНР, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Не могут осознать и выполнить сложную инструкцию. Так как внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребенок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребенку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование. И в школу уже приходят дети, которые не могут освоить чтение и письмо.
Новизна
В Настоящее время происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в образовательной практике. Требования ФГОС ДО предполагают изучение и внедрение в
образовательную среду дошкольного учреждения новых технологий работы с маленькими детьми. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную
необходимость в дальнейшем развитии природосообразных технологий и психологического сопровождения процесса воспитания, развития и обучения. Таковой является технология
кинезиологических упражнений, которые основаны на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций.
Основой разработки данной программы послужили публикации Семенович А.В., работы Сиротюк А.Л., книга Карла Ханнафорд «Мудрое движение» и программа мозжечковой стимуляции Фрэнка Бильгоу. Эти авторы отмечают, что применение кинезиологических упражнений и балансировочной доски создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, имеет накопительный характер и дает возможность развитию ВПФ, формирования потенциала психофизического здоровья и достаточный уровень готовности к обучению в школе.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика направлений кинезиотерапии, используемых в коррекционной деятельности.
Корригирующие позы. В ходе этого направления происходит создание стойких поз, необходимых для коррекции. Длительное по времени удержание нужной позы способствует выработке ее в дальнейшем самостоятельно.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.
Упражнения, активизирующие внимание. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Организуя двигательную сферу, педагог формируют у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действии, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.
Игровая деятельность. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в кинезотерапию. Р.И. Евдокимова, О.Р. Костенко, П.Е. Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дети легко поддаются воздействию посредством игр. Но из-за психофизических особенностей детей с общим недоразвитием им не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, быстроты и сложной координации.
Музыкально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения. Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
Упражнения на балансировочной доске улучшают равновесие, координацию, ловкость.
Заключительные упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Используют: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию.
2.2. Учебно-тематический план.
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки. Автор Логинова Г.П. Коррекция динамического праксиса. I блок упражнений. | 3 |
2 | Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки. Автор Логинова Г.П. Коррекция динамического праксиса. II, III, IV блок упражнений. | 4 |
3 | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. | 3 |
4 | Комплекс упражнений на развитие творческих способностей у детей. Авторы: В.Д. Еремеева Т.П. Хризман | 4 |
5 | Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия без фиксации взгляда на «Х» с музыкальным сопровождением. | 3 |
6 | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. | 4 |
7 | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. | 5 |
8 | Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия без фиксации взгляда на «Х». | 4 |
9 | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. | 2 |
Всего | 32 |
2.3. Перспективный план занятий.
Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, правого полушария головного мозга, межполушарного взаимодействия | |
Сентябрь | Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки Коррекция динамического праксиса I блок упражнений. «Пальчик» (указат. палец) Задача – выработать автоматизм. Музыкально-ритмическая игра с ложками «Овощи» https://zen.yandex.ru/video/watch/5ef19c8e2594e8058a7c3562 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук, автор Оксана Канаева. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Используются на индивидуальных занятиях. Учитель-логопед индивидуально подбирает карточки к занятию (см. Приложения 2), в зависимости от коррекции и усвоения детьми исправленных звуков. Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Научиться вставать на доску. Научиться слезать с доски. Научиться удерживать равновесие, руки в стороны. Научиться удерживать равновесие, держа мяч двумя руками. |
Октябрь | II блок упражнений. 1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок. III блок упражнений. 1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются. IV блок упражнений. 1. "Солнышко" - расставлены пальцы от себя. «Зайчик», «коза», «Лиса». Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: указательный и средний («заячьи ушки»), указательный и мизинец («козьи рожки»), безымянный и мизинец («лисьи ушки»), большой и мизинец («телефон») и т.п. Сначала левой, потом правой рукой, затем обеими руками вместе(одновременно) *Это же упражнение выполняется по очереди: то одной, то другой рукой в быстром темпе. Например, правой – «зайчик», левая в это время свободно сжата; затем левой «лиса», правая свободна. «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно. Музыкально-ритмическая игра с палочками. https://zen.yandex.ru/video/watch/62457c0a9b7322603c487874?t=4 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук, автор Оксана Канаева. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Используются на индивидуальных занятиях. Учитель-логопед индивидуально подбирает карточки к занятию (см. Приложения 2), в зависимости от коррекции и усвоения детьми исправленных звуков. Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Стоя на доске, бросать двумя руками мяч педагогу в руки. Стоя на доске, ловить мяч двумя руками. Стоя на доске, ударяем мяч об пол двумя руками. Стоя на доске, удерживаем равновесие с закрытыми глазами. Стоя на доске, бросаем мяч в корзину, которая стоит на полу. |
Ноябрь | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. 1. "Бинокль" – пальцы собраны «Яблоко-большой палец в кулаке; червяк-большой палец вверх, остальные пальцы в кулаке». «Яблоко-червяк». 2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает. 3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся. 4. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки. 5. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку. (Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком). Музыкально-ритмическая игра с палочками. https://zen.yandex.ru/video/watch/6234a892b6488c0db66994b5?t=4 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук, автор Оксана Канаева. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Используются на индивидуальных занятиях. Учитель-логопед индивидуально подбирает карточки к занятию (см. Приложения 2), в зависимости от коррекции и усвоения детьми исправленных звуков. Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук. Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч. Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками. Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук. |
Декабрь | Комплекс упражнений на развитие творческих способностей у детей Р азвитие правого полушария головного мозга 1. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо. 2 . "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками. 3. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз: Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь). 5. «Похлопали – погладили». По животу гладим по часовой стрелке, по голове аккуратно прихлопываем. 6. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять. Мы играли в ладушки - Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. Музыкально-ритмическая игра «Два счастливых башмака» https://zen.yandex.ru/video/watch/6236e3068d70de4bf0a692cf?t=2 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук, автор Оксана Канаева. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Используются на индивидуальных занятиях. Учитель-логопед индивидуально подбирает карточки к занятию (см. Приложения 2), в зависимости от коррекции и усвоения детьми исправленных звуков. Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Стоя на доске, наклониться вперед, взять предмет с пола и выпрямиться. Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета. Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог (слово), например, «МА», опускаем руки, произносим «МЫ». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «ШУБА», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «ШАЙБА». Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие. |
Январь | Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия без фиксации взгляда на «Х» с музыкальным сопровождением. I комплекс 1. «Перекрестное марширование». 2. «Прыжки на месте». 3. «Парад». 4. «Змейка». 5. «Лабиринт». Музыкально-ритмическая игра «Гвоздь и молоток» https://zen.yandex.ru/video/watch/6231c7272c1b543587b6b893?rid=202205981.96.1655648029937.86033&t=3 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук, автор Оксана Канаева. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Используются на индивидуальных занятиях. Учитель-логопед индивидуально подбирает карточки к занятию (см. Приложения 2), в зависимости от коррекции и усвоения детьми исправленных звуков. Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри. Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями. Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог (слово, чистоговорку, скороговорку) с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой. Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками. |
Февраль | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. 1. «Мельница». Предложить ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем – правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное. («Весёлые танцы» трек 5) 2. «Прыжки». Ноги врозь и ноги вместе; Ноги врозь и ноги перекрещены – поочередно правая и левая нога впереди; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой; 3. «Цыганочка». Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и.п. Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки, при этом согнутая в колене правая нога отводится назад. Вернуться в и.п. Повторить упражнение, но для левой руки и правого колена, правой руки и левой пятки. Весь цикл выполняется 3 раза. («Весёлые танцы» трек 14) Музыкально-ритмическая игра «Строим дом» https://zen.yandex.ru/video/watch/6231caab734fbd628def3912?t=1 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу. Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук. Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова. Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове. |
Март | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. 1. «Руки - ноги». 2. «Перекрестное марширование». 3. «Крючки» Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках. Речевое сопровождение: Давайте, люди. Дружить друг с другом, Как птицы с небом, Как ветер с лугом, Как парус с морем, Трава с дождями, Как дружит солнце, Со всеми нами. Музыкально-ритмическая игра «Старинные часы» https://zen.yandex.ru/video/watch/6205164f3811e6738e1916e2?t=3 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук, автор Оксана Канаева. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Используются на индивидуальных занятиях. Учитель-логопед индивидуально подбирает карточки к занятию (см. Приложения 2), в зависимости от коррекции и усвоения детьми исправленных звуков. Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча. Подбрасывать и ловить мячик разными руками. Побрасывать и ловить с хлопками. Подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно. Отбивать мячик ракеткой, планкой. Бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния. |
Апрель | Комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия с фиксацией взгляда на «Х» Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде буквы «Х». Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя пи этом следующие упражнения. 1. «Марш на месте» Стоя поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене. Кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же справой ногой и левой рукой. Повторить упражнение по 7 раз с каждой ногой. 2. «Паровозик». Правую руку положить на левое плечо одновременно делая 10-12 мелких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение. 3. «Прекрасное марширование». Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Сделать 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра – руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. Смотреть при этом на пересечение линий буквы «Х». Упражнение повторять 7 раз по 7 раз. 4. «Мельница». Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Это движение сопровождается вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию». Время упражнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. 5. «Перекрест». Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем перекрестом. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным, равномерным. Необходимо в течение 45 сек смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 сек взгляд переводится на светлый фон. С появлением образа глаза закрываются, а перекрест медленно переносится в область лба, затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяется 3 раза и служит для проверки включения работы правого полушария. Музыкально-ритмическая игра «Веселая лягушка» https://zen.yandex.ru/video/watch/623093804740b05a9dfa3424?t=18 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча. Подбрасывать и ловить мячик разными руками. Побрасывать и ловить с хлопками. Подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно. Отбивать мячик ракеткой, планкой. Бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния. |
Май | Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек. 1. «Цепочка». Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики. Речевое сопровождение: Хоть и вредный мухомор, Я его не трону. Вдруг понадобиться он Жителю лесному. 2. «Колено-локоть». Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. 3. «Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза. Словесно-ритмическая игра «Тук-тук, оп!» https://zen.yandex.ru/video/watch/60fe8ffd8dd367484fd0c307?t=8 Релаксация. ИНДИВИДУАЛЬНО: Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук, автор Оксана Канаева. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Используются на индивидуальных занятиях. Учитель-логопед индивидуально подбирает карточки к занятию (см. Приложения 2), в зависимости от коррекции и усвоения детьми исправленных звуков. Балансировочная доска. Индивидуально с каждым ребенком. Упражнение с цветной планкой. Отбивать мяч - маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога. Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой. Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке. Задание сбей предмет, попади в цель, кольцеброс. |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Технология проведения каждого комплекса упражнений.
Кинезиологические упражнения выполняются детьми в подгруппе в каждую среду в утреннее время. Также предлагаемый программный материал включается в процесс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда, воспитателей группы и родителями после дополнительной консультации учителя-логопеда. Упражнения, могут быть использованы педагогами во время физкультминуток, при необходимости сосредоточить внимание в процессе учебной деятельности. Занятия проводят педагоги в доброжелательной, спокойной обстановке. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днем упражнения могут усложняться, объем упражнений увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя
психоэмоциональное состояние.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- упражнения проводятся утром или днем;
- упражнения проводятся ежедневно;
- упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность проведения упражнений по одному комплексу составляет один месяц.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
• ускорение темпа выполнения;
• выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами
(исключение речевого и зрительного контроля);
• подключение движений глаз и языка к движениям рук;
Упражнения на балансировочной доске можно выполнять, закрепляя речевой материал. Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.
С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата
3.2. Методики определения уровня развития межполушарного взаимодействия.
Наиболее точным приемом определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика: электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр» (автор проф. Ю.А. Цагарелли).
1. Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяет движение или делает большие паузы между ними. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
Степень сохранности премоторной зоны
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность-движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
3. Проба на пальцевый гнозис и праксис
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; («коза»)
2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:
поза не выполнена — 1 балл;
поза воспроизведена не точно — 0,5 баллов;
замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл;
поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с — 2 балла;
поиск нужных движений продолжается более 30 с — 3 балла.
Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А.Р. Лурия). Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.
4. Исследование орального праксиса
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) высунуть язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению.
Оценки:
Невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл. Неточно выполненное движение — 0,25 балла. Наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу. Асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.
Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).
5. Речевой вариант пробы Хеда
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.
6. Ритмы. Исследование сукцессивных функций
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:
Простые ритмы — || |, 11|. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.
Более сложные ритмы — || |, 11|, || 11, 111|, 11||.
Сложные ритмы —1|| 11,11| ||, 11|| |, || ||| |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания.
Для детей старше 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии. (Источник: Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. − М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.)
3.3. Методическое сопровождение. Приложения.
1.Альбомы практических заданий «Автоматизация звуков с движениями на межполушарное развитие». https://vk.com/wall-184247526_27
2. Картотека «Автоматизация с переключением и сменой поз руки». https://vk.cc/aBXAZU ; https://vk.com/wall-165852117_34356 .
2. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек.
3.Логопедические нейрокарточки «Различаем звуки» с переключением позы рук. Пособие предназначено для детей 4-10лет. Автор пособия Оксана Канаева. https://detsad34-kyzyl.rtyva.ru/wpcontent/uploads
3.4. Список литературы:
1. Карла Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ.М., 1999г. «Восхождение».
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М: Просвещение, 2008.
Нестерюк Т. , Школа А. Гимнастика маленьких волшебников. - М.: «ДТД» 1991г.
Переломова Н. Ключевые компетенции в образовании: современный подход //Наука и практика воспитания и дополнительного образования.- 2007.-№1.- с.З;
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. - М.: Генезис, 2005г.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007г.
Сиротюк А.Л Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2001
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.:ТЦ Сфера, 2003
Бочарова С.В. Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, правого полушария головного мозга, межполушарного взаимодействия.
Логинова Г.П. Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки.
http://logoportal.ru/statya-17611.html.
24