Развивающая программа вокально-ритмического кружка «Музыкальная радуга»
Содержание программы:
Пояснительная записка стр.3-4
Список детей стр. 5
I. Цели и задачи стр.6-8
II. Методы и приёмы стр. 8-9
III. Ожидаемые результаты стр. 11
IV. Характеристика разделов программы « Музыкальная радуга» стр. 12
4.1. Пальчиковые игры стр. 13-17
4.2. Пение стр. 18-23
4.3. Дыхательная гимнастика стр. 24 – 27
4.4. Игротанцы стр. 28 – 31
V. Планирование стр. 32
5.1. Перспективный план кружка « Музыкальная радуга» стр. 32 – 36
5.2. Календарный план стр. 37 – 44
VI. Список литературы стр. 45
Пояснительная записка.
«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение, танцевальные движения, всегда вызывают у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, воспитанию духовного мира, формированию личности.
Развивающая программа вокально-ритмического кружка «Музыкальная радуга» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста рассчитана на один год. В программе представлены основные два раздела: пение и игротанец. Особое внимание уделено такому виду деятельности, как развитие вокально-хоровых навыков у детей, дыхательной гимнастике, способствующей формированию певческих умений, так как пение это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, правильное дыхание.
Игротанец – один из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных видов деятельности. Доступность этого вида основывается на простых танцевальных движениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в композицию, но и образными движениями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Очень важно после танцевальной композиции выполнять дыхательные упражнения. Они помогут детям расслабиться, восстановить организм после эмоционального возбуждения и физической нагрузки, регулировать процесс дыхания. Концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
И, конечно же, хочется отметить, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.
С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на организм.
Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
I ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Основная цель:
Укрепление здоровья, развитие музыкальных способностей средствами музыки, вокально-хорового пения, движений, формирование разнообразных качеств личности.
Исходя из целей предусматривается решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
- формировать правильную осанку;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
2. Развивать вокально- хоровые навыки у детей:
- формировать у детей певческие умения и навыки,
способствующие выразительному исполнению;
- развивать музыкальный слух, голос, формируя естественное
детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон;
- помогать проявлению творческих способностей,
самостоятельному использованию знакомых песен,
хороводах, исполнять песни в сопровождении и без
сопровождения инструмента;
3. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- развивать мышечную силу, гибкость,
двигательных качеств и умений;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха,
памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки выразительности, пластичности,
грациозности и изящества движений, развивать ручную
умелость и мелкую моторику.
4. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
- развивать воображение, мышление, находчивость и
познавательную активность, расширять кругозор;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- воспитывать умения эмоционального выражения,
раскрепощенности и творчества в движениях;
5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и
животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения;
- формирование чувства такта и культурных привычек в
процессе группового общения с детьми и взрослыми.
При распределении разделов программы учитывались физические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Образовательная деятельность проводится один раз в неделю, продолжительностью 40 минут, из расчета 33 ч в год.
Сетка часов
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Работа над песней и выразительностью пения |
10 часов |
2 |
Дыхательные упражнения и вокальная гимнастика |
5 часов |
3 |
Вокально – артикуляционные упражнения |
5 часов |
4 |
Пальчиковые игры и упражнения |
5 часов |
5 |
Игротанцы |
10 часов |
II Методы в достижении результативности:
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов кружка осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Программа вокально – ритмической студии «Музыкальная радуга» способствует достижению следующих результатов:
Индивидуальное и хоровое пение:
- умеет правильно интонировать мелодию;
-умеет различать и исполнять звуки по высоте;
- умеет пользоваться дыханием: брать дыхание перед началом песни, между фразами и удерживать до конца фразы;
- умеет петь в ансамбле, слышать себя и других в ансамбле;
- умеет петь, соблюдая и передавая голосом средства музыкальной выразительности;
- имеет четкую дикцию;
- доброжелательно относится к содержанию песни;
- умеет пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно;
- охотно участвует в концертных выступлениях;
- стремиться вызвать эмоциональные реакции у зрителей;
- уверенно держится на сцене;
- развиты гибкость, пластичность, мягкость движений
- изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом;
- мимика и пантомимика выразительны, умеет передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
IV ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ ВОКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОГО КРУЖКА
«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»
Образовательная деятельность с вокальной направленностью включает в себя следующие компоненты:
Работа над песней и выразительностью пения (10 ч) - это целенаправленная работа над развитием у детей певческих умений, навыков, способствующих выразительному исполнению, эмоционального мира дошкольников.
Дыхательные упражнения и вокальная гимнастика (5ч) – работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений и дыхательной гимнастики, которые должны присутствовать в каждой организованной деятельности. Вокальная гимнастика - это короткие отрезки музыкальных фраз, которые, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведет к установлению прочных навыков их выполнения.
Вокально – артикуляционные упражнения (5ч) - представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.
Пальчиковые игры и упражнения (5ч) – игры оригинальны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.
Игротанцы (8ч) - направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей
4.1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
« Рука у каждого человека…таит
в себе чудодейственную силу
излечения болезней».
Анаксагор
К сожалению, в последнее время возрастает число детей, у которых нарушено звукопроизношение, недостаточный уровень концентрации внимания, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, в результате чего изменяются некоторые формы поведения, возможна смена настроения. Для того чтобы малыш с такими серьезными проблемами раскрылся, необходимы совместные усилия медиков, педагогов, и конечно, музыкального руководителя. Действенным средством для развития таких детей являются пальчиковые игры.
В процессе общего развития ребенка нельзя недооценивать развитие мелкой моторики рук: улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух – четырехстрочный текст для них не представляет особого труда. Часто услышанные слова вызывают двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. В детстве все играли « Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила…» Если напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, он обязательно начнет выполнять движения руками.
Пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему радость.
Игры оригинальны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.
Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
Современные исследования физиологов подтвердили: нервные окончания пальцев рук, да и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий.
На руке находится много точек – зон, обладающих общим успокаивающим действием на организм.
Комбинации и фигуры, изображаемые пальцами доступны каждому и не имеют противопоказаний. Занимаясь ежедневно, человек очень скоро почувствует их оздоровительное значение.
Систематическая работа по тренировке легких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшается память, внимание, слух и зрение.
На большое значение этих упражнений для речевого развития детей обращается внимание в книге М.И. Кольцовой
« Ребенок учится говорить» ( М., 1979). Она отмечает: проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга.
Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Логопеды и воспитатели часто занимаются развитием мелкой моторики, используя малые фольклорные формы, короткие стихи. Ряд упражнений под музыку также способствует развитию мелкой моторики, это « Веселые ладошки», « Дудочка», « Полоскать платочки», « Собираем камешки», а также игровое задание « Воображаемый оркестр» ( детям предлагают сыграть на дудочке, рояле и т.д)Еще больше будут способствовать развитию мелкой моторики упражнения с предметами: « Упражнения с мячами» , « Веселая ленточка», « Цветочки».
На музыкальных занятиях пальчиковые игры провожу с музыкальным сопровождением, так как в этом случае решаются задачи музыкального воспитания. Все упражнения с детьми выполняю спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Музыкальное сопровождение развивает музыкальные способности ребенка – слух ( звуковысотный и динамический); чувство ритма, музыкальную память, формируются певческие навыки, осуществляется знакомство детей с элементарной теорией музыки.
В своей работе использую следующие игры: « Разминка», « Дружная семейка», « Белка», « Птичка», « Котенок», « Игра с пальчиком» . Если текст разминки без музыкального сопровождения , то сочиняю свою мелодию. Детям такие упражнения очень нравятся, они с большим удовольствием выполняют их на занятиях.
Вот, например, пальчиковая игра «Пальчики» для детей старшего возраста. Цель игры – координация движений и мелкой моторики, развитие памяти. Провожу ее в начале занятия, для того чтобы сконцентрировать внимание детей, для развития ручной умелости, игра также способствует сплочению детского коллектива:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. ( Хлопают в ладоши)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. ( Соединяют вместе пальцы рук)
Один, два, три, четыре, пять! ( Поочередно соединяют пальцы)
Начинаем счет опять.
Один, два, три, четыре, пять! ( Поочередно соединяют пальцы рук)
Вот и кончили считать. (Дети складывают руки в замок )
Еще пример игры для детей старшего возраста, которую использую после слушания музыки, или как игровой момент перед танцем с листочками, ленточками, перед пением песенки про дождик, или осень.
Цель игры: развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук, оказывать положительное воздействие на улучшение памяти, мышления.
Дождь, дождь целый день ( Хлопают в ладоши)
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля от воды размокла. ( Встряхивают кистями рук)
Воет, воет за окном
Недовольный ветер. ( Раскачивают кистями рук вправо, влево)
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель. ( Пальцы сжаты в кулаки, круговые движения кистями рук)
Ветер, ветер не стучи
В запертые сени! ( Встряхивают кистями рук)
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья! ( Потирают ладонь об ладонь)
Вот еще несколько пальчиковых игр, которые я использую на занятиях в младших группах:
Плавают утята на пруду: ( Плавные движения руками)
Головой ныряют- хвостик на виду! (Швейцарская песенка)
( Кисти рук поднять вверх, опускать пальцы вниз)
Лишь заря на дворе- утка в дудочку играет, ( Имитация игры на дудочке)
А утята подпевают: кря, кря, кря! Кря, кря, кря! (Польская песенка)
( Кисти поднять вверх, поочередно опускать пальцы вниз)
Мой утенок, клюй зерно, на дворе уже темно. ( Пальчиками стучат по ладошке)
Ночь подходит, день уходит- ( Складывают ладошки вместе)
Спать утятам: кря, кря, кря…(Венгерская песенка)
Эти игровые упражнения можно использовать в построении и комплексных, интегрированных занятий, и тд. Это может быть и начало занятия и как игровой момент перед игрой, после игры, перед танцевальной композицией.
Основная цель: развитие мелкой моторики, развитие речи и памяти.
Также на занятиях использую пособие « Игры – забавы по развитию мелкой моторики рук у детей с музыкальным сопровождением» О.Н. Громова ( М., 2001г.) В этом пособии рекомендуется развивать мелкую и общую моторику параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладеет двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики я учу ребенка выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции.
С одной стороны – двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в
двигательно – пространственных упражнениях.
Важным итогом работы считаю проявление творческих способностей у детей, когда они сами начинают придумывать пальчиковые игры,
« озвучивая» пальчиками выученные песни. Таким образом, пальчиковые игры являются действенным и эффективным средством развития детей.
4.2. ПЕНИЕ.
«Пение – мощный фактор в жизни человека.
С помощью пения человек выражает свои чувства;
будь – то любовь, гнев, печали и вдохновения.
Все в жизни пронизано пением…»
Д.Б. Кабалевский
Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию личности.
Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников.
Его задачи:
Развитие певческих способностей с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса.
Развитие здорового голосового аппарата.
Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми.
Головной мозг человека разделен на два полушария – правое и левое. Каждое полушарие выполняет свою функцию: правополушарная ( эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую одаренность; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое способствует освоению точными науками. Гармоничность и сбалансированность работы полушарий головного мозга дает возможность добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой деятельности.
В дошкольном воспитании главной задачей является объединение деятельности обоих полушарий мозга, обеспечение их взаимодополняемости.
Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе него тренируются память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, способствующее хорошему настроению.
Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.
Ребенок – дошкольник за каждый правильный вдох вбирает 1,5 – 3 литра воздуха, поэтому помещение, где проходят занятия, должно быть проветрено.
Работа над песней – не скучное, заучивание текста и не механическое подражание педагогу. Это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.
Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь следует выявить голосовые и певческие возможности ребенка.
Так, у детей дошкольного возраста они невелики и обусловлены тем, что певческий аппарат еще не сформирован.
До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно – слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. С маленькими детьми я использую попевки и небольшие песенки подражательного характера. Мелодии простые, построенные на двух – четырех звуках в диапазоне кварты ре1-соль1. Ритмический рисунок состоит из четверных и восьмых длительностей, темп и сила звучания – средние, дыхание кратковременное.
Вот пример :
« Мальчик – пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел»
Эту попевку можно и использовать как пальчиковую игру.
В 3-5 лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движения.
Диапазон пения – ре1-ля1, ре1 – си1. Дыхание становится более устойчивым, дети поют более протяжные фразы. К 5 годам они уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное). Мелодии исполняются более сложные, в медленном и среднем темпе.
Например, « Люлю, бай» русская народная колыбельная, « Петушок», русская народная прибаутка, « Кукушечка», русская народная мелодия и т.д.
В 5-7 лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, проявляются элементы эстетического отношения к пению. Диапазон шире: ре1 – до2 или ре1 – ре2. В этом возрасте проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Потому следует использовать более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного. Сила голоса у детей 5-7 лет широкой амплитуды.
Для них наиболее типичным является использование умеренных динамических оттенков. Большой вред может нанести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних.
Частое использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который следует осваивать в определенной системе и последовательности.
Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов - народные попевки, песни – хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они способствуют развитию слуха, формируют музыкальный вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.
« Зайка», « Паровоз», музыка Красевой, « Лиса по лесу ходила», русская народная попевка, « Дудочка», « Кукушечка» и т.д.
Известно, что успех работы зависит от умений педагога, знаний и учета возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
Музыкальный руководитель должен уметь петь без музыкального сопровождения, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять. Только интересный, талантливый человек может заинтересовать и повести ребенка в мир музыки.
Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь? Для меня это развитие личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Певческая деятельность – наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы дети хотели петь, следует показать им всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным и захватывающим.
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.
Подготовительный, или ознакомительный , этап.
Впервые дети узнают, кто такие дирижер, солист и что такое хор. Для наглядности демонстрируется картинка, на которой изображены хор, солисты, а также происходит прослушивание аудиозаписи со звучанием детского хора или отдельных исполнителей.
С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни.
После получения базовых понятий я объясняю детям правила певческой постановки: как надо сидеть и стоять во время пения ( руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно. Преимущественна вертикальная форма рта, так как она помогает
« округлению» звука, его красоте). К этим требованиям следует постоянно возвращаться на каждом занятии, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые им раньше удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад.
Через одно – два занятия ( индивидуальные и подгруппами) диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.
4.3. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Важную роль в этом процессе играет дыхание. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом.
Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках, а также для развития вокальных навыков у детей.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Существует несколько видов дыхания : нижнее, или « брюшное», среднее, или « реберное», верхнее, или « ключичное»,
« смешанное», или « полное дыхание йогов». Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть, зависит от типа дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как « пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи.
С первых занятий следует приучаю детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Для этого я с детьми выполняю несложные дыхательные упражнения, которые включаю в каждое музыкальное занятие. Эти упражнения помогут в развитии речевого дыхания и правильного произношения. Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание – залог прочного здоровья.
Для правильной постановки дыхания также в своей работе использую вокальную гимнастику, автором методики является Александра Муравьева. Главная задача вокальной гимнастики – скоординировать вокальные звуки на примарном речевом регистре (примарный тон – самый низкий звук речи ребенка, с него начинается постановка голоса). Для выявления примарного тона достаточно прислушаться к речи ребенка – предложить рассказать что – либо, прочитать стихотворение. Настройка певческого аппарата начинается с принятия правильной позы: корпус и плечи без напряжения слегка отведены назад, опора на поясничные позвонки. Параллельно с вокальной гимнастикой происходит развитие чувства образа.
Любое дыхательное упражнение начинаю выполнять с потягивания, плавных движений:
« Поза горы» - соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Постараться почувствовать, как растет, вытягивается позвоночник. Развернуть грудную клетку, шею не напрягать. Дыхание спокойное, произвольное. Выполняя дыхательные упражнения с детьми, слежу, чтобы они не напрягали мышцы лица, выполняли упражнения спокойно, без усилий.
Дыхание животом, грудной клеткой ( « гармошка») можно выполнять сидя на стульчиках, сидя по- турецки, стоя.
Первое время дети несколько утрируют вдох, порой делают его даже с призвуком, но со временем это проходит.
Правильное певческое дыхание связано с верной атакой звука. На данном этапе обучения целесообразна только мягкая атака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звучания голоса. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения я прививаю навыки протяжного пения. Для достижения этой цели подходят русские народные попевки « Дудочка», «Андрей – воробей», а так же дыхательные упражнения « Паровозик», « Веселая пчелка», «Зевота».
Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Хорошая дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции я использую следующие приемы : выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Также провожу дыхательные и звуковые упражнения для развития артикуляции, например « Трактор», « Стрельба»,
« Фейерверк», « Гудок парохода».
Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата ( губ, языка, неба, нижней челюсти) .
Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т.к. со звукообразованием связана напевность. Начинаю работу над плавностью исполнения с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из – за « пестроты» гласных. Для ровного звука я использую попевки , упражнения на гласных «У», «Ю». Большое внимание в вокальном формировании уделяю гласному звуку « О». Пение упражнений на гласную «О» способствует образованию красивого звука. Помогают в этом случае и звуковые дыхательные упражнения « Зевота», « Соня». Снять напряжение со связок, правильно сфокусировать звук поможет сочетание гласных и согласных звуков: «ЭЛЬ», «АЛЬ», «ИЛЬ», « ОЛЬ», «УЛЬ», «ЮЛЬ». В другом варианте сначала произносится согласная, а затем – гласная «ЛЬ – Я», «ЛЬ-О», « ЛЬ-У», « ЛЬ-Ю», « ЛЬ-И». Фокусировка согласных звуков разработана А.Д. Демченко в упражнениях для сказки « Дремундия». Это цикл упражнений , которые выполняются с сопровождением рассказа сказки о волшебной стране
« Дремундии».Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей произносить согласные в конце слова.
4.4. ИГРОТАНЦЫ.
« Движение, как таковое, может по своему
действию заменить любое средство,
но все лечебные средства мира
не могут заменить действие движений».
С.А. Тиссо
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Этот вид деятельности, в основе которого лежит музыка развивает эмоциональность, образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы и т.д. Движения под музыку способствуют развитию ловкости, точности, координации движений, воспитывают выносливость, развитие силы, гибкости, пластичности, формируют правильную осанку, красивую походку, умение ориентироваться в пространстве, обогащают двигательный опыт разнообразными видами движений. Танцевальные движения, органически связанные с содержанием произведения способствуют к целостному его восприятию. В то же время, отражая особенности мелодического склада, ритма, общего настроения музыкального произведения и танца создают предпосылки для осознания выразительных средств музыки.
Но для того, чтобы танцевальная композиция могла выполнять свое назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом, пользоваться необходимыми средствами выразительности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера музыки). Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас изученных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует. Так, например, для того чтобы разучить танец « Кадриль» мы заранее разучили хороводный шаг, отрабатывали его. Также русский шаг с припаданием и движение в парах приставным шагом. Для отработки таких основных движений я использовала на музыкальных занятиях игры русские – народные, включая в игру танцевальные движения. Отрабатывали их без музыки и с музыкальным сопровождением. Характер и элементы русских плясок детей подготовительной группы детям хорошо знакомы и вызывают у них определенные образы и чувства.
Для того чтобы движения были раскованными и пластичными, я использую в своей работе различные упражнения из учебных пособий Т.И. Суворовой.
«Упражнения с листьями» на музыку Золотарева, « Упражнение с султанчиками» и т.д. Они помогают мне в полном единстве с музыкой разучить с детьми новые движения, прививать навыки, необходимые для отражения музыки в движении.
Правильный и выразительный показ очень стимулирует детей на работу над танцем. Дети очень любят двигаться под музыку. Обычно в старшем возрасте они умеют хорошее двигательное развитие, значительный запас движений и более развитое музыкальное восприятие. Требования, предъявляемые к детям старшей группы в отношении четкости выразительности движений, предполагают серьезную и систематическую работу над каждым движением, построением. Репертуар танцевальных композиций обширен, следует выбрать не только наиболее интересный, но и доступный детям. Главная задача состоит в том, чтобы наиболее насыщенно было построено занятие, учить детей правильно, ритмично, выразительно исполнять композицию.
Каждое упражнение помогает мне обучать детей не только разнообразным движениям, но и совершенствовать умение двигаться. Одни упражнения сосредотачивают внимание детей на изучение нового для них движения, другое на перестроение. С первых занятий игротанцами я приучаю детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. На занятиях использую различные методические приемы – это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т.д.
Важно обращать внимание детей на характер исполнения, « вхождение в образ», на необходимость после окончания звучания какое – то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке.
Еще одна, не « музыкальная», но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. На занятиях я показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец.
Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
Процесс разучивания и освоения танцевальной композиции основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, на мой взгляд, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка.
Такой самонастрой способствует эмоциональному «заражению», установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности.
Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу я выбираю наиболее оптимальные – это загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов.
Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за моими движениями. Темп и ритм движений, их последовательность а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая).
Главное развить любовь и интерес к занятиям, чтобы ребенку каждое занятие приносило радость, психологическое раскрепощение, которое возможно при условии уверенности в своих силах, освоение собственного тела, как выразительного « инструмента».
V. ПЛАНИРОВАНИЕ
5.1. Перспективный план образовательной деятельности кружка
« Музыкальная радуга»
Вокально-хоровое пение :
Учить детей правильно интонировать мелодию.
Помочь различать и исполнять звуки по высоте (в пределах терции).
Сформировать умение правильно брать дыхание перед началом песни и между фразами, удерживать дыхание до конца фразы.
Учить детей петь в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать.
Помочь детям правильно использовать музыкальной средства выразительности.
Научить ускорять, замедлять и ослаблять звучание в пределах до первой-второй октавы.
Учить проговаривать звуки, не выкрикивать и не глотать окончания слов.
Сформировать умение петь без напряжения, легко , плавно, напевно, протяжно.
Учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой передавать содержание и характер песни.
Воспитывать отношение к содержанию песен: любовь к Родине, родным, миру.
Воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.
Игротанцы:
Продолжать учить основным танцевальным движениям: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, присядка, дробный шаг в разных вариантах.
Сформировать умение двигаться в разных темпах, с ускорением и замедлением.
Помочь в освоении пантомимических жестов: «недовольство», «укор», «дразнилка», «удивление», «возмущение», « требование» и т.д.
Приучать детей ориентироваться в пространстве: перестроение из нескольких колонн в несколько маленьких кругов, движение по кругу внутри другого круга в разных направлениях и «расческой».
Учить детей выполнять движения с предметами, атрибутами.
Развивать чувство ритма, координацию в движениях, пластичность.
Воспитывать желание импровизировать под музыку, воспитывать желание танцевать в самостоятельной деятельности.
Перспективное содержание образовательной деятельности вокально-ритмического кружка « Музыкальная радуга» 2017 – 2018 г.
Октябрь:
Игротанцы:
« Осенняя сюита» - П.Мориа (Т.И. Суворовой)
Вокально-хоровое пение:
«Разговор с дождиком» - (В. Оншин)
«Наступила после лета» - песня
« Осень постучалась к нам» - песня
« Уж как шла лиса» ( попевка)
«Песенка-приветствие» (муз.Картушиной, сл. О.Нехорошкиной, стр.6, «Вокально-хоровая работа в школе»)
Упражнения для развития дыхания: «Дирижер», « Быстро-медленно».
Ноябрь:
Игротанцы:
« Танец с зонтиками» (муз. В.Оншин)
Вокально-хоровое пение:
« Песенка – приветствие» (повтор)
« Разговор с дождиком» (работа над выразительностью, сольное исполнение)
Упражнения для развития дыхания: « Быстро-медленно» ( повтор)
« Весёлые нотки» - разучивание нотной грамоты
« Воздушный шар» (звуковое дых. Упражнение, стр. 14)
« Комарик» (стр. 16)
Декабрь:
Игротанцы:
« Мы маленькие звёзды» (« Непоседы»)
« Танец снежинок»
« Танец пингвинов»
Вокально-хоровое пение:
« Снежный вальс»- песня
« Снова к нам зима пришла» - песня
« Песня про зиму» -
Упражнения для развития дыхания: « Воздушный шар», « Снежинка»
( повтор), « Паровоз», « Упражнения с предметами» ( стр.20)
Январь:
Игротанцы:
« Мы маленькие звёзды» (продолжать разучивание и закрепление пройденного)
Вокально-хоровое пение:
« Снежный вальс» (закрепление пройденного, сольное исполнение)
Упражнения для развития дыхания: « Паровоз», « Упражнения с предметами», комплекс дыхательных упражнений с движениями №1, 2
( стр. 21) « Разминка» - муз. и слова Картушиной.
Февраль:
Цель: знакомить детей с музыкой весёлого, задорного характера; учить подбирать новые характеристики музыкальному произведению. Двигаться в соответствии с характером музыкального произведения. Сформировать умение петь без напряжения, легко, протяжно. Учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой передавать содержание и характер песни.
Игротанцы « Как на тоненький ледок»
« Кадриль»
« Воздушный шар» - пальчиковая игра с дыхательной гимнастикой М.Ю.Картушина стр.15
« Петушок» - дыхательное упражнение М.Ю. Картушина стр.15
« Песенка про папу» - песня
Март
Цель: - Учить детей в движении передавать плавный и шутливый характер музыки, пополнять словарный запас детей, развивать танцевальное творчество. Учить детей правильно интонировать мелодию. Помочь различать и исполнять звуки по высоте. Сформировать умение правильно брать дыхание перед началом песни и между фразами, удерживать дыхание до конца фразы.
Учить детей петь в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать. Учить проговаривать звуки, не выкрикивать и не глотать окончания слов.
« Игротанец для детей старших групп « Ай – ай – ай» ( « Песня черного кота» Ю. Энтин, Ген. Гладков)»
« Песенка для мамы»
Речевая игра на дыхание «Лягушки» М.Ю. Картушина ( « Вокально – хоровая работа в детском саду») стр.17
Упражнение « Медведь» Картушиной стр.10
Апрель:
Цель: - Помочь в освоении образных движений: сказочные персонажи, животные, знакомые образы окружающей природы, игрушки во взаимодействии друг с другом. Учить детей правильно интонировать мелодию, помочь детям правильно использовать средства музыкальной выразительности, научить ускорять, замедлять и ослаблять звучание в пределах до первой – второй октавы. .
Игротанец для детей старших групп « Самбарита» Т.И. Суворова.
« Танцевальная ритмика для детей» - Выпуск 3, стр7. Танцевальная музыка « Тико – тико». Движения Трещевой Т.А.
Дыхательное упражнение « Чайник» - в упражнении закрепляются два навыка активная работа диафрагмы и равномерный выдох. ( стр.24)
« Пальчиковая гимнастика» по выбору
Май:
Цель: - Сформировать умение двигаться в разных темпах, с ускорением и замедлением. Помочь в освоении пантомических жестов: « недовольство»,
« дразнилка», « удивление», « возмущение», « требование» и т.д.
Учить детей выполнять движения с предметами, атрибутами. Развивать чувство ритма, координацию в движениях, пластичность.
Помочь детям правильно использовать средства музыкальной выразительности.
Учить проговаривать звуки, не выкрикивать и не глотать окончания слов.
Сформировать умение петь без напряжения, легко, напевно, протяжно.
Учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой передавать содержание и характер песни.
Игротанец для детей старшего возраста « Танец игрушек» муз. Т.И Суворовой
Полька « Буратино» - игротанец
« Мы хотим чтоб птицы пели» - песня
Дыхательное упражнение « Ветер» - упражнение способствует равномерному выдоху.
5.2 Календарный план кружка
« Музыкальная радуга» на 2017– 2018г.
Октябрь
1 « Песенка – приветствие» - разучивание. «Разговор с дожди ком» - знакомство с произведением, определение характера, формы, настроения. Разучивание движений 1-го куплета. Отработка дикционных трудностей: « Уж как шла лиса» проговаривание потешки |
2-е Игротанцы: « Песенка – приветствие» - повтор « Танец с зонтиками» - знакомство с танцем, познакомить с движениями 1-й части. « Разговор с дождиком» - закрепление текста песни 1-го куплета. Вокальная гимнастика Дыхательная гимнастика: « Дирижер» |
3 « Песенка – приветствие» Закрепление песенки « Танец с зонтиками» - продолжать работу над закреплением пройденного, 2 часть разучивание. Упражнения для развития дыхания: « Быстро – медленно» «Разговор с дождиком» - разучивание 3-го куплета, закрепление пройденного . Отрабатывать отдельно дикционные трудности « Музыкальная игра» - по выбору |
4 « Песенка – приветствие» - повторить песенку, разучить 3-й куплет. Упражнение на развитие дыхания. « Быстро – медленно» « Разговор с дождиком» - отрабатывать дикционные трудности, пропевать мелодию на слог «ля». Дыхательная гимнастика « Котёнок и шар» - М.Ю. Картушина Стр.14 « Музыкальная игра» - по выбору |
Ноябрь
1 « Песенка – приветствие» - повторить попевку, отмечать текст движениями. Дикционная разминка: « Уж как шла лиса» Вокальная гимнастика: « Воздушный шар» Игротанцы: « Танец с зонтиками» - продолжать разучивать движения 3 части, закреплять движения 2-й части. « Разговор с дождиком» - продолжать работу над песней. |
2 « Песенка – приветствие» - повторять попевку . Дикционная и вокальная гимнастика: « Воздушный шар» «Разговор с дождиком» - индивидуальная работа с детьми. Диагностическое занятие: Дыхательные упражнения « Воздушный шар» «Быстро – медленно» «Разговор с дождиком» Спеть незнакомую песенку Прохлопать ритм. Движения под знакомую мелодию: « Танец с зонтиками» |
3 « Песенка – приветствие» - повторять попевку, отмечать текст движениями. Вокально-дикционная разминка: « Комарик» - разучивание « Разговор с дождиком» - сольное пение песни, закрепление и отработка трудных фрагментов. « Танец с зонтиками» - закреплять движения, следить за темпом. |
4 « Песенка – приветствие» - закреплять знание попевки Вокально- дикционная разминка: « Комарик» - повтор « Паровоз» - повтор « Танец с зонтиками» - повторить танец , закреплять ритмические трудности. « Разговор с дождиком» - пение солистами. Закрепление пройденного |
Декабрь
1 « Песенка – приветствие» - повторить песенку. Вокально-дыхательное упражнение: « Паровоз» « Снежный вальс» - знакомство с произведением, разучивание 1-го куплета. «Песня о зиме»» - разучивание, « Повторялка» - музыкальная игра 3 «Песенка приветствие» - повторить Комплекс дыхательных упражнений 1,2. « Снежный вальс» - продолжать разучивание 2-го куплета, 1 куплет повторить. « Песенка о зиме» - продолжать работу над произведением, Работа над дикцией, дыханием. « Дыхательная гимнастика» « Музыкальная игра» - по выбору Выступление детей с музыкальной композицией на утреннике |
2 « Песенка – приветствие» - повторить Комплекс дыхательных упражнений №1,2 « Снежный вальс» - закреплять знания 1-го куплета, продолжить разучивание. «Песня о зиме» - повторить 1 куплет, разучивание 2 куплета « Повторялка» - музыкальная игра 4 « Разминка» - разучивание нового упражнения « Снежный вальс» - закрепление пройденного, разучивание 2-го куплета Движения – закрепление пройденного. « Песня о зиме» - закрепление пройденного, продолжать работу над произведением « Пальчиковая гимнастика» - по выбору « Музыкальная игра « - по выбору |
Январь
1 « Разминка» - продолжать работу над упражнением Упражнения на дыхание с предметами 2,3 « Снежный вальс» - продолжать работу над дикцией 1 и 2 куплет Продолжать работу над движениями « Мы маленькие звёзды» - разучивание танца |
2 « Разминка» - повторить Упражнение на дыхание с предметами 3,4 « Снежный вальс» - продолжать работу над дикцией, закреплять знания текста Движения отрабатывать отдельно « Мы маленькие звёзды» - продолжать разучивание, закрепление пройденного |
3 « Разминка» - закрепление пройденного. Дыхательные упражнения « Паровоз», « Быстро – медленно» « Снежный вальс» - закреплять знания текста, движения отрабатывать отдельно 2-куплет « Мы маленькие звёзды» - продолжать закреплять навыки пройденного, отрабатывать перестроение « Музыкальная игра» - по выбору |
4 « Разминка» - продолжать работу над упражнением. Следить за пластичностью рук. Дыхательные упражнения: « Быстро – медленно», « Воздушный шар» « Снежный вальс» - продолжать разучивание песни 3-й куплет, Закрепление пройденного. « Мы маленькие звёзды» - продолжать работу над композицией. « Музыкальная игра» по выбору |
Февраль
1. « Как на тоненький ледок» - хоровод знакомство с произведением « Кадриль» « Воздушный шар» - пальчиковая игра с дыхательной гимнастикой М.Ю.Картушина стр.15 « Петушок» - дыхательное упражнение М.Ю. Картушина стр.15 |
2 « Кадриль» - знакомство с произведением « Как на тоненький ледок» - хоровод закрепление пройденного, разучивание нового куплета « Воздушный шар» - пальчиковая игра с дыхательной гимнастикой М.Ю.Картушина стр.15 « Петушок» - дыхательное упражнение М.Ю. Картушина стр.15 |
3. « Песенка про папу» - песня знакомство с произведением « Кадриль» - знакомство с произведением « Как на тоненький ледок» - хоровод закрепление пройденного, разучивание нового куплета « Воздушный шар» - пальчиковая игра с дыхательной гимнастикой Выступление детей с музыкальными номерами на утреннике , или фестивалях. |
4 « Песенка про папу» - песня продолжать знакомство с произведением « Кадриль» - продолжить знакомство с произведением « Как на тоненький ледок» - хоровод закрепление пройденного, продолжать работу над музыкальным произведением. « Воздушный шар» - пальчиковая игра с дыхательной гимнастикой |
Март
1. « Игротанец для детей старших групп « Ай – ай – ай» ( « Песня черного кота» Ю. Энтин, Ген. Гладков)» - разучивание « Песенка для мамы» - разучивание Речевая игра на дыхание «Лягушки» М.Ю. Картушина ( « Вокально – хоровая работа в детском саду») стр.17 Упражнение « Медведь» Картушиной стр.10 « Музыкальная игра» - по выбору |
2. « Игротанец для детей старших групп « Ай – ай – ай» ( « Песня черного кота» Ю. Энтин, Ген. Гладков)» - продолжать разучивать музыкальное произведение « Песенка для мамы» - продолжать разучивать музыкальное произведение, закрепление пройденного Речевая игра на дыхание «Лягушки» М.Ю. Картушина ( « Вокально – хоровая работа в детском саду») стр.17 Упражнение « Медведь» Картушиной стр.10 « Музыкальная игра» - по выбору |
3. « Игротанец для детей старших групп « Ай – ай – ай» ( « Песня черного кота» Ю. Энтин, Ген. Гладков)» - продолжать разучивать музыкальное произведение, закрепление пройденного « Песенка для мамы» - продолжать разучивать музыкальное произведение, закрепление пройденного, отрабатывать дикционные трудности. Речевая игра на дыхание «Лягушки» М.Ю. Картушина ( « Вокально – хоровая работа в детском саду») стр.17 Упражнение « Медведь» Картушиной стр.10 « Музыкальная игра» - по выбору |
4. « Игротанец для детей старших групп « Ай – ай – ай» ( « Песня черного кота» Ю. Энтин, Ген. Гладков)» - закрепление пройденного, индивидуальная работа. « Песенка для мамы» - закрепление пройденного, работа над выразительностью. Речевая игра на дыхание «Лягушки» М.Ю. Картушина ( « Вокально – хоровая работа в детском саду») стр.17 Упражнение « Медведь» Картушиной стр.10 « Музыкальная игра» - по выбору
Выступление детей на утреннике |
Апрель
1. Игротанец для детей старших групп « Самбарита» Т.И. Суворова. « Танцевальная ритмика для детей» - Выпуск 3, стр7. Танцевальная музыка « Тико – тико». Движения Трещевой Т.А. – знакомство с произведением Дыхательное упражнение « Чайник» - в упражнении закрепляются два навыка активная работа диафрагмы и равномерный выдох. ( стр.24) « Пальчиковая гимнастика» по выбору
|
2.
Игротанец для детей старших групп « Самбарита» Т.И. Суворова. « Танцевальная ритмика для детей» - Выпуск 3, стр7. Танцевальная музыка « Тико – тико». Движения Трещевой Т.А. – продолжать работу над музыкальным произведением « Чайник» - в упражнении закрепляются два навыка активная работа диафрагмы и равномерный выдох. ( стр.24) « Пальчиковая гимнастика» по выбору |
3. Игротанец для детей старших групп « Самбарита» Т.И. Суворова. « Танцевальная ритмика для детей» - Выпуск 3, стр7. Танцевальная музыка « Тико – тико». Движения Трещевой Т.А. – продолжать работу над музыкальным произведением « Чайник» - в упражнении закрепляются два навыка активная работа диафрагмы и равномерный выдох. ( стр.24) « Пальчиковая гимнастика» по выбору « Музыкальная игра» - по выбору |
4. Игротанец для детей старших групп « Самбарита» Т.И. Суворова. « Танцевальная ритмика для детей» - Выпуск 3, стр7. Танцевальная музыка « Тико – тико». Движения Трещевой Т.А. – отрабатывать отдельные двигательные трудности « Чайник» - в упражнении закрепляются два навыка активная работа диафрагмы и равномерный выдох. ( стр.24) « Пальчиковая гимнастика» по выбору « Музыкальная игра» - по выбору |
Май
1. Игротанец для детей старшего возраста « Танец игрушек» муз. Т.И Суворовой Полька « Буратино» - игротанец Знакомство с музыкальным произведением « Мы хотим чтоб птицы пели» - песня. Знакомство с музыкальным произведением. Разучивание 1 куплета. Дыхательное упражнение « Ветер» - упражнение способствует равномерному выдоху. |
2.
Игротанец для детей старшего возраста « Танец игрушек» муз. Т.И Суворовой Полька « Буратино» - игротанец Продолжать разучивать музыкальную композицию. Закрепление пройденного. « Мы хотим чтоб птицы пели» - песня. Разучивание второго куплета. Закрепление знаний 1 куплета. Дыхательное упражнение « Ветер» - упражнение способствует равномерному выдоху. |
3. Игротанец для детей старшего возраста « Танец игрушек» муз. Т.И Суворовой Полька « Буратино» - игротанец Работа над выразительностью Закрепление пройденного. « Мы хотим чтоб птицы пели» - песня. Закрепление пройденного, Отрабатывать отдельно дикционные трудности. Дыхательное упражнение « Ветер» - упражнение способствует равномерному выдоху.
|
4.
Игротанец для детей старшего возраста « Танец игрушек» муз. Т.И Суворовой Полька « Буратино» - игротанец Продолжать работу над выразительностью Закрепление пройденного. « Мы хотим чтоб птицы пели» - песня. Закрепление пройденного, Отрабатывать отдельно дикционные трудности. Выбор солистов. Индивидуальная работа. Дыхательное упражнение « Ветер» - упражнение способствует равномерному выдоху.
Выступление детей на отчетном концерте |
Перечень литературы, для осуществления
образовательной деятельности программы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: «Мозаика – синтез», 2012 г.
Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников .- М.,Просвещение: Владос, 1994;
Радынова О.П.Программа «Музыкальные шедевры». – М. «ТЦ Сфера», 2009 г.
Буренина А.И., Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика».- Санкт – Петербург, 2000 г
Дьяченко о. М. «Выразительное движение» - Москва, Научный центр Венгера, 1996 г.;
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка-дошкольника» - М. ГИЦ: Владос, 2003 г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Л., 1977;
«Музыкальный руководитель» N5, 2007
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: «Просвещение», 1984 г.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет). – М.: «Просвещение», 1986 г.
Замятина Т.А., Стрепетова Л.В. Методическое пособие «Музыкальная ритмика». – М.: «Глобус», 2009 г.
Радынова О.П. Сказка о музыке. Музыкальных инструментах.- М. :«ТЦ Сфера», 2009 г.
Радынова О.П. Настроение, чувство в музыке – М. :«ТЦ Сфера», 2009 г.
Радынова О.П. Природа и музыка.-М :«ТЦ Сфера», 2009 г.
Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: «Просвещение», 1988
Гераскина Л. В. Ожидание чуда. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007 г.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005- 2010 г.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010