Методическая разработка «Развивающая среда как средство эстетического воспитания»

4
0
Материал опубликован 11 August 2020

«Развивающая среда как средство эстетического воспитания».

Киселёва Н.В.воспитатель

ДОУ «Солнышко» г. Куйбышев

Новосибирской области


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы возрастает внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), отмечают, формировать личность и эстетическую культуру наиболее благоприятно в дошкольном возрасте. Отечественные и зарубежные исследователи установили, что дети рано воспринимают красоту игрушки, природы, музыки. Они могут восхищаться красотой цветов или изображением сказочных героев в детской книге. Во всех исследованиях подтверждается идея чувственного восприятия детьми окружающей действительности.

В связи с нововведениями ФГОС перед дошкольными образовательными организациями, стоит задача обеспечить условия развития детей и одним из условий является специально организованная развивающая среда. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, дает ему способ жить и развиваться, формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни.

В сложившейся практике дошкольных образовательных организаций существует противоречие между осознанием педагогами значимости эстетического воспитания дошкольников, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методической разработанностью педагогических условий реализации этого процесса - с другой. В основном, в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов внимание акцентируется в основном на воспитание ребенка различными видами искусства. Другие средства эстетического воспитания, в частности развивающая среда, чаще всего, остаются в тени. Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обозначенной проблемы свидетельствуют об актуальности избранной темы.

Цель: Выявить возможности развивающей среды в процессе эстетического воспитания дошкольников.

Объект: процесс эстетического воспитания.

Предмет: возможности развивающей среды как эффективного средства эстетического воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Проанализировать современные подходы к определению понятия «эстетическое воспитание».

2. Определить значение развивающей среды в эстетическом воспитании дошкольников и требования к ее построению.

3. Разработать рекомендации по проектированию развивающей среды в ДОО.

4. Разработать конспект ННОД с элементами детского дизайна развивающей среды.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

1.1 Современные подходы к определению понятия «эстетическое воспитание»

В педагогической литературе имеется множество различных подходов к определению понятия эстетическое воспитание.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика». Само слово «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» , что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Прекрасное – это и сама жизнь в её наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.

Авторы педагогического энциклопедического словаря рассматривают эстетическое воспитание как процесс формирования и развития эстетического эмоционально - чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. В более узком смысле эстетическое воспитание - в отличие от художественного воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки.

Авторы психологических исследований аспектов эстетического воспитания (Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, К.К., Сахаров И.Г., и др.), рассматривают понятие, как «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т.п.»[3,c.65]. Некоторые исследователи, например М.С. Каган, понимают эстетическое воспитание как процесс развития эстетической культуры личности [9]. При этом ученый обращает внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями воспитания (политическим, трудовым, нравственным, физическим, художественным). Другая точка зрения представлена позицией А.Л. Радугина, А.А.Беляева и др., которые трактуют данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности[20]. В словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве»[25,c.447].

Как видим, в определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Согласно исследованиям В.Н. Шацкой и Н.В. Савина, эстетическое воспитание – это «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства»[16,с.6]. Они в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств.

Интересен подход к определению изучаемого понятия Н.И Болдырева, М.К Гончарова, которые видят в нем формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его эстетической деятельности[4]. Этой же позиции придерживаются А.И. Буров и Д.Б. Лихачев, усиливающие педагогическую направленность данного процесса, и характеризующие его как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности[26].

И. Харламов на первый план выносит деятельностный подход. В понятие «эстетическое воспитание» он включает, организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства[22].

Группа авторов, Г.С. Лабковская, Г.М. Коджаспирова, Д.Б. Лихачев и др., подходит к определению понятия «эстетическое воспитание», с позиций целостного подхода - кроме личностного и деятельностного аспектов, выделяют третий - творческий. То есть определяют данное понятие как процесс, направленный на развитие не только элементов эстетического сознания (эстетических качеств личности), но и творческой эстетической деятельности. Так, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров, рассматривают эстетическое воспитание как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты[10].

Активно занимаясь разработкой проблемы эстетического воспитания, Г.С. Лабковская пришла к выводу, что оно должно подразумевать целенаправленную систему действенного формирования человека, способного с общественно - эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты»[13].

Зеленкова, И.Л., Беляева, Е.В, так же считают, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность, способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности[8]. То есть, общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается.

По убеждению Кондрашова В.А., понятие «эстетическое воспитание», это «целенаправленный, организованный процесс формирования способности чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в природе, искусстве, общественной жизни, действовать и жить по законам красоты»[11,13c.]. Бабанский Ю.К., добавляет, что это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры. То есть эстетическое воспитание - это взаимное воздействие педагога и ребенка друг на друга в совместной деятельности, где реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение[17].

А.И. Савенков, под эстетическим воспитанием понимает взаимодействие воспитанника с воспитателем и развивающей средой, которое охватывает, все, без какого бы то ни было исключения, стороны освоения мира по законам красоты[21]. Здесь появляется третья необходимая сторона взаимодействия – это развивающая среда.

Некоторые исследователи Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров и др. раскрывают содержание понятия «эстетическое воспитание» через выделение ряда характеристик, так или иначе свойственных данному процессу. В частности, понимают эстетическое воспитание как «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т.п.»[3,c.170].

Для ряда психологов эстетическое воспитание представляет собой процесс, направленный на: 1) формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них - и коллективов (К.К. Платонов)[19]; 2) формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по законам красоты» (В.Г. Крысько)[12].

Таким образом, рассмотрев лишь некоторые из определений понятия «эстетическое воспитание», можно выделить основные положения:

- Это педагогически руководимый и управляемый процесс, основанный на специально организуемой деятельности и направленный на развитие эстетической культуры и творческой активности личности.

-Эстетическое воспитание требует систематического и последовательного взаимодействия трех сторон взрослых, детей и развивающей среды.

- Это целостное формирование духовности, способностей к ощущению и пониманию прекрасного, воспитание у человека гуманистических качеств и ответственного отношения к красоте формирование эстетических вкусов и идеалов личности; способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.


1.2. Значение развивающей среды в эстетическом воспитании дошкольников и требования к ее построению

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. Понятие "Среда", включает непосредственное окружение индивида, совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности, атмосферу его социального бытия, межличностные отношения и его контакты с другими людьми[9].

Отечественные педагоги и деятели культуры видели в создании развивающей эстетически - благоприятной для детей среды, большие возможности в развитии их художественных способностей и творческой одаренности. Впервые об этом сказал А.Ф. Лазурский, об этом писали также А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, позднее В.А. Сухомлинский[2].

На воспитательное значение развивающей среды, указывал С. Т. Шацкий: «Необходимо знать среду, чтобы, чтобы знать, как нужно на эту среду воздействовать. Но этого мало. Мы видим, что эта среда сама воспитывает ребенка»[23,c.156].

Н.В. Микляева отмечает, что развивающая среда выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несет определенные сведения); имеет стимулирующую функцию (интерес, действия, исследование), развивающую функцию (принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, зона стабильности, принцип учета возрастных и половых различий детей)[15]. Другими словами, среда через свое содержание и свойства, создает условия для творческой деятельности, формирует воображение, побуждает детей к восприятию красоты, становится материальной основой эстетического воспитания.

Эти мысли так же развивают и другие педагоги (А.И. Савенков, О.В. Цаплина, Е.А. Пелих, С.Л. Новоселова, В.И. Ляскало, Е.А. Екжанова), подчеркивая не только важность организации развивающей эстетической среды, но и необходимость ее вариативности, периодической изменчивости[18].

Понимание значимости развивающей среды для эстетического воспитания ребенка в дошкольном учреждении ставит перед педагогами задачу квалифицированного подхода к его организации с учетом научно обоснованных психолого-педагогических требований.

Опираясь на анализ теоретических положений об эстетическом воспитании, позволили определить требования к проектированию развивающей среды в дошкольном учреждении:

- Компоненты развивающей среды (взаимодействие участников педагогического процесса, предметно-развивающая среда, содержание дошкольного образования) должны выступать в единстве, быть взаимосвязанными и взаимообусловленными.

- Развивающая среда должна быть сложной и изменяющейся. Она должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка; она должна быть взаимосвязана, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности и взаимодействовать друг с другом.

- Развивающая среда должна быть вариативна по содержанию и функциональным возможностям. Она должна периодически преобразовываться, стимулировать активность детей, побуждать к ее дополнению необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

- Развивающая среда, не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики ее восприятия ребенком в соответствии с изменениями в природной и социальной среде, народными традициями и др.

- В создание развивающей среды следует активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;

- Развивающая среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Она должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям ребенка.

- Развивающая среда детского сада должна быть построена в соответствии с основными закономерностями воспитания и обучения детей, а так же в соответствии с функциями развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС.



ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

1. Теоретический анализ научных трудов исследователей по проблемам эстетического воспитания дает основания сделать вывод, что до сих пор нет четкого научного понимания понятия «эстетическое воспитание». В настоящее время понятие «эстетическое воспитание» понимается в широком смысле и в содержание понятия вкладываются следующие:

- это, не только воспитание искусством, но и средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека;

- это педагогически руководимый и управляемый процесс;

- это систематическое и последовательное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

2. Развивающая среда как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок, способствует воспитанию у детей эстетического, художественного вкуса, формированию художественно-творческих способностей. Понимание значимости развивающей среды для эстетического воспитания ребенка в дошкольном учреждении ставит перед педагогами задачу квалифицированного подхода к его организации с учетом научно обоснованных психолого-педагогических требований.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Проектирование развивающей среды в ДОО, обеспечивающей эстетическое воспитание дошкольников.

С учетом специфики развития ребенка дошкольного возраста большое значение в структуре развивающей среды ДОО придается взаимодействию участников образовательного процесса. Особое значение при проектировании развивающей среды способствующей эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении является общая культура взаимоотношений детей и персонала. Эстетика внешнего и внутреннего облика педагога, стиль поведения и деятельности педагога должны быть эталоном для воспитанников и соответствовать следующим критериям[1]:

- многогранное и повсеместное проявление содержательного педагогического общения с весомым нравственно-эстетическим потенциалом, т. е. такого общения с детьми, в котором явственно проявляются взаимосвязь и совокупность этического и эстетического, иначе говоря, примет доброты и красоты, нравственности и эстетики в общении с детьми и их родителями, педагогами и др.; наличие общей и профессиональной культуры общения с детьми, их родителями, коллегами и др. в различных, конкретных ситуациях и обстоятельствах;

- способность и умение использовать весь диапазон педагогического стимулирования, быть щедрым на похвалу и скупым на наказание, воспитывать и обучать ученика, не прибегая к его наказанию, находя другие более эффективные способы педагогического на него воздействия;

- обеспечение доверительно-диалогического стиля общения с учеником, пробуждающего у него потребность в общении с наставником, в доверительном разговоре с ним и в оправдании его доверия;

- обеспечение эмоционального самоконтроля, уважительного, доброжелательного отношения к учащимся в сочетании со справедливостью и требовательностью к ним;

- многообразные, повсеместные и яркие проявления образцового стиля поведения и деятельности педагога, основанного на вышеназванных его нравственных и эстетических свойствах (эстетические свойства ума педагога, эстетические свойства стиля его поведения и деятельности);

- благородная простота, мужественная сдержанность, ясность поведения и лаконизм как приметы стиля поведения и деятельности педагога со значительным нравственным и эстетическим потенциалом;

- проявление педагогического творчества, дарования и мастерства в подготовке и проведении учебного занятия. Способность и умение педагога увлечь учащихся учебным процессом, проводить учебные занятия увлеченно, занимательно, разнообразно, с наилучшим подбором учебного материала и выбором видов, методов и приемов обучения, успешно стимулируя и развивая при этом склонности, интересы, способности детей, их любознательность, познавательную активность.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для эстетического воспитания ребенка.

Сотрудничество с семьей необходимо строить по двум направлениям:

- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением по системе эстетического воспитания. При работе в данном направлении использовать различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекать их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол.

- повышение психолого-педагогической культуры родителей по теме эстетическое воспитание детей, осуществлять через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы, папки – ширмы.

При проектировании эффективной развивающей среды в плане эстетического воспитания, имеет большое значение непосредственное окружение ДОО. Это наличие достопримечательностей и культурных объектов (библиотека, театр, музей), природных ландшафтов (парк, река) и других образовательных учреждений (школа, другой детский сад). Поэтому важно скоординировать сотрудничество с ними.

Насыщенная предметно-развивающая игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка - дошкольника. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта[24]. Поэтому эстетический аспект внутреннего оформления детского сада должен создаваться комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Воспитательную роль предметно-развивающая игровая среда детского сада будет выполнять при следующих условиях:

- содержательности и эстетической значимости этой среды;

- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

- ее адекватность реализуемой в ДОО программе, особенностям педагогического процесса.

Эстетически организованная развивающая среда является одним из условий создания для ребенка максимального психологического комфорта во время нахождения его в детском саду. Поэтому много усилий уделяется подбору и расстановки мебели, игрушками и учебными пособиями. Они подбираются не только по своим внешним качествам, но и в соответствии с санитарными нормами и возрастными особенностями детей. Все оборудование: мебель, наглядные пособия и дидактические материалы приобретены в специализированных фирмах, соответствуют психофизиологическим особенностям детей, имеют сертификаты качества. Эстетическая предметно-развивающая среда может быть:

- более постоянной (оформление группы, залов и других помещений);

- более динамичной (оформление зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие).

-Еще более динамичной является среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого занятия, в соответствие с требованиями плана всего эстетического цикла.

Дети активные участники создания развивающей среды. Они учатся красиво сервировать столы, вовремя убирают игрушки, ухаживают за своим внешним видом, эстетичным видом своего рабочего места на протяжении всего занятия, за комнатными растениями и животными в группе.

Эстетически развивающую среду образуют и произведения художественного творчества детей[5]. Среда, оформленная детскими произведениями, имеет огромное общеразвивающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность. Часто у детей возникает желание усовершенствовать свое изображение (рисунок, лепку).

Кроме краткосрочных выставок-просмотров организовали постоянные выставки детских работ, выполненных на занятиях и периодически обновляемые. Они привлекают внимание сотрудников, родителей, детей, способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему, формирует интерес к художественному творчеству.

Воспринимаемая детьми эстетическая среда, в организации которой они принимают участие, способствует формированию у детей представление о красоте, которые они отражают затем в своей художественной деятельности.

Игрушка является неотъемлемой частью среды, в которой живет и развивается ребенок. Игрушка возбуждает мыслительную и творческую активность дошкольника, способствует его интеллектуально-эстетическому и нравственному воспитанию. В группы младшего возраста приобретаются игрушки, реалистично передающие окружающий мир. Не используются игрушки, побуждающие детей к агрессии. Оборудование групп для детей старшего возраста строится на тех же принципах, но больше игрушек, способствующих развитию мелкой моторики рук, воображения: конструкторы, мозаика, мягкие модули, дидактические и настольно-печатные игры. Все они находятся в доступных для детей местах.

Создание эстетической развивающей среды немыслимо без широкого включения искусства, всех его видов. Вместе с тем, продумывая эстетическую организацию среды в каждом помещении учреждения, необходимо заботится о том, чтобы эта среда соответствовала ее функциональному назначению, отвечала требованиям художественного вкуса, не содержала бы пестроты, разностильности, перегрузки предметами и иллюстративным материалом.

Следующий компонент образовательной среды ДОУ – содержание дошкольного образования. При эстетизации среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Это не только соблюдение санитарно-гигиенических норм, удачный подбор цвета внутренних помещений учебных заведений, современного оборудования и технических средств, но и грамотно организованный педагогический процесс.

Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, в соответствии с ведущими принципами построения содержания (развивающего образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, интеграции образовательных областей, построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми и др.)

Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение. При подготовке к образовательной деятельности педагог должен помнить, что:

- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

- детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

- художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка;

- на всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера);

- вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности;

Педагог должен грамотно использовать средства эстетического воспитания[5].

Эстетика быта призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

Произведения искусства используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева), произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др..). Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т.п.).

.Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.).

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т.п.

Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

- процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

- художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

- педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

- поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

- опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

С праздники ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов[7]:

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текс­та, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его испол­нение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос­приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

- метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про­явлениям. Используя этот метод, воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях,  что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен, прежде всего, на игру, необходимо, широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы[7]:

- игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

- песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

- демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

- рассказы - рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.


2.2. Конспект ННОД с элементами детского дизайна по теме «Птичья стая».

Тема: «Птичья стая».

Техника: аппликация.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: приобщать детей для создания детских дизайнерских работ, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт.

Задачи:

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из бумажных птиц, вырезанных симметричным способом.

Познакомить с вариантом интерьерной композиции - мобилем. совершенствовать технику аппликации (свободно сочетать вырезание по нарисованному контуру с другими аппликативными способами).

Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало переживания.

Развивать воображение и эстетический вкус детей.

Предварительная работа.

Беседа о перелетных птицах и способах организации птиц во время перелета (стая, клин, косяк). Рассматривание иллюстраций и фотографий в детских книжках.

Материалы и оборудование.

Для изготовления птиц: листы бумаги разного цвета, простые карандаши для прорисовки контура, цветные карандаши для оформления силуэтов, ножницы. Для изготовления мобилей : тонкие палочки или трубочки, прочные нитки. Стилизованное изображение птиц.

Воспитатель показывает детям силуэты птиц, подготовленные заранее (лебедь, гусь, утка, журавль, ласточка и др.)

Беседа:

-В: Ребята, я сейчас увидела, как за окном пролетел грач, радостно и громко каркнул. Интересно, что он хотел нам сообщить? (Пришла весна, на улице стало тепло, весело светит солнышко…)

-В: «Прилетели грачи, принесли от весны ключи». Как называются эти птицы? (Перелетные птицы.) Почему их называют перелетными? (Потому что они осенью улетают в теплые края) Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая. Это грачи. Они прилетают раньше всех перелетных птиц.

Рассматривание рисунков птичьих стай.

- В: Как и птицы преодолеваю огромные расстояния?

- В: Почему птицы преодолеваю огромные расстояния?

Птицы собираются в стаю, клин или косяк и летят все вместе, впереди вожак. Он рассекает воздух сильными крыльями, что бы остальным было легче, за ним выстраиваются взрослые сильные птицы, а потом пристраиваются молодые и слабые. Так птицы летят, даже иногда поддерживая друг друга. Иногда останавливаются на ночевку и опускаются на землю - на скалы, берега водоемов, чтобы восстановить силы и дать покой натруженным крыльям водоплавающие птицы иногда просто садятся на воду. Много бед подстерегает перелетных птиц в пути: различные хищники, охотники, голод, столкновение с невидимыми в темноте предметами. Летят птицы высоко над землей, часто они преодолевают огромные расстояния.

Рассматривание мобиля - подвесная интерьерная конструкция с легким подвижным деталями: состоит из нескольких фигур, каждая из которых вращается самостоятельно под влиянием даже малейшего движения воздуха в помещении.

Я сейчас предлагаю вам смастерить свои мобили, чтобы оформить группу празднично по - весеннему. Подумайте, каким способом можно смастерить летящих птиц, чтобы у них поднимались и опускались крылья.

(«Птичьи стаи» - вырезать фигурки птиц из бумаги и объединить в стаю)


Воспитатель показывает и поясняет способ:

- складываем лист бумаги пополам вдоль - это линия груди и живота, а края - это крылья;

- рисуем птицу так, будто мы смотрим на нее сбоку - клюв, голова, шея, крыло, туловище, хвост (воспитатель рисует и комментирует)

- оформляем крылья и хвост: надрезаем или надрываем пальчиками, чтобы было похоже на перышки; глаза и клюв можно дорисовать или приклеить.

-Давайте распределимся на группы по желанию, чтобы составить стаи разных птиц (ласточки, стрижи, гуси, утки, журавли)

(Дети делятся на группы, договариваются между собой и обсуждают замыслы, вспоминают, что птицы бывают белые серые коричневые черные сизые и пестрые, выбирают подходящий цвет бумаги и приступают к выполнению творческого задания.)

Воспитатель раскладывает конструкции для мобилей и раздает детям, в зависимости от количества изготовленных птиц и способа их объединения (стая, косяк, клин). Дети привязывают к бумажным силуэтам птиц прочные нитки (дырочки прокалывают зубочистками или острием простого карандаша) и прикрепляют на композиционную основу. Педагог напоминает, что птицы должны лететь в одну сторону и не мешать друг другу махать крыльями.

В конце занятия дети привязывают к бумажным силуэтам птиц прочные нитки (дырочки прокалывают зубочистками и прикрепляют на композиционную основу). Воспитатель напоминает, что птицы должны лететь в одну сторону.

После занятия дети завершают оформление мобилей и заканчивают совместно оформление композиции (лес, озеро, поляна и т.д.), изготавливая деревья из бумаги и озеро, и луг способом рельефной лепки. Наблюдают, как педагог при помощи родителей (пап) размещают мобили в интерьере групповой комнаты[14].


ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

Таким образом, что бы спроектировать развивающую среду в ДОО способствующей эстетическому воспитанию детей необходимо:

- общая культура взаимоотношений педагогического персонала, детей и их родителями. Эстетика внешнего и внутреннего облика педагога, стиль поведения и деятельности педагога должны быть эталоном для воспитанников;

- при проектировании эффективной развивающей среды в плане эстетического воспитания, имеет большое значение скоординированное сотрудничество с непосредственным окружением ДОО (достопримечательностей, культурных объектов, природных ландшафтов, других образовательных учреждений).

- эстетический аспект внутреннего оформления детского сада должен создаваться комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства;

- при эстетизации среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОО. грамотно организованный педагогический процесс, который строится на адекватных возрасту формах средства работы с детьми, в соответствии с ведущими принципами построения содержания.

-развивающая среда должна обогащаться и трансформироваться с использованием средств продуктивной творческой деятельности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Теоретический анализ научных трудов исследователей по проблемам эстетического воспитания дает основания сделать вывод, что до сих пор нет четкого научного понимания понятия «эстетическое воспитание». В настоящее время понятие «эстетическое воспитание» понимается в широком смысле и в содержание понятия вкладываются следующие:

- это, не только воспитание искусством, но и средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека;

- это педагогически руководимый и управляемый процесс;

- это систематическое и последовательное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

2. Определено, что развивающая среда как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок, способствует воспитанию у детей эстетического, художественного вкуса, формированию художественно-творческих способностей. Понимание значимости развивающей среды для эстетического воспитания ребенка в дошкольном учреждении ставит перед педагогами задачу квалифицированного подхода к его организации с учетом научно обоснованных психолого-педагогических требований.

3. Разработаны методические рекомендации проектирования развивающей среды в ДОО. Что бы спроектировать развивающую среду в ДОО способствующей эстетическому воспитанию детей необходимо:

- общая культура взаимоотношений педагогического персонала, детей и их родителями. Эстетика внешнего и внутреннего облика педагога, стиль поведения и деятельности педагога должны быть эталоном для воспитанников;

- при проектировании эффективной развивающей среды в плане эстетического воспитания, имеет большое значение скоординированное сотрудничество с непосредственным окружением ДОО (достопримечательностей, культурных объектов, природных ландшафтов, других образовательных учреждений).

- эстетический аспект внутреннего оформления детского сада должен создаваться комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства;

- при эстетизации среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОО. грамотно организованный педагогический процесс, который строится на адекватных возрасту формах средства работы с детьми, в соответствии с ведущими принципами построения содержания.

-развивающая среда должна обогащаться и трансформироваться с использованием средств продуктивной творческой деятельности детей.

4. Разработан конспект ННОД с элементами дизайна развивающей среды с целью: приобщать детей для создания детских дизайнерских работ, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Биличенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития: приложение к журналу «Управление ДОУ». Г. Г.Биличенко.-М.: ТЦ Сфера,2005

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст] / П.Г. Богатырев - М.: Искусство, 1971

Богозов Н.З. Психологический словарь [Текст] / Н.З. Богозов, И.Г. Сахаров; под ред. Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. - Магадан, 1965

Болдырев Н.И., Гончаров М.К. и др. Педагогика: Учебное пособие для пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1968. - 526 с.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. -64с.

Дошкольная ᴨȇдагогика. Учебное пособие для студентов ᴨедагогических институтов по сᴨециальности «Педагогика и психология». Под ред. В.И. Логиновой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.

Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

Зеленкова, И.Л., Беляева, Е.В. Этика [Текст]/ И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. - Минск: Тетра Систенс. – 1997

Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь., «Академия», 2001.-176 с.

Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 120 с.

Крысько В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2004

Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. «Изодеятельность и детская литература. Интеграция искусств в детском саду. «Карапуз» М.,2009г.- 47с.

Микляева Н.В. Интегративная предметно развивающая и игровая среда детского сада Текст / Н.В. Микляева. – М.:УЦ Перспектива, 2011. – 208с.

Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н. Шацкой – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1995. – 183с.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.

Петровский В. А.., Кларина Л. М., Смывина Л. А. и др Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] /– М.: Наука, 2003. – 211 с.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Пособие для учеб. заведений профтехобразования - М.: «Высш. шк.», 1984

Радугина А.Л. Эстетика [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. А.Л. Радугина. - М.: Центр, 1998. - с. 240.

Савенков А.И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства. - М., 1999

Харламов И.Ф. Педагогика.- М., Гардарики, 1999. – с.520

Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980

Эстетика педагогического общения // Педагогический процесс как культурная деятельность: Сб. материалов и тезисов докладов VI междунар. научно-практ. конф. 16-17 октября 2008 г. В 2-х т. Т.1 / Сост. и отв. ред. Н. В. Цицилина. Л. Н. Разина. – Самара: Изд-во ГОУ СИПКРО, 2008

Эстетика: словарь./ Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. М.,1989; c.451

Эстетическое воспитание школьников [Текст] / под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1974. - с 304

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.