Статья «Образовательная среда колледжа культуры и искусств как средство патриотического воспитания студентов»
«Образовательная среда колледжа культуры и искусств как средство патриотического воспитания студентов»
Аннотация
В данной статье речь идет об образовательной среда колледжа культуры и искусств, как средство патриотического воспитания студентов.
Рассматриваются особенности и критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности, роль и место дисциплин гуманитарного цикла в формировании гражданской позиции и воспитании студентов, предлагаются мероприятия по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: духовно-нравственного воспитания, патриотического воспитания, воспитания патриотизма, основы патриотического воспитания, воспитания культуры патриотизма, дисциплин гуманитарного цикла, патриотического и нравственно-духовного воспитания.
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Воспитание чувства патриотизма у студентов колледжа — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, колледжу, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности студента.
Успех в воспитании патриотических чувств у студентов может быть, достигнут только в том случае, если сам преподаватель будет знать историю своего города, своей страны, своего края.
Под воспитанием студента понимается, прежде всего, комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности общественно значимых качеств, отражающих его всестороннее развитие.
За время работы в колледже культуры и искусств мною разработаны критерии патриотической воспитанности студентов:
целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
патриотическая деятельность (осознанное активное участие в практических мероприятиях патриотической направленности).
Поступающие в наш колледж студенты, как правило, имеют разный уровень патриотической воспитанности:
либо для молодёжи целенаправленность жизни не является главной определяющей;
либо молодые люди имеют цель в жизни;
либо патриотизм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни.
Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания студентов в нашем колледже.
Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, уважение Конституции государства, государственной символики, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения.
Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Патриотизм наших студентов наглядно проявляется в коллективных настроениях (общий настрой группы на уроках, во внеклассных мероприятиях, в общественной и спортивной жизни колледжа), в родственных чувствах к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам, в оценках к образу их жизни, к истории, к культуре, к государству, к системе основополагающих ценностей. [Журнал, Патриот Отечества, 2017, с. 15]
На протяжении всего образовательного периода в нашем колледже студенты вовлечены в процесс патриотического воспитания через привлечение к участию в различных конкурсах и мероприятиях, так например, каждый год студенты учувствуют на военных сборах в Учебном центре Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.В. Яковлева МВД России г. Искитим, с целью освоения знаний, умений, навыков строевой и начальной военной подготовки.
Безусловно, воспитание личности – патриота в студенческий период осуществляется в течение всего учебно–воспитательного процесса: и во время учебной деятельности (в рамках изучения дисциплин) и во внеклассной деятельности.
Естественно, при планировании мероприятий по патриотическому воспитанию возникают трудности. В частности, до сих пор в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию материалов по культуре мышления и толерантности, мало книг для подростков, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать стремление принести пользу Отечеству.
Одной из эффективных форм воспитательной работы является открытые внеклассные мероприятия, которые позволяют осуществить поиск и апробацию новых форм воспитательной работы, направленных на формирование патриотизма. Проекты к Дням воинской славы, исследовательские рефераты, творческие работы, презентации – вот далеко не полный перечень форм патриотической работы, которые используются со студентами.
Творческие проекты – вот, пожалуй, главный элемент, который мне хочется выделить в проводимой воспитательной работе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работая в тесном сотрудничестве с преподавателями истории, литературы, обществознания, экологии и биологии, с преподавателями специальных дисциплин по той или иной профессии, которую получают студенты нашего колледжа. Предметники отвечают за содержательную составляющую проекта, информатики за поиск и обработку информации, а также за должный уровень оформления результатов работы. Так появляются наработки проектов, посвященные различным страницам в истории нашей страны, и в истории родного края.
Воспитание патриотических чувств студентов нашего колледжа происходит через приобщение к культурным и историческим ценностям, процессам сохранения природы, охраны исторических памятников, народных ремесел, фольклора, через различные формы вовлечения студенческой молодежи в различного рода творческую деятельность: творческие и экспериментальные исследования, художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали и конкурсы. [Воронова,2008, с.153]
В решении проблемы формирования патриотизма будущего специалиста значительную роль играет среда образовательного учреждения, где значительное место отводится патриотическому воспитанию с высоким содержанием.
В заключении хотелось бы отметить, что заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований.
Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования преподавателя, здесь, несомненно, важен метод личного примера преподавателя по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.
Литература
Воронова Е.А. Воспитатель патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Изд. 2-е, перер. и дополн. – Ростов н/Д: Фенекс, 2008. – 282 с.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы [Текст] Постановление Правительства Российской Федерации. - 30.09.2015г. № 1493
МОСКВА
Патриот Отечества. – 2017. - №1 – с.15-17