Методическая разработка « Типовые задания, как средство формирования УУД»
Типовые задания, как средство формирования УУД.
1.Типовые задания, как средство формирования познавательных УУД.
Типовые задания для формирования познавательных УУД, можно представить следующим образом:
1. Задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету. Они развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
Примеры заданий:
1. Люди каких профессий используют карты в своей работе?
2. Какие инструменты, кроме линейки, ты знаешь для измерения длины?
3. Знаешь ли ты, какими единицами длины пользуются закройщики?
4. Узнай, что такое черчение. Кто использует в своей работе чертежи?
5. Узнай происхождение следующих слов: варвар, булава, Русь и т. д.
6. Подбери текстовую информацию к словарной статье на тему «Осень»
(Проект «Рассказ о слове». 3 класс.)
Фрагмент урока:
Попробуем теперь узнать про слово, как можно больше, создав проект.
- Продукт нашего проекта будет представлен в виде статей о слове, которые мы объединим в небольшой сборник
-Ребята, как вы думаете, где можно найти информацию о словах?
-Какими источниками информации воспользуетесь?
-Сегодня наш урок проходит в кабинете информатики не случайно.
-Как вы думаете, почему?
- Итак, мы будем искать информацию о словах в интернете и в словарях. - А кто знает, что такое СЛОВАРЬ?
-Какие бывают словари? Какие из них нам понадобятся?
Возможность личного выбора в соответствии со своими интересами и возможность выхода в собственный проект создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
2. Дифференцированные задания
предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений. Такие задания открывают возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Учебная дисциплина: русский язык
Задание № 1
Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных»
Цель: развитие умения сравнивать, анализировать и классифицировать (распределять объекты по группам )
Инструкция:
1-в Найди в предложениях существительные в И.п., которые являются подлежащими.
Затем – имена существительные в В.п., которые являются второстепенными членами..Укажи падеж над словами.
2-в Выбери из предложений и запиши в 2 столбика существительные в И.п. и В.п.
Охотники зажгли большой костёр. В солнечный день ребята решили пойти на каток.
Зимний морозец приятно щипал лицо. Метель занесла высокий дуб снегом. Путники перешли снежный перевал.
И.п. охотники ребята морозец метель путники |
В.п. костёр на каток лицо дуб перевал |
Задание № 2
Тема: «Род имён существительных»
Цель: развитие умения сравнивать, анализировать и классифицировать ; проверять предположения, доказывать правильность собственного выбора
Инструкция:
1-в Определи род имен существительных. Подчеркни орфограммы.
Ива, капитан, окно, учебник, дитя, девочка, море, учитель, книга, комната, ремесло, палец, ветер, вешалка, весло
2-в Распредели имена существительные по столбикам в зависимости от рода. Добавь в каждый столбик по 2 слова из словаря. Подчеркни орфограммы.
Ж.р. ива девочка книга комната вешалка ……… ……… |
М.р. капитан учебник учитель палец ветер ……… ……… |
Ср. р. окно дитя море ремесло весло ……. …… |
3-в Выпиши из словаря существительные в 3 столбика по 5 слов в зависимости от рода.
Составь и запиши с одним из слов предложение.
Учебная дисциплина: окружающий мир
Прием «Причина-следствие»
Цель: развитие умения у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание приема: На этапе актуализации знаний я предлагаю найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах).
Тема: «Мир глазами эколога»
Задание 1.
На уроке изучения нового материала в блоке «Экологические проблемы», выстраивали цепочку причинно-следственных связей исчезновения тропических лесов.
- Исчезновение лесов это причина или следствие? Если это следствие, попробуйте по тексту определить причины.
(Ребята определяют причины: заготовка древесины, строительство дорог, расчистка под поля).
Далее предлагаю продолжить им цепочку, в которой вырубка лесов теперь причина, и необходимо найти следствие. После того, как следствие найдено предлагается вопрос:
-Что, по вашему мнению, необходимо сделать для спасения тропических лесов, а для этого продолжите цепочку. Далее возвращаю детей к первоначальным причинам, и обговариваем способы решения. Через групповое мини-исследование выдвигаем гипотезу: можно ли решить эти проблемы в сохранившихся тропических лесах.
Тема: «Свойство снега и льда»
Задание 2.
На этапе мотивации ребятам предлагается объяснить смысл поговорки «Много снега - много хлеба». Назвать, что в этой поговорке является причиной, а что следствием. Выдвигаю гипотезу: всегда ли большое количество снега – это хорошо?
Прием «Логическая цепочка»
Цель: развитие умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.
Описание приема: на этапе мотивации я предлагаю из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.
Тема: «Части растений»
Задание 3.
- «В какой последовательности появляются части у растений?»
( сухие семена – наклевывающиеся семена – проросток с корешком – проросток с изогнутым стеблем – проросток с листьями – сформировавшееся растение)
Тема: « Природные зоны. Степи»
Задание 4.
Пример: восстановите причинно-следственные, логические связи.
1. Черноземы степей очень плодородны.
2. Степные растения стали исчезать.
3. Человек распахал степи.
4. Стали исчезать животные.
5. Сокращение площади диких степей.
Приём: “Развиваем логику”.
Тема урока: «Имя прилагательное»
Цель: развивать воображение, логическое мышление
Задание №5
Инструкция:
1. По определению назови слово:
хрустящий, зелёный, пупырчатый;
маленькая, пугливая, компьютерная;
интересная, толстая, библиотечная.
2. Придумайте два аналогичных примера.
Прием «Почемучка».
Тема: «Природные зоны»
Цель: развитие практического мышления, формирование умения выделять причину и следствие изучаемых явлений, составление цепочки причинно-следственных связей.
Описание приема: в ходе игры или эвристической беседы учащиеся объясняют одно из следствий, но это объяснение влечет за собой следующий вопрос «Почему?» и так далее, пока не будет названа изначальная причина данной логической цепочки.
Вопрос:
- «Почему происходит смена природных зон?»
- «Почему с севера на юг, а не с запада на восток?»
-«Почему изменяется влажность?»
«Почему изменяется температура?»
3. Интеллектуальный марафон
Задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Они ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.
Учебная дисциплина: русский язык
Тема: «Парные согласные в конце слова»
Цель: учить планировать свою деятельность, искать пути решения проблемы ; формировать навыки контроля и самоконтроля; развивать умения договариваться и слушать друг друга (если работа в парах)
Задание № 1
Инструкция:
1. Отгадайте ребусы. Проверьте парные согласные в конце слова, подберите к ним проверочные слова.
Числовые ребусы покажу я вам,
А вы покажите их своим друзьям!
100г 3котаж па3от |
3умф 100лб 100рож |
Задание №2
Инструкция:
1. Получилось чтоб словечко,
Найдём для буквы мы местечко.
ДУ Г
СУ Т
ША Б
РА П
ГО К
ПО Т
РО Д
2. Назовите слова, которые у вас получились. Какое правило можно к ним применить?
Задание №3
Инструкция:
1. Сделай словооборот,
Прочти слова наоборот.
Пулут, дурт, залг, зов , генс, гарво , дзеоп, долох , дярто, дебо, дог, шрё ,жиртс, шыднал.
2. Вспомни правило к словам,
Написанье объясни всем нам!
3. Займёмся стихосложением с одним из данных слов.
Например:
Белый,нежный и душистый
Майский ландыш серебристый
На крючочек ёрш попал
И подумал: «Я пропал!»
4.Творческие задания
Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
Учебная дисциплина: литературное чтение (1 класс )
Задание 1.
Тема: И.З. Суриков «Детство». А.А. Блок «Ветхая избушка».
Цель: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию и ключевым словам, сравнивать произведения и героев.
Прочтите фамилии авторов.
Прочтите название стихотворения.
Рассмотрите иллюстрации.
Как вы думаете, о чем расскажет 1 стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.
Сравните это стихотворение со 2 стихотворением. Что в них общего?
Чем эти два стихотворения отличаются?
Задание 2.
Данное упражнение используется на этапе объявления темы урока.
Приём: “Составь слово”.
Цель: тренировка внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
Инструкция: в словах, которые я назову, запоминайте букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.
1. Глухой – ф, звонкий –…
2. Предпоследняя буква в слове “ветер”.
3. Стоит за буквой Р.
4. Суффикс в слове “речной”.
5. Первая буква алфавита.
Ответ: весна.
Задание 3.
Приём: игра «Назовите буквы»
Цель: развивать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомить с иллюстрациями букв.
Инструкция:
1. Назовите сказочные буквы
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!
Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
2. Типовые задания, как средство формирования коммуникативных УУД
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
Учебная дисциплина: окружающий мир
Тема: «В царстве грибов» (3 класс)
Инструкция: Разделитесь на группы. Подготовьте рассказы о грибах. Используйте информацию из дополнительной литературы.
Задание 1.
1 группа
Найти лексическое значение слова ГРИБНИЦА
1. Работа с толковым словарём
2. Работа с учебником, стр.112, 2 абзац
Задание 2.
2 группа.
Подготовить сообщение на тему:
«Грибы из Красной книги России. Разнообразие плодовых тел.»
Задание 3.
3 группа
Подготовить сообщение на тему: «Зачем грибы в лесу».
1. А. А.Плешаков. «Зелёные страницы», с.61-62
2. А.А. Плешаков «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». «Мухомор»
Задание 4.
4 группа.
Подготовить сообщение на тему:
«Съедобные и несъедобные грибы. Грибы-двойники»
1. А. Плешаков. «Зелёные страницы», с.64-66
2. А. А.Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»
3. Карточка с заданием: подписать картинки и соединить стрелками грибы-двойники
Задание 5.
5 группа.
1.Игра « Съедобные и несъедобные грибы». Разделить грибы на 2 группы, используя фишки.
2. Нарисовать запрещающий знак: « Не сбивай мухоморы в лесу!»
Я привела примеры только небольшой части заданий, которые формируют различные УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе познавательных или к группе коммуникативных УУД - это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны. И формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.