Статья «Развивающее обучение в рамках кружковой работы в общеобразовательном учреждении»

0
0
Материал опубликован 13 May 2019

 

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Эффективность реализации потенциала современного человека в профессиональной и коммуникативной сферах зависит от способности самостоятельно решать различные задачи, находить выход из сложных ситуаций, оценивать новые условия, мыслить. Важную роль в воспитании сильного гибкого мышления, свободного от стереотипов, играет школа, в стенах которой развивается ребенок. Именно в учебном заведении формируются и совершенствуются различные способы изучения окружающего мира. Возрастные особенности младших подростков предопределяют возможность развития природного потенциала. Детей необходимо учить сравнивать, обобщать, сопоставлять, классифицировать, рассуждать, делать выводы. Ученики четвертых, пятых и шестых классов проявляют высокий уровень познавательной активности, способны освоить разнообразные способы решения интеллектуальных задач, легко принимают форму игры, нестандартные условия, предлагают множество решений, которые далеки от стереотипов. Для младших подростков интересны различные способы расширения круга знаний о мире, школьники с радостью ищут пути его преобразования, выявляя при этом свои индивидуальные особенности. Поиски выхода из различных ситуаций учат детей решать проблемы, важные для них лично.

В данной статье мы презентуем программу факультативного курса «Учись думать», разработанную психологом-методистом высшей категории М.Г.Глушко для учащихся 9-11 лет [1]. Программа входит в «Перечень программ для компонента общеобразовательной организации, рекомендованных в 2016-2017 учебном году» МОН ДНР [2]. Программа, построенная на принципах развивающего обучения, реализуется на базе МОУ ОШ №36 г. Макеевки. Программа «Учись думать» предлагает цикл занятий, позволяющий детям практически освоить и повысить уровень выполнения мыслительных операций, развить способность творческого воображения, мышления. Цель факультативного курса «Учись думать» – помочь детям научиться мыслить эффективно, самостоятельно развивать природный потенциал, глубоко и прочно усваивать учебный материал, а в будущем стать успешными, адаптированными к современным условиям личностями. Педагоги на занятиях кружка повышают уровень учебной мотивации, развивают умственные способности школьников и учат их познанию окружающего мира и успешному общению.

Основные задачи: развивать интеллектуальную, коммуникативную, поликультурную, информационную и другие компетентности; обучить детей эффективно выполнять мыслительные операции на материале учебных предметов и ситуаций неучебного характера; развивать способность к творчеству; помочь выявить профиль интересов и склонностей; стимулировать стремление к самореализации и саморазвитию.

Учащиеся на факультативных занятиях должны научится выделять понятия, обозначающие часть и целое, приводить свои примеры, осмысливать и делать выводы о взаимосвязи родовых и видовых понятий, характеризовать объекты с точки зрения их назначения, давать оценку функциям предметов, приводить примеры их необычного применения, решать обучающие тестовые задания , точно выражать свои мысли и отражать факты, работать по алгоритму, рассуждать, подтверждая свои мысли обоснованными аргументами и, делая логические выводы, самостоятельно создавать задачи на воображение.

Реализация программы курса предполагает использование следующих методов и видов творческих работ: развивающие интеллектуальные и коммуникативные задачи в форме игры, соревнования, беседы, дискуссии, викторины, тестовые задания, эксперименты, графические и вербальные формы поиска решений, творческие работы и их защита и др. Оценка учебных достижений учащихся осуществляется с помощью стандартных психодиагностических методик.

Первый раздел программы факультативного курса «Учись думать» знакомит школьников с темой кружка. Второй раздел включает упражнения для развития мышления. Занятия третьего раздела спланированы с целью научить мышлению по ассоциациям, умению формулировать вопросы. В четвертом разделе предлагается провести тренинг творческого воображения. Пятый раздел дает школьникам представление о науке и научной деятельности, о профессиях прошлого и современности. Большая часть занятий посвящена практическому обучению умственным операциям, решению творческих задач на материале учебных предметов, ситуаций и явлений окружающего мира. В качестве основной формы работы рекомендуется применять комбинированный урок.

С целью ресурсного обеспечения разработаны материалы для проведения занятий с учениками. Они содержат упражнения, задания, справочную и теоретическую информацию с учетом возрастных особенностей школьников. Наличие дидактических материалов для каждого ученика, поданных в приложении к программе «Учись думать», обеспечивает высокую познавательную активность детей и эффективность проводимой работы. На первом и последнем занятии автором программы рекомендуется провести анкетирование, результаты которого помогут определить уровень познавательной активности и выяснить, насколько эффективным было обучение.

Программа факультативного курса «Учись думать» М.Г.Глушко прошла апробацию на базе МОУ ОШ №36 г. Макеевки в 2016-2017 учебном году и сейчас успешно применяется в учебном процессе. Каждый учебный год руководители кружка пересматривают программу факультатива и дополняют новыми темами и заданиями. По нашему мнению, данная программа может эффективно использоваться и в других общеобразовательных учебных заведениях республики.

Список литературы:

1. Глушко М.Г. Программа факультативного курса «Учись думать». – Донецк, 2016. – 56 с.

2. Перечень программ для компонента общеобразовательной организации, рекомендованных в 2016-2017 учебном году МОН ДНР [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.mondnr.ru/wp-content/uploads/2016/Prikazy/863P.pdf


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации