Статья «Обучение младших школьников в рамках компетентностного подхода»
Коблякова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ инженерно-технологическая школа №27г.Липецка
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация: Данная статья посвящена вопросам реализации компетентностного подхода при обучении иностранному языку младших школьников в общеобразовательной школе. Автор раскрывает сущность, задачи и цели компетентностного подхода, а также условия и методы его реализации в процессе обучения младших школьников.
Ключевые слова: компетенция, классификация компетенций, компетентность, компетентностный подход.
Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения.
Проблема перехода к компетентностной модели обучения не является новой для отечественной педагогики. Она находит освещение в работах М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и др. С учетом компетентностного подхода созданы концепции и модели труда учителя (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов,В.А. Сластенин и др.). Начаты исследования по разработке компетентностного подхода в сфере общего образования (И.А. Зимняя, Н.А. Гришанова, А.И. Савенков и другие).
Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Цель сегодняшней школы – формирование ключевых и предметных компетенций. То есть в основе компетентностного подхода лежат понятия «компетенция» и «компетентность». Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода.
Однако, как показывает проведенный анализ педагогических исследований и образовательной практики, существует противоречие между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников.
Компетентностный подход при обучении иностранному языку – подход в обучении, для которого характерны овладение обучающимся знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.
Понятия компетенции и компетентностный подход не имеют точного и единого определения среди лингвистов, которые исследовали данный вопрос, так как каждый из них рассматривает данное понятие с различных сторон, но в одном они схожи, что формирование компетенций в процессе образование просто необходимо. Компетентностный подход представляется нами как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К условиям перехода на принципы компетентностного подхода можно отнести:
разработку соответствующего содержания образования;
использование личностно-ориентированных технологий и активных методов и форм работы;
сотрудничество (школа, обучающиеся, семья и социальное окружение), как условие обеспечивающее формирование ключевых (базовых) компетенций;
переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров с учетом принципов компетентностного подхода;
перестройку управления образовательными учреждениями [1: 35].
Использование компетентностного подхода при обучении иностранному языку предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.
Компетентный подход в образовании предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях.
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «строго следования учебному материалу», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Отсюда, для каждого учителя главной целью образовательного процесса является формирование ключевых компетенций, при этом повышая качество образования и уровень интеллекта обучающихся в определенной области знаний. Личностный опыт обучающегося становится основой формирования ключевых компетенций.
Достижению данной цели, на наш взгляд, способствует целый ряд педагогических условий. Мы предлагаем рассматривать эти условия как совокупность взаимосвязанных учебных практик, реализация которых может быть обеспечена средствами образовательной и культурной среды учреждения общего среднего образования, активным участием субъектов образования, заинтересованных в овладении предметной компетентности. К числу таких условий мы относим:
Обеспечение демократического стиля преподавания. Демократический стиль преподавания стимулирует обучающихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. Данный стиль общения способствует реализации способа сотрудничества между учителем и обучающимися.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Сочетание урочной и внеурочной деятельности. Организация и проведение элективных курсов наряду с базовыми учебными предметами, а также индивидуальных тренингов и консультаций помогут реализовать способности и потребности обучающихся.
Дифференцированный подход в подборе и оценке выполняемых заданий.
Учителю необходимо создать гибкую систему оценивания заданий по предмету, учитывая их индивидуальные образовательные особенности обучающихся.
Построение индивидуальной образовательной траектории для обучающихся.
Создание данного условия предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ реализации для каждого обучающегося в отдельности. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями.
Развитие самостоятельности, инициативы обучающихся. Убеждены, что инициатива со стороны обучающихся должна всячески поощряться учителем. Назначение этого педагогического условия заключается в гибкой систем взаимодействия, обеспечивающей самостоятельную работу учащихся, направленную на переход учащихся с низкого уровня на средний и высокий уровень интеллектуальной компетентности.
Мониторинг хода и результатов образовательной деятельности обучающихся. Любая деятельность состоит из нескольких этапов реализации замысла, последним из которых являются анонсирование результатов работы. Возможность демонстрации своих личных достижений в открытой атмосфере выставочной экспозиции, концерта, конференции, проекта, переживание ситуации успеха помогают обучающимся объективно оценить свое место и интеллектуальный потенциал [3: 140].
Для реализации компетентностного подхода в учреждениях общего среднего образования используются различные методы формирования ключевых компетенций:
обращение к прошлому или к только что сформированному опыту обучающихся;
открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказываются задействованными: непосредственно-субъектная позиция обучающихся и опосредованно – прежний опыт;
игровая деятельность: ролевые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
интерактивность – это возможность взаимодействия;
проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст [7:56].
Следовательно, для успешной реализации компетентностного подхода в процессе обучения младших школьников необходимо использовать различные методы, средства и формы обучения для того, чтобы обучающиеся могли использовать и реализовать свои возможности в различных нестандартных ситуациях.
Литература
Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 2004. – 201 с.
Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку 1–4 классы [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова – М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 137–143.
Семенова В. Уроки языковой компетенции. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://valentinasemenova.ru/urovni-yazy-kovoj-kompetentsii.html
Сокорутова Л.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе / Л.В. Сокорутова // Проблемы и перспективы развития образования. –2011. – №4 - С. 176–179.
Хуторский А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования / А.В. Хуторский // Народное образование. – 2003. – №.5. – С. 55–61
Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие: Методическое пособие - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. - 66 с.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. - М., 2004. –106 с.