Доклад «Реализация ФГОС учащихся с ОВЗ»
Доклад на тему:
«Реализация ФГОС
учащихся с ОВЗ»
Подготовила: учитель нач. классов
В.Н. Белавина
Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .
Я начала работу с составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.
На родительском собрании рассказала о введении ФГОС для детей с ОВЗ. Сразу были приобретены папки для портфолио учеников, т.к. одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А как можно зафиксировать эти творческие способности? На мой взгляд, только с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика. Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует, а варианты для общеобразовательных классов нам не совсем подходят. Поэтому, я сама выбрала разделы, которые ,на мой взгляд, наиболее оправданы для коррекционных классов.
Основная функция портфолио учеников основной средней общеобразовательной школы - возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы. Для ученика с ОВЗ эта функция неприемлема, т.к. наши выпускники не поступят в ВУЗы. А для профессиональных училищ оно не столь важно.
Основная функция портфолио ученика коррекционных классов- показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем протяжении обучения в школе. Каждый из родителей ждет от педагогов положительной динамики развития своего ребенка, при этом зачастую перекладывая роль воспитания и развития на педагогов. Поэтому составлять, оформлять и пополнять портфолио приходится учителю. К сожалению существует финансовая проблема в оформлении.
Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ? Все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты, дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п.
В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.
Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
- регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.
В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
ИКТ;
проектная технология;
исследовательская технология;
здоровьесберегающей и игровой технологий.
Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. Стараюсь придерживаться структуры урока по ФГОС.
Также разработана воспитательная система класса, цель которой – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Одной из проблем, на мой взгляд, является имеющийся в коррекционной школе УМК. Особенно много вопросов вызывают учебники математики и отсутствие методической литературы.
Используемые ресурсы: