Реализация ФГОС в патриотическом воспитании школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
Реализация ФГОС в патриотическом воспитании школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
Новикова Татьяна Андреевна
учитель коррекционного класса
ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту успешность современного человека определяют его знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый образ жизни.
Значимость патриотического воспитания детей с ОВЗ особенно остро стоит в современный период в связи с утратой людьми нравственных ценностей.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования.
Актуальность данного вопроса о повышении уровня патриотического воспитания у детей с ОВЗ особенно необходим.
Ниже перечислены ценности, которые необходимо развивать и закреплять у детей с умственной отсталостью в первую очередь:
- патриотизм
- ответственность
- чувство собственного достоинства
- доброту
-гордость за свою страну
-уважительное отношение к окружающим людям.
Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. Кружковая или внеурочная деятельность имеет целый ряд направлений. Я выбрала гражданско-патриотическое направление и разработала программу внеурочной деятельности «Что такое хорошо, что такое плохо» для детей с умеренной умственной осталостью.
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, развитие нравственной, социально - адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, воспитание уважения к культуре и истории страны).
Задачи:
- изучение природы, истории и культуры Отечества, родного края
- формирование ведущих интегративных качеств личности
- воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры народа, сохранения традиции.
- формирование потребности в чистоплотности, аккуратности, опрятности, поддержании порядка
- формирование представления о доброте и щедрости, доброжелательном отношении к окружающим
- формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми
- формирование представления об экстремальных (чрезвычайных) ситуациях и правилах поведения в них
- развитие нравственных качеств личности
- воспитание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных
- формирование навыков общения со сверстниками, учителями, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях
- формирование умения принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий
- воспитание чувства самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания.
Система патриотического воспитания во внеурочной деятельности включает в себя:
Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных (дистанционных) путешествий по историческим местам и культурным памятникам России.
В программу «Что такое хорошо, что такое плохо» включены классные часы, беседы, встречи с ветеранами войны и труда, возложение цветов к памятникам исторического прошлого.
Мы все помним и чтим заслуги ветеранов ВОВ. Ежегодно силами наших детей и родителей готовим подарки ветеранам, учим стихи и песни, разучиваем танцы и поем песни из строя, чтобы их порадовать. Трепетное отношение к истории нашей страны и людям, грудью защищавших нашу родину, поможет вырастить поколение настоящих патриотов.
Каждый гражданин обязан знать символы своего государства. Мы получаем первоначальные представления о символике России и Иркутской области, формируются основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к своей родной земле, её истории. Итогом этих занятий становится составление герба своей семьи.
Провожу такие занятия, как экскурсии (в том числе и дистанционные), прогулки, знакомства с памятными местами, встречи с интересными людьми, уроки-путешествия, экологические викторины и т.д.
Участие в общешкольных мероприятиях историко-патриотического содержания: конкурс патриотической песни, конкурс рисунков и поделок к различным конкурсам «Я за мир», акция «Za Nаших Zемляков» и др.
Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям малой родины. Знакомство с культурой других народов, населяющих наших страну. (Одна из таких экскурсий была совершена в «Музей на свалке ТБО» это уникальное место в нашем регионе, про которое говорят: «Что лучше один раз увидеть». Там есть все: огромные парусные лодки с викингами, огромные сказочные богатыри, огромнейший трансформер «Бамбмли» где представлено множество композиций нескольких исторических эпох).
Работая и посещая данные занятия у детей появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Пройдет время. Трудно сказать, как сформируется характер ребят, кем они станут в будущем, но я уверена, что дети крепко полюбят нашу страну, родной Иркутск, в котором они выросли, будут честно трудиться на благо своей Родины. Ниже фото с акции: |
Музей на свалке: