Справочный материал «Реализация механизмов защиты прав детей на территории Российской Федерации»

3
0
Материал опубликован 18 May 2023

Тема: «Реализация механизмов защиты прав детей на территории Российской Федерации»

Введение

Вопросы работы в области защиты детей и прав детства остаются актуальны всегда. Причиной этого, стало накопление нерешенных проблем в этой сфере. Значительное число мер, предпринимаемых органами государственной власти, местного самоуправления недостаточно эффективны для решения проблем.

Защита прав ребенка – приоритетная задача государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции устанавливают, что обеспечение прав ребенка является приоритетной задачей любого государства, всех государственных органов и судов. Согласно принятой Конвенции, каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства.

Дети не должны расти в условиях голода, рабской эксплуатации и жестокости со стороны родителей или иных взрослых людей. Конвенцией определены все важнейшие права ребенка (права на имя, на гражданство, на жизнь, знать своих родителей, воспитываться в семье и другие);

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

Главный закон государства устанавливает, что права и свободы человека том числе и несовершеннолетнего) являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства.

Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023). Данный закон определяет, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства, регулирует осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей, устанавливает условия и порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, устанавливает права и обязанности родителей.

Жилищный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023). Данный кодекс поддерживает позицию по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция). Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Другими нормативно-правовыми актами.

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.

Международное право о защите детей.

Международные договоры и обязательства являются неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека Организации Объединенных Наций дети имеют право на особую заботу и помощь. Российская Федерация является участником Конвенции ООН по правам ребенка.

Согласно Конвенции (статья 3), государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конвенция устанавливает (статья 9) обязательство государств- участников обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Вместе с тем, Конвенция требует от государств-участников (статья 19) принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Содержание международных обязательств Российской Федерации раскрывается в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых на 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 г.), Берлинских обязательствах в отношении детей, принятых на Конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16-18 мая 2001 г.).

В 2009 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую Социальную Хартию, приняв на себя дополнительные обязательства по обеспечению социальной, юридической и экономической защиты детей, молодежи, семей.

Российское законодательство в области защиты прав детей.

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

 Конституция РФ,

Семейный кодекс РФ,

Гражданский кодекс РФ,

Уголовный кодекс РФ,

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др. 

Российское законодательство Конституция РФ гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Закон также защищает и отцов: обеспечивая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); устанавливая, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Эти положения Основного Закона доказывают, что семья, брак, рождение и воспитание детей — это не только и не столько частные дела отдельно взятой семьи. Это то, что имеет жизненно важное значение, от чего зависит нетолько наше будущее, но и будущее всего человечества. Статистика свидетельствует, что в Российской Федерации продолжается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, и лишь 12 — 13% из них — настоящие сироты, т.е. родители которых скончались. Остальные — это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях, сбежавшие из дома, вынужденные шататься по улицам в сомнительных компаниях.

Причиной тому в большинстве случаев является насилие. Согласно ст. 1 СК РФ семейное законодательство исходит из необходимости: укрепления семьи; построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав. В Конвенции о правах ребенка сказано, что государства — участники этой Конвенции осознают и соглашаются с тем, что семье должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по созданию условий для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей. Защита семьи, материнства, отцовства и детства может выражаться по-разному, например, в выплате пособий, открытии и содержании родильных домов и детских садов.

Понятия «защита детства» и «защита прав детей».

Положения Конституции Российской Федерации говорят о «государственной поддержке» (статья 7) и «государственной защите» (статья 38) семьи и детства. Если под поддержкой следует понимать самые разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого, благоприятного функционирования института семьи, детства в целом, то защита предполагает снятие и преодоление имеющихся угроз и рисков.

Вместе с тем, эти нормы для каждого случая индивидуальны и относятся к сфере семейной и социальной политики в целом. На основе этих норм выстраиваются самые различные механизмы в сфере демографического развития (стимулирования рождаемости), поддержания благосостояния семей и детей (меры социальной поддержки, пособия и льготы), обеспечения образования и медицинской помощи, отдыха и оздоровления, культурного развития.

Защита прав детей (ребенка) предполагает выполнение и контроль государством своих функций по обеспечению реализации прав каждого гражданина, в том числе несовершеннолетнего. Установленные международными договорами, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации права граждан должны быть обеспечены и выполнены, а в случае нарушения восстановлены, а нарушители привлечены к ответственности.

Дети сама не защищенная и уезвимая категория граждан, в силу особенностей развития, отсутствия юридической дееспособности, установлены их особые права и особые механизмы их обеспечения и защиты.

Защита прав ребенка: цели и механизмы.

При анализе реализации любых целей государственной политики, в том числе в обеспечении защиты прав граждан, важно соотношение устанавливаемых законодательством прав и механизмов, обеспечивающих их реализацию, в том числе, восстановление в случае нарушения. Без эффективных механизмов право становится общей декларацией. Механизмы обусловлены всей системой законодательства, опытом правоприменительной практики (в том числе, сложившимися стереотипами в трактовке тех или иных норм), историческими условиями развития тех или иных отраслей, государственных структур, наличием управленческой «воли» к созданию результативно работающей системы, наличием необходимых ресурсов, отношением граждан и многими другими факторами.

Разрыв между «идеалом» в реализации той или иной функции государства в этой области и практической ситуацией существует и будет существовать всегда. Вместе с тем, роль профессионально ориентированного специалиста на любом уровне – как практика, так и управленца любого ранга – в доступном ему масштабе создавать факторы и условия, которые бы позволяли гарантировать более полный и качественный результат. Критический анализ действующего механизма и нахождение возможности его совершенствования – непременное условие преодоления проблем. Разумеется, предполагается конструктивный и профессиональный подход как к критике, так и к формированию предложений по изменениям.


 Защита прав и интересов ребенка.

По Семейному кодексу РФ одно из главных обязанностей родителей – это защита прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Защита прав детей осуществляется исключительно в их интересах.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу на территории РФ наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родительскими обязанностями.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

орган опеки и попечительства;

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

прокуратура;

органы внутренних дел;

суд.

Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Полномочия отдела опеки и попечительства:

дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;

участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 ФЗ - 185 от 2 июля 2013 г., если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации (120-ФЗ).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;

обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;

в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;

иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;

предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;

присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;

пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;

другие направления информации.

Органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей.

Заключение.

Защита прав и интересов я положение детей, их прав, свобод устанавливается, контролируется и регламентируется в различных отраслях права и уровнях в Российской Федерации.

Однако, наиболее в полном объеме правовое положение детей раскрывается в семейном законодательстве. Данный закон определяет, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства, регулирует осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей, устанавливает условия и порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, устанавливает права и обязанности родителей.

Защита прав детей в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях:

- Федеральном: Уполномоченный по правам человека в РФ; Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования РФ; Министерство труда и социального развития;

региональном: департаменты, комитеты, комиссии и отделы с аналогичными функциями;

местном, где действуют те же органы, что и на региональном.

Список использованной литературы.

Бадальянц, Ю. С. Ребенок в российском обществе: историко-правовое исследование / Ю. С. Бадальянц ; под науч. ред. Н. И. Полищука ; Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. - Воронеж : Научная книга, 2016. - 305 с.

Певцова, Е. А. Права детей и молодежи в российской и зарубежном законодательстве: сравнительно-правовой подход / Е. А. Певцова; Междунар. юрид. ин-т. - Москва: МЮИ, 2015. - 283 с.

Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/protecting_children

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Семейный кодекс РФ. Москва 2010. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122- ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ) [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции. М., ИГПАН, 20013.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМАФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/27159/.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116087/.

А.М. Спивак. Защита прав детей и преодоление социального сиротства. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013 – 56 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.