Реализация персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников в Информационной системе «Электронное образование»
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать
В.В.Путин
Одним из основных понятий современного образования Федеральный государственный образовательный стандарт определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий, обеспечивающим всестороннее развитие личности обучающегося, является развитие профессионализма педагога, его готовность постоянно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагировать на изменения в образовательном пространстве, серьезно осваивать инновационные идеи. Курсы повышения квалификации – это одна из форм систематического повышения уровня педагогической компетенции современного учителя.
На протяжении многих лет в системе повышения квалификации преобладал такой подход, когда учителям (раз в пять лет) давали одинаковое содержание в одинаковой форме, отличие заключалось лишь в преподаваемом предмете. Заявку на курсы отправляло, как правило, образовательное учреждение в соответствии с планом курсовой подготовки и аттестации педагогических кадров. Но с выступлением в силу Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01 сентября 2013 года, согласно статье 47, изменился правовой статус педагога. Пункт 5гласит: «Педагоги имеют следующие права: … на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года». Наступил новый период, когда администрация образовательной организации не приурочивает прохождение педагогом курсовой подготовки к прохождению аттестации, а отслеживает прохождение педагогом повышения квалификации 1 раз в 3 года. Согласно ст. 28 ФЗ «Об образовании»: «К компетенции образовательной организации относятся: … п.5. прием на работу работников, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация ДПО работников. П.7 ОО несет ответственность… за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции».
Анализ новых образовательных стратегий и программы «Российское образование – 2020» позволил сделать вывод о том, что реализация условий для самостоятельной образовательной деятельности педагога может быть осуществлена в рамках персонифицированной модели повышения квалификации.
Массовая реализация новой Персонифицированной модели повышения квалификации работников образования в образовательных организациях МОиН РТ началась в системе «Электронное образование» на edu.tatar.ru осенью 2015 года. В основе персонифицированной модели лежит социальный заказ, заказ конкретного педагога системе повышения квалификации.
Каковы же преимущества персонифицированной модели? Прежде всего – это адресная, ориентированная на конкретного учителя, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей система обучения, а также адресное финансирование образовательных потребностей конкретного педагога. Это и выбор места повышения квалификации - самостоятельное формирование траектории развития или определение маршрута самим педагогом. А для образовательных организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ профессионального образования, - создание условий для конкурентного рынка программ ПК (отбор лучших программ повышения квалификации специально созданным Экспертным советом РТ).
Цель моей статьи – акцентировать внимание именно на особенностях функционирования модуля «Повышение квалификации» на портале edu.tatar.ru, а также на функционале всех участников процесса записи на курсы повышения квалификации в системе.
Хочу заметить, что педагоги, которые уже опробовали персонифицированную модель (запись на КПК через систему), стали требовательнее относиться к выбору курсов и к образовательным организациям, которые проводят курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку по персонифицированной модели.
Работа с модулем подразделяется на несколько этапов:
- К 1 сентября каждого учебного года система автоматически выбирает кандидатов на курсы повышения квалификации на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря); условие – прошло 3 и более лет с последнего повышения квалификации. Задача ответственного за курсовую подготовку педагогов по образовательной организации - провести разъяснительную работу с кандидатами на курсы повышения квалификации на очередной календарный год и отредактировать список кандидатов в системе. Для этого ответственные операторы проводят совещания с педагогическим коллективом, анализируют состояние Личных кабинетов кандидатов (заполнение всех разделов ЛК). В системе, в разделе «Повышение квалификации» (вкладка «Кандидаты») оператор ОО уточняет список кандидатов, по необходимости (в случае болезни, увольнения, прохождения курсов вне системы и т.п.) ставит причину отказа потенциальному кандидату.
- В первой половине сентября реализуется следующий этап - прохождение работниками образования анкетирования через личный кабинет. Педагог (под контролем оператора ОО) заходит в свой Личный кабинет, в раздел «Повышение квалификации» (вкладка Анкетирование), выбирает основу обучения (бюджетная или внебюджетная), отвечает на несколько вопросов, выбирает желаемую тему (направление) будущих курсов. На основе тем, выбранных педагогами в системе, формируются дополнительные профессиональные программы (модули) повышения квалификации работников образования тех образовательных организаций, которые будут выбраны Экспертным советом РТ для реализации программ дополнительного профессионального образования в будущем календарном году.
- В ноябре региональный оператор (МОиН РТ) осуществляет загрузку в систему Планов-графиков повышения квалификации работников образования Республики Татарстан
- С последней недели ноября и до середины декабря реализуется следующий этап - подача заявлений на курсы повышение квалификации работниками образования. Ответственные за реализацию этапа: операторы образовательных организаций. Под непосредственным контролем ответственного за КПК в образовательной организации, педагог через свой Личный кабинет в разделе «Повышение квалификации» (вкладка Подача заявления) выбирает дату, тему, организацию повышения квалификации. К сведению, подать заявление на курсы в системе имеет право педагог, который:
- является кандидатом на курсы на очередной календарный год
- прошел анкетирование в системе и выбрал бюджетную основу обучения
- педагогу присвоен Уникальный номер
Трудности и ошибки, возникающие у педагогов при записи на курсы:
- ограниченное количество тем курсов
- нехватка мест в группах по выбранной теме (модулю)
- выбор педагогами недостаточного количества часов курсов (24ч или 36ч вместо 64ч или 96ч)
- выбор программ курсов, проводимых образовательной организацией, расположенной в другом районе РТ
- невнимательность в выборе предметов, тем
- педагоги одного предмета часто группами выбирают один период повышения квалификации. При массовом уходе на курсы учителей одного предмета нарушается учебный процесс. И, чтобы такого не произошло, администрация ОО запрещает педагогам идти на курсы. Тем самым педагоги не являются на курсы без уважительных причин. На основании п.1ст.48 ФЗ «Об образовании»: «педработники обязаны: …7) систематически повышать свой профессиональный уровень. П.4. Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей»
- многие педагоги при формировании заявки сохраняют данные, но забывают нажать вкладку «подать заявку». В результате заявление в системе остается в статусе «черновик», запись на курсы не произведена.
Все, перечисленные выше проблемы, возникают в большей степени от не выполнения своего функционала ответственными операторами за курсовую подготовку в образовательной организации. Контроль и помощь операторов педагогам на каждом этапе работы с модулем «Повышение квалификации» - обязательное условие эффективного функционирования системы. От того, насколько слаженно работает тандем оператор ОО – педагог, зависит эффективность работы в направлении повышения квалификации педагогических работников в целом по образовательной организации.
Таким образом, наша общая задача - повышать уровень информационно-компьютерной компетентности педагогов. В условиях информатизации современного образования администрация образовательной организации должна работать не только над созданием благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в воспитательно-образовательный процесс, но и над созданием современного педагога, обладающего высоким качеством информационной культуры; человека с новым информационным мировоззрением.