Статья «Система организации методической работы как средство управления непрерывным образованием педагогических работников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

0
0
Материал опубликован 17 October 2018

Тема: Система организации методической работы как средство управления непрерывным образованием педагогических работников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Малеева Д.В. студент гр. 29ПОм170з/1

направление – Педагогическое образование

Научный руководитель: Плотников Л.Д., к.п.н.,

профессор

Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень

Аннотация: данная статья описывает различные аспекты организации методической работы в образовательной организации. Обоснована необходимость направленности методической работы на решение актуальных проблем и использование её как средства управления образовательной организацией в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: методическая работа, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ООО).

 Объектом исследования стала средняя общеобразовательная школа (далее - ОУ), которая находится в новостроящемся микрорайоне города и является центром спортивно-массовой, культурно-просветительной и оздоровительной работы микрорайона. Особенности контингента требуют от педагогического состава особых профессиональных навыков, основанных на индивидуально-дифференцированном подходе. Школу посещают высокомотивированные учащиеся, чьи родители покупают квартиры в новостройках, и дети из близлежащих поселков, где проживают, как правило, мигранты, чьи дети плохо владеют русским языком, и семьи «группы риска». Обучают в школе и детей с ОВЗ, для которых разработаны адаптированные программы, организовано и обучение на дому, и семейное обучение.

Образовательная карта школы позволяет обеспечить сетевой принцип соорганизации кадровых, методических, материальных ресурсов образовательных организаций, ВУЗов, негосударственных образовательных учреждений и общественных организаций города Сургута и России.

Методическая работа является важнейшим звеном системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Накоплен достаточно большой опыт методического сопровождения педагогов, разработана продуктивная модель (Рисунок 1). Методическая система обучения — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся 1.
     Обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система.

Данные международных исследований доказывают, что качество работы учителя является главным, решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и прирост качества образовательных результатов ее учащихся 2.

Как отмечает С.Г. Молчанов, «методическая, научно-методическая работа и дополнительное профессиональное образование является составляющими системы повышения квалификации, следовательно, методическая работа внутри образовательного учреждения приобретает качественный новый вид, у нее появляются новые функции, a традиционные – во многом существенно изменяют свои акценты и приоритеты» 3. Отметим, что методическая работа – это обязательная часть профессионально-педагогической и управленческой деятельности, и в ее рамках должны создаваться теоретические продукты, такие как, конспекты учебных занятий, программы развития образовательного учреждения и т. д., которые смогут обеспечить педагогические и управленческие действия. Отсюда возникает еще одна из задач методической работы - это создание единого фонда программно-методических материалов. В данной образовательной организации удалось создать такой единый фонд.

Методическая работа в школе функционирует как целостная система с единой методической темой, отражающая реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной компетентности.

Руководство системой осуществляет научно-методический совет (далее - НМС), в состав которого входят не только администрация и руководители методических объединений (далее - МО), но и опытные творческие педагоги. В течение года уровень профессиональной компетенции педагогов диагностируется и анализируется путем посещения уроков и внеурочных мероприятий, анкетирования и тестирования, изучаются информационные потребности и запросы в повышении квалификации, в приобретении дополнительных педагогических специальностей. Определяется маршрут научно-методического сопровождения, проводится систематическое корпоративное обучение, организуются педагогические советы, «Школа молодого педагога», «Школа педагогического поиска», «Факультет повышения квалификации» и другие методические мероприятия. В ходе осуществления контроля проводится коррекция образовательной деятельности (анонсирование новых образовательных технологий и учебно-методической литературы).

При организации любой деятельности необходимо стимулирование педагогов через следующие формы: профессиональные конкурсы различного уровня, участие в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах и других методических мероприятиях по диссеминации педагогического опыта. Также для стимулирования педагогических работников организуют авторские сайты и дистанционные курсы, в результате которых каждый учитель получает награду. Каждый этап требует оценки и анализа результатов формирования профессиональной компетенции (проводится аттестация педагогических кадров, диссеминация педагогического опыта).

В каждой образовательной организации неотъемлемой частью методической системы является деятельность методических объединений, которые решают проблемы развития школы и профессионального развития учителя. Структура МО в данной школе представляет собой совокупность методических объединений учителей по предметам и/или образовательным областям. В содержание работы методических объединений входят следующие аспекты: обсуждение вопросов преподавания предмета; выбор УМК, учебников, пособий; обсуждение тематического планирования; обмен методическими приемами; составление заданий для организации промежуточной аттестации; информирование учителей по различным вопросам профессиональной деятельности; анализ качества работы педагогов в режиме функционирования; помощь в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов; мониторинг качества; планирование работы с одаренными детьми и детьми, испытывающими затруднения в усвоении образовательной программы; планирование и результат ФГОС НОО и ООО.

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта данный опыт может быть востребован в российской школе при условии решения в каждой школе ряда уже не новых, а все также актуальных проблем.

В результате исследования пришла к выводу, что данная модель имеет высокую эффективность. В образовательной организации 72% учителей имеют первую и высшую квалификационные категории. 100% педагогических работников имеют благодарственные письма, грамоты и дипломы различного уровня, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагогов.

 

Список использованной литературы

 Богуславский М.В. Инновационное содержание образования / Сост. доктор пед. наук М.В. Богуславский. – М.: Эврика, 2003. – 144 с.

 М.Барбер, М.Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования, 2008. - № 3 .– С. 7-60.

 Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности / С.Г. Молчанов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. – Ростов н/Д: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. – 122 с.

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 // Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897–1.pdf 

Рисунок 1

 

Модель научно-методического сопровождения педагогов в условиях инновационной деятельности

Создание электронных образовательных ресурсов

Консультирование

Информационно-коммуникационные технологии

Современные воспитательные технологии

Для педагогов-экспериментаторов

По программно-методическому обучению

Подготовка к процедуре аттестации

Современные образовательные технологии

Посещение и анализ уроков и внеурочных мероприятий

Диагностика, анализ уровня профессиональной компетенции



 

 

Определение маршрута научно-методического сопровождения


 

 

 

 

Изучение информационных потребностей и запросов в повышении квалификации, в приобретении дополнительных педагогических специальностей


 

Изучение образовательных программ, методической продукции



 

 

Психологическая диагностика и выявление профессиональных затруднений

Техническое сопровождение проекта «АВЕРС: Электронный журнал»

Создание и техническое сопровождение авторского сайта, блогов, веб-страниц, веб-квестов

 

 


 



 

 

 

Педагогические советы


 

Научно-методический совет

 

 

Методические объединения

 

 

Систематическое обучение

Школа педагогического поиска

 

 

Факультет повышения квалификации

 

 

 

«Школа молодого педагога»

 

 

 

Групповое обучение по проблемным вопросам

 

 

Продолжение

 

Web-клуб молодых педагогов и наставников «Интернет-наставник»



 

Очные формы: семинары, практикумы, мастер-классы, открытые уроки и т.д.

Стимулирование педагогической активности

 

 

Дистанционные формы: вебинары, видеоконференции и т.д.



 

 

Городские профессиональные конкурсы

Конференции, чтения и т.д.


 

Дистанционные профессиональные конкурсы

Курсы повышения квалификации, в том числе внутрифирменные

 

 

Школьные профессиональные конкурсы

Работа по теме самообразования

 

 

Участие в научно-практических конференциях, семинарах и других методических мероприятиях по диссеминации педагогического опыта



 

Коррекция образовательной деятельности

Диссеминация педагогического опыта в средствах массовой информации, в том числе в педагогических сетевых сообществах


 

 

Ресурсы методического кабинета и школьной библиотеки

Организация авторских сайтов и дистанционных курсов



 

 

Анонсирование новых образовательных технологий и учебно-методической литературы

Наставничество


 

Награждение педагогических работников

 

Установление методического дня, предоставление отгулов


 

Оценка, анализ результатов формирования профессиональной компетенции


 

Реализация системы оценки качества деятельности педагога


 

Аналитическая справка

 

 

Оценка профессиональной деятельности: карта профессионального роста



 

 

Аттестация педагогических кадров

 

 

Диссеминация педагогического опыта

 

1.  Богуславский М.В. Инновационное содержание образования / Сост. доктор пед. наук М.В. Богуславский. – М.: Эврика, 2003. – 144 с.

2.  М.Барбер, М.Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования, 2008. - № 3 .– С. 7-60.

3.  Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности / С.Г. Молчанов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. – Ростов н/Д: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. – 122 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации