12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья25
1

Методические рекомендации «Развитие дошкольников в условиях деятельностного подхода к построению образовательного процесса»

Развитие дошкольников в условиях деятельностного подхода к построению образовательного процесса

Голятина Н.А воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №38» г.Чита Забайкальский край

Деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.

Речевая деятельность ребенка имеет ту же структуру, что и любой другой вид деятельности. И, прежде всего, это - мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность.

 Мотивы у детей старшего возраста самые разнообразные:

  • Коммуникативный – потребность в речевом общении.
  • Экспрессивный – желание передать свои эмоции, впечатления, желания.
  • Познавательно - побудительный – спросить, почему так происходит.

Одной из задач является обогащение   познавательного, литературного, деятельностного опыта ребенка. Ведь чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и со взрослыми, тем активнее станет его речь.

В группе рекомендуется создать развивающую речевую среду: разнообразные виды театров; подбор познавательной литературы: книги, энциклопедии, альбомы, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудиотека, картотека художественного слова, игротека "Говори и рассказывай", центр Науки и экспериментирования, и т.д.

Семья и дошкольное образование – две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольной период. Хотя ведущая роль в развитии дошкольников и остается за общественным воспитанием, роль семьи от этого не снижается, ибо наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда между детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь.

На семью, как и на дошкольное учреждение, ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка. И по этому родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и уходить от воспитательного процесса. Ведь родители - первые и главные воспитатели и учителя своего ребенка с рождения и на всю жизнь. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей.

Эффективной формой работы считаю наглядную агитацию, например организацию стендов, «уголков для родителей», где даются сведения о формировании звукопроизношения, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, в произнесении которых дети часто допускают ошибки, небольшие заметки, статьи по развитию речи де - тей дошкольного возраста, советы по словарной работе с детьми, игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и списки необходимой литературы.

При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль или «обратная связь» за этой деятельностью. Осуществляется он ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, можно узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей. В уголках для родителей отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей.

Образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтение, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделиться своими знаниями с детьми.

Еще одним из основных мотивов является семантический - потребность старшего дошкольника обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности .

Для его поддержания предлагается педагогам создавать Книги «Сказок», Энциклопедии стихов, куда вместе с детьми можно записывать и зарисовывать придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, видео и записи на диктофон с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми. А в подготовительной группе дети могут изготовить собственные «Букварики».

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.

В подготовительной к школе группе особое значение приобретает планирующий мотив речевой деятельности. У ребенка возникает необходимость прогнозировать результаты своей деятельности, планировать ее ход. Поэтому одной из задач является стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности: прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению поручения, побуждаю, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете, о том, что он будет делать.

Таким образом, постепенное накопление мотивов, обеспечивающих принятие ребенком цели речевой деятельности, способствует усилению субъектной позиции каждого ребенка.

Следующим компонентом речевой деятельности выступает цель.

В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно поставить цель речевой деятельности и успешно реализовать ее. А в возрасте шести лет ребенок может уже соотнести полученный результат с поставленной целью и оценить успешность своей деятельности.  Задачей на этом этапе является - помочь ребенку установить связь между целью и результатом, привлекая детей к анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников.

Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности по освоению целевого компонента будет самостоятельность и осознанность в постановке цели, ее реализации и соотнесении с результатом.

Содержанием речевой деятельности ребенка могут быть знания, впечатления, эмоции, желания. Поэтому необходимо наполнить жизнь детей в группе яркими, эмоциональными событиями, интересными и значимыми для детей: детские проекты, праздники, ярмарки, театрализованные представления, конкурсы, выставки, спортивно – музыкальные развлечения, соревнования, КВН, сюжетно –ролевые игры, викторины.

В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества.  Для ее реализации можно использовать систему творческих заданий, направленных на развитие воображения, мышления и речи детей.

   Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление творческих рассказов по картине.

Используя в своей работе технологию ТРИЗ, приемы моделирования, алгоритмы, карты Проппа, педагоги знакомят детей со способами сочинения загадок, считалок, с разнообразными моделями составления сказок. Очень важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение, отстранение и др.

 В центре художественно-речевого творчества сосредоточены основные дидактические материалы для развития речевого творчества детей (атрибуты для театрализованных игр, материалы для режиссерских игр, игры - фантазирование).

Для создания новых образов героев детских сказок можно предложить игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Так же используется игра «Необыкновенное животное»: путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя.   Можно предложить придумать ему имя, определить место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Продолжая разговор, можно предложить подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного.

Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин, карт Проппа. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.

Таким образом, накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми), развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.

Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности является самостоятельный выбор содержания речи – это может быть рассказ, сказка, загадка, речевое высказывание, беседа и т.д. а также насколько это содержание оригинально и самобытно.

Основным средством   речевой деятельности является язык в единстве всех его сторон: грамматической, лексической, фонетической, синтаксической, морфологической. Уровень освоения языка ребенком — важнейшее условие успешности   его   речевой деятельности.  Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые   усиливают   речевое   воздействие   на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.

Для того, чтобы словарный запас ребенка был достаточно обширен, чтобы дети овладели сложными речевыми формами, могли свободно ис-пользовать в своей речи такие средства языковой выразительности, как эпитеты, образные сравнения, метафоры, гиперболы,   вводятся  приемы, направленные на использование детьми в речи образных характеристик объектов, куда входят задания по составлению сравнений, метафор, придумыванию загадок, игры и творческие задания для развития выразительности речи.(ТРИЗ)

Проявление субъектности ребенка в речевой деятельности   характеризуется   не   только   наличием   указанных средств в речи, но и умением самостоятельно, творчески пользоваться ими в процессе речевой деятельности, при построении высказывания.

Поэтому, еще одна задача, которую необходимо ставить перед собой - развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности. Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребенком цель речевой деятельности отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение». Например: «Найди в группе самую веселую игрушку и расскажи про нее», «Придумай страшную сказку», «Расскажите смешную историю о грустном котенке», «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать?», «Сказка о доброй Бабе – яге»

В процессе рассказывания, в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.

Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облеченные в определенную речевую форму.

Дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т.д.),

Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов (придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, по картам Проппа, составляют диафильмы, сочиняют загадки, сказки и т.д.).

Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности становится самостоятельность целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

 Неоспоримым показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности является способность детей объективно оценить результат своей речевой деятельности и готовность работать над его совершенствованием.

Простые игры упражнения для проведения дома и в образовательных учреждениях:

  1. Поиск предмета.
  2. Для малышей выкладывают 2-3 игрушки, дают детям отвернуться и одну прячут.
  3. Взрослый просит назвать какого предмета не хватает.
  4. В средней группе количество объектов увеличивают.
  5. Упражнение на сравнение картинок, например жираф большой, а мышка маленькая.
  6. Имитация голосов животных.
  7. Название объектов в единственном и множественном числе.
  8. Добавление к существительному глаголов (пароход плывет, машина едет).
  9. Запоминание чистоговорок и скороговорок.
  10. Игра на правильное использование предлогов (мышка в норке, птичка на ветке, мячик под столом).
  11. Описание сказки по картинке.
  12. Придумывание окончание рассказа.
  13. Игра со звуками – нахождение слов на заданную букву.
  14. Подбор рифмы к словам.
  15. Самостоятельное составление рассказа.

Уникальная методика развития речи дошкольника должна сочетать различные методы, быть ориентирована на возрастную группу и учитывать особенности каждого ребенка. Систематические занятия помогут вовремя освоить грамотную речь и приобрести навыки для общения в социуме.

    Литература:

  1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика- Синтез, 2015 г.
  2. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития Текст.: метод, рук. для работников дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005.
  4. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128 с.
  5. Гуськова А. А. Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет на основе сказок. Волгоград: Учитель, 2010.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.