Реализация технологии проектного обучения в начальной школе

3
0
Материал опубликован 4 January 2020

Тема доклада: «Реализация технологии проектного обучения в начальной школе»

Учитель начальных классов: Забелина И. А.

Реализация технологии проектного обучения в начальной школе.

Во все времена педагогов волновал вопрос: как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного? Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается сегодня на реализации компетентностно-ориентированного подхода в обучении. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов.

   Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

   Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

  Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

Принятие  решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

Формулирование цели и задач деятельности.

Составление плана и программы.

Выполнение плана.

Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. 

Цель: Развитие интереса к предмету;

Приобретение исследовательского опыта;

Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в

классе, на большую аудиторию;

Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д

Проекты бывают: Исследовательские; Творческие; Ролево – игровые; Информационные; Практиориентированные; Монопроекты; Интегрированные

По степени включения есть индивидуальные и групповые проекты.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: краткосрочные (2–6 ч), среднесрочные (12–15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа 

Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.

Метод проектов никак не противоречит другим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у них появляется стремление к новым знаниям, желание добыть их, чтобы тут же применить для решения поставленных в проекте задач. Благодаря участию в проекте школьник становится более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед недостатком знаний, к нему приходит понимание того, что значит «научиться учиться».

Учитель на таком уроке не говорит: «Делай, как я!» Он даёт почувствовать каждому, что проект – это одновременно мечта и живое творческое дело; проект задаёт цель, к которой надо стремиться и которая может быть с в конкретном деле.

Над проектом учащимся часто приходится работать в группе. Групповая работа избавляет от страха сделать неверный вывод, положительно сказывается на психологическом микроклимате.

Проектная деятельность создаёт условия для проявления познавательных и творческих способностей, стимулирует творчество и самостоятельность, удовлетворяет потребность в самореализации, формирует умения самостоятельно конструировать свои знания, развивает критическое и творческое мышление. Она позволяет учащимся выйти за рамки школьных предметов. От проекта к проекту школьники поднимаются по ступенькам личностного роста. Особенно актуальна проектная деятельность для учащихся с пониженной мотивацией к обучению.

На уроках можно использовать мини-проекты. Такие проекты проходят в рамках одного урока с целью создания проблемной ситуации при определении цели урока.

Большую роль играют творческие, исследовательские проекты. Темы таких проектов: «Наши бабушки», «Снег полезный или вредный», «Зачем нужен алфавит?» и т. д.

Значительный учебно-воспитательный эффект заложен в презентации проектов. Очень важно,чтобы представляя проект, школьники рассказывали, как именно шла работа над ним. Готовясь к презентации, учащиеся учатся аргументированно излагать свои мысли, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы, делать вывод

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам»

В течение месяца учащиеся 2 класса работали над проектом «Аквариум и его обитатели».

Практическая ценность проекта заключается в том, что некоторые ребята из нашего класса уже имеют у себя в доме аквариум и хотели бы лучше узнать об уходе за рыбками. Те ребята, у которых нет аквариума, заинтересовались этой темой и думают в будущем завести рыбок дома.

Цель проекта: изучить теоретический материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас вопросы, выполнить творческую работу.

Предполагаемый продукт:

   На основе собранного материала создать копилку фактов из жизни аквариумных рыбок и выполнить творческую работу «Рыбки в аквариуме».

Работа проходила в несколько этапов:

На первом этапе мы использовали поисковый метод исследования: знакомились с теоретической информацией, необходимой нам для создания проекта. Мы узнали, что такое аквариумистика, познакомились с различными видами аквариумных рыбок, собрали копилку интересных фактов о них. Мы рассматривали каждую из выбранных нами рыб с разных сторон:

Размер рыбки;

Условия, необходимые для ее содержания;

Питание;

Характер.

На этом этапе мы использовали не только учебную литературу, но и информацию, взятую из интернета, просмотр учебных видеофильмов.

На втором этапе мы систематизировали полученный материал. Главный вопрос, который стоял перед нами: какие рыбки смогут жить вместе в одном аквариуме. Затем мы сравнивали изученных рыбок по основным параметрами и делали выводы.

На третьем этапе мы выполняли творческую работу.

Организационный этап

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

Ребята представляют свои творческие работы.

Вывод: В ходе реализации проектных технологий у школьников формируется способность приобретать знания, самостоятиельно использовать их для решения практических задач, приобретаются коммуникативные навыки и умения при работе в группах, решать возникающие проблемы, быть в роли лидера и подчиненного, слушать и слышать своего товарища, аргументировать свою точку зрения. Таким образом, происходит воспитание чувства ответственности, формируется умение общаться друг с другом. Задания, носящие продуктивный характер, способствуют творческому самовыражению, развитию креативности, как черты личности школьника.

Использованная литература:

1.Журнал «Начальная школа» №1 2014г.

2. Журнал «Начальная школа» №11 2013г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.