Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Жан-Жак Руссо
Из опыта работы.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее их физическое состояние или обучение». Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные говорят о том, что за последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий сегодняшнюю ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Многочисленные исследования последних лет говорят о том, что около 25-30% детей, поступающих в первые классы, имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых уменьшается в четыре раза.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт система образования. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни.
Достижение данной цели невозможно без использования здоровьесберегающих технологий в учено-воспитательном процессе, при которых формируется бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью. Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Что должен делать учитель для сохранения здоровья детей?
Я считаю, что сохранение и укрепление здоровья детей – самая важная задача современности. И учитель может и должен сделать для этого гораздо больше, чем врач. Ведь именно в школе дети находятся значительное время. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний , желание учиться. В.А.Сухомлинский говорил, что «Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил … и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Важная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока.
Важными составляющими организации урока являются:
Ученая нагрузка – количество уроков и их продолжительность.
Нагрузка от внеурочной деятельности в школе (кружковые занятия).
Занятия активно-двигательного характера: уроки физической культуры, спортивные мероприятия.
Сохранение здоровья детей – главное, на что я обращаю внимание при проведении уроков. На своих занятиях провожу физкультминутки через 15 – 20 минут от начала урока или по мере необходимости умственного утомления у большей части учащихся.
Физические упражнения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья. Они важны для развития всех систем организма.
Русский язык и математика считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут, считают, быстро утомляются. На таких уроках обязательно стараюсь провести гимнастику для глаз, для снятия утомляемости в мышцах кисти рук. Для меньшей утомляемости детей стараюсь избегать однообразия на уроках.
Очень часто использую на занятиях тестовые задания, игровые задания на развитие фантазии. Использование интересных заданий, игровых обучающих программ позволяет снять эмоциональное напряжение на уроке.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета. Часто использую музыкальное сопровождение, физкультминутки в стихах, игровые паузы, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений я включаю:
Упражнения для ног
Укрепления зрения
Упражнения на выработку рационального дыхания
Массаж лица, рук, ног
Отдых позвоночника
Физкультминутки очень нравятся детям, дают возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к учебе. Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры. Очень важно на этих уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. На этих уроках стараюсь чередовать виды деятельности (теорию и практику), обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, предъявляю требования и делаю замечания только в дружественной форме. Стараюсь не допускать перегрузку учащихся. Большую часть уроков физкультуры провожу на свежем воздухе. Вне урока часто организую спортивные мероприятия (весёлые старты, соревнования, игры, спортивные развлечения, праздники). Часто в этих мероприятиях участвуют родители. На родительских собраниях обсуждаются темы: «Здоровый образ жизни», «Моё здоровье», «Начальная школа – территория здоровья» и т.д. Привлечение родителей даёт возможность более систематической и всесторонней работы по формированию здорового образа жизни.
Все внеклассные мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививают навыки здорового образа жизни.
Я считаю, что если мой ученик с радостью идёт в школу, если ему комфортно на уроке и во внеурочной деятельности, то это помогает сохранить психическое здоровье ребёнка и педагога тоже.
Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни. Если мы научили детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.
В заключение приведу слова Ж.Ж.Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Список литературы
1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
2. Антропова М.В. Работоспособность учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.
3. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.
5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат). Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология» 2 – е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с. 184 – 187.