Методическая разработка «Ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы по информатике»

7
1
Материал опубликован 15 April 2019 в группе

Пояснительная записка

Необходимым условием изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Одним из методов эмоционального стимулирования обучения является метод стимулирования занимательностью – введение в учебный процесс занимательных примеров, игр, опытов, интересных фактов. Проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе, в процессе работы нужно уделять достаточно большое внимание. Для обучающихся начальной школы – это новый предмет и хочется заинтересовать их. В среднем звене - новые требования, учителя. Многие ученики не справляются со всем этим и существенно снижают успеваемость. В младших классах дети в процессе учебы должны больше играть, получать удовольствие от учения. Они не готовы воспринимать «сухую» теорию и в среднем и даже старшем звене, поэтому необходимо продолжать «оживлять» процесс обучения.

Головоломки — очень занимательный и популярный вид задач, способных «оживить» урок. Впервые они появились в XV веке во Франции, а в 1582 году вышел первый печатный сборник ребусов, составленный Э Табуро. Головоломки вызывают большой интерес у детей, независимо от возраста. Они вносят в учебный процесс свою изюминку. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Они учат детей логически мыслить.

Головоломка – это сложная, порой трудноразрешимая загадка, задача. Приведу примеры языковых головоломок: загадки, анаграммы, криптограммы, ребусы, кроссворды, которые я применяю на своих уроках.

Использование головоломок – эффективный способ повышения интереса учащихся к предмету. А это одна из составляющих триединой цели урока – воспитательная.

К примеру, загадка – мудреный, замысловатый вопрос, в котором то, что загадано, всегда скрывается под «маской», на предмет загадывания лишь делается намек. Загадка – это средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Предмет загадки должен быть информативен, можно рассказать о его создании, о его действиях, о том, что с ним делают и т.п. Примеры загадок для начальной школы - Приложение 1.

Анаграмма (перестановка букв), слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания. (Приложение 2).

В криптограмме предложение или высказывание зашифровано с помощью самой простой технологии: каждая буква алфавита заменена какой-нибудь другой буквой или закодирована числом. Так на уроках информатики в начальной и средней школе, изучая тему «Кодирование информации» я применяю криптограммы. Например, показываю на экране таблицу с закодированным словом, а у детей на столах карточки с алфавитом, где не только буквы, но и номера этих букв в алфавите. Обращаюсь к детям: «Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Чтобы узнать это, давайте раскодируем слово, которое находится на доске». Но вначале надо оговорить правила. Например, это слово закодировано заменой каждой буквы на предыдущую или последующую букву алфавита (или через одну-две буквы). Пример: слово "Информатика" может быть "Йохпснбуйлб", если каждая буква заменена на следующую букву алфавита.

Или закодирован числами следующий момент урока - закрепление материала по определенной теме с помощью ребусов. Для того, чтобы узнать, какое задание будет следующим, предлагаю расшифровать закодированное слово. Учащимся раздаю карточки с таблицами, в которых закодировано слово. Надо разгадать, какой следующий этап урока. Дети разгадывают слово, например, ребусы. Они очень любят разгадывать ребусы.

18

6

2

21

19

29

Р

Е

Б

У

С

Ы

 

Или такое задание: Восстанови предложение

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

,

печатает

2

не

Компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

В таблице вставлены слова из предложений. Вам надо составить предложение, закодированное в таблице, посмотрев на координаты, которые записаны в скобках под таблицей. Помните, что сначала смотрим цифру по горизонтали, а потом по вертикали.

(2;2) (4;3) (4;1) (2;3) (3;1) (1;3)

Ответ: Компьютер решает, но думает человек

Следующий вид головоломок, который очень нравится детям — кроссворды. Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворд познавательного характера. Такие кроссворды можно предлагать на этапе первичного осмысления. Если вопросы кроссворда призваны привлечь учащихся к изучению нового материала или направлены на повышение интереса к предмету, то это мотивационный вид кроссвордов. А если через них, с опорой на изученный материал, предполагается подготовить учащихся к восприятию нового материала, то это актуализирующий кроссворд.

Для контроля знаний одной темы составляю кроссворды с вопросами текущей темы, а для обобщения и систематизации – по нескольким темам. (Приложение 3).

Кроссворды позволяют одновременно актуализировать и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать с учебником, побуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение довести начатое дело до конца.

Ребусы

Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза закодированы в виде рисунков, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Они помогают развивать логику, внимание, сообразительность, смекалку. Их можно применять как в начале урока для определения темы, так и при закреплении материала. (Приложение 4).

Применение головоломок на уроках информатики дает возможность повысить мотивацию учащихся, дать им знания.

В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Головоломки, составление по учебному материалу, позволяют разнообразить формы работы с учащимися. Они могут использоваться для проверки усвоения терминов и их определений по окончании изучения темы, раздела или всей дисциплины перед итоговым контролем.

Иногда, в соей практике, предлагаю детям творческие задания по теме на дом. Это составление кроссвордов, ребусов, загадок, или придумать свой пример кодирования информации с помощью каких-либо своих обозначений. Использую такие задания для взаимопроверки. Дети обмениваются своими примерами с удовольствием. При этом сразу заметно, насколько лучше дети изучили тему в учебнике. Разгадывая головоломки, дети учатся работать с книгой и выбирать наиболее подходящие (краткие и точные) формулировки к терминам или давать их самостоятельно, параллельно осуществляя повторения и закрепление учебного материала, осваивается правильность написания терминов и определений к ним, поэтому такая работа важна. Они находят ошибки в определении, написании терминов, неточности в задаваемом вопросе или неправильно составленном ребусе.

Головоломки гармонично развивают целый комплекс интеллектуальных способностей: логико-теоретическое, пространственное мышление и воображение, эвристическое и креативное мышление, практические навыки исследовательского поведения.


Приложение1_загадки
DOCX / 21.58 Кб

Приложение2_анаграммы
DOCX / 22.64 Кб

Приложение3_кроссворды
DOCX / 118.56 Кб

приложение4_ребусы
DOCX / 171.37 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал! Берём себе в копилочку! Обязательно воспользуюсь для разработок материалов!

16 April 2019