12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шмидт Дарья Николаевна296
Педагогический стаж 13 лет. Победитель конкурса Лучших учителей РФ 2008 (ПНПО). Высшая категория
Россия, Алтайский край, Бийск
3

Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Диаграммы» (5 класс)

Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Диаграммы»

(5 класс)

Пояснительная записка

Обязательным условием развития и воспитания одаренного ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся. Решить эту задачу силами, каких – либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга, назрела реальная необходимость проводить такие уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе, т.е. интегрированных, совмещенных уроков по нескольким различным дисциплинам.

Интегрированные уроки математики и информатики можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

Общепредметной целью интегрированного урока по теме «Диаграммы» является формирование у учащиеся целостного взгляда на окружающий мир.

Для обучения используется учебник Н.Я. Виленкина «Математика - 5», а также учебник «Математика - 5» под редакцией Петерсона.

Идея урока связана с развивающей целью. В плане предусматривается сочетание коллективной и индивидуальной работы, обучение идет с учетом уровневой дифференциации. В план урока включены задания, которые могут опережать уровень умственного развития учащихся, но лежат в зоне их ближайшего развития.

Учитывая, что у учащихся пятых классов преобладает образно-наглядное представление, материал на уроке дается не только доступно, но и наглядно. На притяжении всего урока используется специально подготовленная мультимедийная презентация, формирующая целостное представление об изучаемой теме.

Для включения всех учащихся в работу проводится разминка – устный счет, который способствует хорошему восприятию нового материала. Новый материал преподносится как что-то знакомое (но немного забытое) в ходе бесед, рассуждений, выводов, на базе уже известных фактов. Такая форма организации работы помогает детям самим делать открытия.

С целью расширения знаний по теме «Диаграммы» учащимся предоставляется возможность использования информационно-коммуникационных технологий для построения диаграмм различных типов и видов.

Цели урока:

1. Обучающая

  • Повторение и обобщение имеющихся знаний по теме «Диаграмма».
  • Расширение и углубление знаний о видах диаграмм.
  • Знакомство с алгоритмом построения круговой диаграммы, применение его к решению задач.
  • Знакомство с алгоритмом построения диаграмм с помощью табличного процессора Excel.
  • Построение различных видов диаграмм с помощью Мастера Диаграмм.

2. Развивающая

  • Формирование умений частично-поисковой познавательной деятельности.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие умения видеть знакомое в незнакомом, умения обобщать и делать выводы.
  • Развитие наблюдательности, зоркости и внимания.

3. Воспитательная

  • Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к учебному труду.
  • Прививать бережность и аккуратность в использовании компьютерной техники.

Все знания и умения, полученные и закрепленные учащимися на данном уроке, являются необходимыми для дальнейшего изучения курса математики и информатики.

Остановимся на методических рекомендациях, а также технических и программных требованиях для проведения интегрированного урока по математике и информатике по теме «Диаграммы»

Во-первых, остановимся на материально-технической базе, необходимой для успешности данного урока. Так как урок является интегрированным с информатикой, то именно от наличия программных и технических средств зависит немалая часть результата.

Итак, для успешного результата необходимы следующие технические и программные средства:

  • Класс, оснащенный компьютерной техникой.
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Табличный процессор MS Excel.
  • Программа MS Power Point.
  • Мультимедийная презентация для проведения данного урока

Использование на уроке презентации дает учителю возможность проведения устной работы. При этом интересно проходит работа с круговыми примерами, учащиеся наглядно видят результат своей работы. Проверка результатов выполнения теста также осуществляется с помощью слайдов презентации. Опыт работы показывает, использование презентации на уроки способствует лучшему восприятию учащимися материала изучаемой темы.

Важным при проведении данного интегрированного урока с использованием ИКТ является следующее:

  • Все задания, включая компьютерные, составлены в соответствии с содержанием математики и информатики и методикой их преподавания, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
  • Учащиеся умеют обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
  • Учащиеся знают правила поведения и гигиены при работе за компьютером.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

 

План урока

1. Организация класса

2. Домашнее задание

3. Сообщение целей урока

4. Опрос

  • Выдача карточек индивидуального опроса
  • Устная работа в беседе с учащимися
  • Проверка учащихся работающих за доской
  • Проверка домашнего задания

5. Изучение темы

6. Расширение темы – построение диаграмм с помощью компьютера

7. Проверка усвоения материала

8. Итог урока

  • Повторение ранее изученного материала по таблице
  • Составление алгоритма построения диаграмм
  • Построение диаграмм
  • Самостоятельное построение
  • Заполнение таблиц
  • Построение круговых диаграмм
  • Знакомство с различными видами диаграмм
  • Самостоятельная работа
  • Самопроверка
  • Анализ, оценка деятельности

 

Содержание урока

I. Организация класса

 

II. Задание на дом

п.43, №1677, 1809 (в), 1815. Придумать задачу и построить к ней одну из 9-ти видов диаграмм.

 

III. Сообщение темы и цели урока.

Через проектор на большом экране появляются анаграммы и ребусы. (1-5 слайды презентации).

Учащимся предлагается разгадать их, сформулировать тему и цели урока.

(Диаграмма, круг, части, доли, проценты)

1. Опрос и повторение пройденного

Карточки-задания учащимся (по уровням развития)

1-й ученик: Медиками установлено, что для нормального развития ребенка, которому Т лет, где Т<18, должен спать в сутки t часов, где t определяется по формуле . Сколько времени должен спать в сутки ребенок в возрасте 1 года, 2 лет, 4 лет, 7 лет. Заполни таблицу.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/b1458375210.png (752x337)

 

Решение
Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1458375259.png (741x56)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1458375314.png (769x392)

 

Решение:
Здесь будет изображение: /data/edu/files/u1458375423.png (312x123)

 

2. Устная работа в беседе с учащимися

А) Решить круговые примеры и узнать, что мы будем использовать на уроке

(6 слайд презентации)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.