Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Диаграммы» (5 класс)
Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Диаграммы»
(5 класс)
Пояснительная записка
Обязательным условием развития и воспитания одаренного ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся. Решить эту задачу силами, каких – либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга, назрела реальная необходимость проводить такие уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе, т.е. интегрированных, совмещенных уроков по нескольким различным дисциплинам.
Интегрированные уроки математики и информатики можно рассматривать как одну из форм активного обучения.
Общепредметной целью интегрированного урока по теме «Диаграммы» является формирование у учащиеся целостного взгляда на окружающий мир.
Для обучения используется учебник Н.Я. Виленкина «Математика - 5», а также учебник «Математика - 5» под редакцией Петерсона.
Идея урока связана с развивающей целью. В плане предусматривается сочетание коллективной и индивидуальной работы, обучение идет с учетом уровневой дифференциации. В план урока включены задания, которые могут опережать уровень умственного развития учащихся, но лежат в зоне их ближайшего развития.
Учитывая, что у учащихся пятых классов преобладает образно-наглядное представление, материал на уроке дается не только доступно, но и наглядно. На притяжении всего урока используется специально подготовленная мультимедийная презентация, формирующая целостное представление об изучаемой теме.
Для включения всех учащихся в работу проводится разминка – устный счет, который способствует хорошему восприятию нового материала. Новый материал преподносится как что-то знакомое (но немного забытое) в ходе бесед, рассуждений, выводов, на базе уже известных фактов. Такая форма организации работы помогает детям самим делать открытия.
С целью расширения знаний по теме «Диаграммы» учащимся предоставляется возможность использования информационно-коммуникационных технологий для построения диаграмм различных типов и видов.
Цели урока:
1. Обучающая
- Повторение и обобщение имеющихся знаний по теме «Диаграмма».
- Расширение и углубление знаний о видах диаграмм.
- Знакомство с алгоритмом построения круговой диаграммы, применение его к решению задач.
- Знакомство с алгоритмом построения диаграмм с помощью табличного процессора Excel.
- Построение различных видов диаграмм с помощью Мастера Диаграмм.
2. Развивающая
- Формирование умений частично-поисковой познавательной деятельности.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие умения видеть знакомое в незнакомом, умения обобщать и делать выводы.
- Развитие наблюдательности, зоркости и внимания.
3. Воспитательная
- Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к учебному труду.
- Прививать бережность и аккуратность в использовании компьютерной техники.
Все знания и умения, полученные и закрепленные учащимися на данном уроке, являются необходимыми для дальнейшего изучения курса математики и информатики.
Остановимся на методических рекомендациях, а также технических и программных требованиях для проведения интегрированного урока по математике и информатике по теме «Диаграммы»
Во-первых, остановимся на материально-технической базе, необходимой для успешности данного урока. Так как урок является интегрированным с информатикой, то именно от наличия программных и технических средств зависит немалая часть результата.
Итак, для успешного результата необходимы следующие технические и программные средства:
- Класс, оснащенный компьютерной техникой.
- Мультимедийный проектор, экран.
- Табличный процессор MS Excel.
- Программа MS Power Point.
- Мультимедийная презентация для проведения данного урока
Использование на уроке презентации дает учителю возможность проведения устной работы. При этом интересно проходит работа с круговыми примерами, учащиеся наглядно видят результат своей работы. Проверка результатов выполнения теста также осуществляется с помощью слайдов презентации. Опыт работы показывает, использование презентации на уроки способствует лучшему восприятию учащимися материала изучаемой темы.
Важным при проведении данного интегрированного урока с использованием ИКТ является следующее:
- Все задания, включая компьютерные, составлены в соответствии с содержанием математики и информатики и методикой их преподавания, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
- Учащиеся умеют обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
- Учащиеся знают правила поведения и гигиены при работе за компьютером.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
План урока
1. Организация класса
2. Домашнее задание
3. Сообщение целей урока
4. Опрос
- Выдача карточек индивидуального опроса
- Устная работа в беседе с учащимися
- Проверка учащихся работающих за доской
- Проверка домашнего задания
5. Изучение темы
6. Расширение темы – построение диаграмм с помощью компьютера
7. Проверка усвоения материала
8. Итог урока
- Повторение ранее изученного материала по таблице
- Составление алгоритма построения диаграмм
- Построение диаграмм
- Самостоятельное построение
- Заполнение таблиц
- Построение круговых диаграмм
- Знакомство с различными видами диаграмм
- Самостоятельная работа
- Самопроверка
- Анализ, оценка деятельности
Содержание урока
I. Организация класса
II. Задание на дом
п.43, №1677, 1809 (в), 1815. Придумать задачу и построить к ней одну из 9-ти видов диаграмм.
III. Сообщение темы и цели урока.
Через проектор на большом экране появляются анаграммы и ребусы. (1-5 слайды презентации).
Учащимся предлагается разгадать их, сформулировать тему и цели урока.
(Диаграмма, круг, части, доли, проценты)
1. Опрос и повторение пройденного
Карточки-задания учащимся (по уровням развития)
1-й ученик: Медиками установлено, что для нормального развития ребенка, которому Т лет, где Т<18, должен спать в сутки t часов, где t определяется по формуле . Сколько времени должен спать в сутки ребенок в возрасте 1 года, 2 лет, 4 лет, 7 лет. Заполни таблицу.
Решение
Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1458375259.png (741x56)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1458375314.png (769x392)
Решение:
Здесь будет изображение: /data/edu/files/u1458375423.png (312x123)
2. Устная работа в беседе с учащимися
А) Решить круговые примеры и узнать, что мы будем использовать на уроке
(6 слайд презентации)
Похожие публикации